среда, 16 ноября 2011 г.

СКУЛЬПТОР ОТ БОГА. Творения запорожского мастера Ивана Носенко

 
Заслуженный художник Украины Иван Николаевич Носенко, ветеран войны и труда, награжденный орденами и медалями, автор памятников выдающимся деятелям культуры и политики – Т.Г. Шевченко, А.М. Горькому, В.И. Ленину, В.И. Чапаеву. Я.М. Свердлову, П.Д. Осипенко, монументов – «Металлург», «Клятва», «Морякам-десантникам», «За Отчизну», «За власть Советов», «За родную Землю», «Безутешное горе» и других.
Он же автор многих станковых работ, ставших собственностью некоторых музеев Украины.

На здании Запорожского музея истории казачества национального заповедника  «Хортица» установлена памятная доска певцу истории запорожского края Д.И. Яворницкому. Выполнена в металле аналогичная пластическая работа, на которой запечатлен профиль бывшего директора комбината «Запорожсталь» Л.Д. Юпко. Кому неизвестны эти достойные глубокого почитания имена, как в Запорожье, так и в Украине, да и за ее пределами?

Жители Запорожья и его гости обращали  внимание на фронтон областного музыкально-драматического театра. Интересна история этого многофигурного скульптурного горельефа. Были разные предложения, но они не устраивали главного архитектора. Иван Николаевич показал свой тщательно проработанный эскиз метру градостроительства, и тот воскликнул словами Н.В. Гоголя: «Это же племя поющее и танцующее!» И это поистине так, ибо таков украинский народ. Носенко И.Н. выполнял этот горельеф,  как и многие свои монументальные и станковые работы, вместе со спутницей жизни и творчества Н.С. Носенко.

На транспортной магистрали, ведущей в металлургический район города, недалеко от дворца культуры им. Кирова, установлен памятник «Металлург» (арх. Л.Я. Штейфайер). Он знаменует собой большое событие индустриального века – 30-летие первой плавки чугуна на домне №1 Днепровского промышленного комплекса. Дата этой плавки – 16 ноября 1933 года считается днем основания комбината «Запорожсталь». Стоит этот памятник в бессменной вахте десятки лет, будет стоять и в 3-м тысячелетии. Ведь он же от слова «Память».

Кто-то из великих сказал примерно так: можно построить 10 городов, но они не будут иметь своего лица, если в них нет достойного памятника. Не буду приводить примеры столиц мира, которые славны не только удивительной архитектурой, олицетворяющей собою застывшую музыку, но и замечательными памятниками.

Вспомним наш тихий приморский город Бердянск, а в нем – бронзовый монумент «Морякам-десантникам» в честь краснофлотцев Азовской военной флотилии. Знакомая скульптурная группа трех моряков, которые в едином боевом порыве атакуют врага, была отлита из бронзы и установлена на монолит из красного гранита возле могилы двадцати моряков-десантников.

Запорожский ваятель И.Н. Носенко воздвиг немало памятников борцам, павшим в боях в гражданской и Отечественной войнах, установленных в городах и селах нашего края: воинам 42-ой дивизии 13-ой армии (событие 1920 г.) в г. Токмаке, монумент «Клятва» (1973 г. арх. В.С. Моргулец и Е.Г. Евстафьев), установленный на площади Победы в пгт Михайловке, «За Отчизну»  (1974г. арх. Е.Г., Ефстафьев)  в с. Омельник – все в Запорожской области.

Это подлинные произведения монументального искусства. Наивысшей похвалы заслуживает оригинальный по композиции и по пластическому воплощению памятник «За родную землю»  (1993 г. арх. Чаговец П.Н.). Воочию видел, когда наши жницы-труженицы в августе 1941 г. вот так оплакивали убиенных молодых парней на жнивных полях в цветущей гречихе.
 
Венчает галерею памятников высокого человеческого подвига на полях сражений за Отчизну «Комиссар»  /арх. С.В. Василевский / в центре орденоносного Запорожья на Алее Славы. Будто из глубины гранитной скалы рвется призыв: «Вперед, за Родину». За основу взята известная фотография военного корреспондента М.В. Альперта «Комбат», на которой запечатлен младший политрук А.Г. Еременко, председатель совхоза в Вольнянском районе. Его образ стал бессмертным, как сказано в святом писании: смертью смерть поправ.

К образу апостола правды украинского этноса Т.Г. Шевченко и его народных героев ваятель обращался в разные периоды творческой работы. Во власти своих пророческих дум о милой вишневой Украине идет Тарас к людям. Именно такой замысел в памятнике, сооруженном в Полтаве.

А сколько драматизма и печали в станковой работе, которая стала памятником «Безутешное горе», установленном в сквере Шевченковского района на могиле расстрелянных в годы оккупации мирных жителей нашего края.

К образу Ленина ваятель обращался неоднократно. Как человек творческий, бюсты и фигуры выполнял не по шаблону. Самая значительная в его творчестве – фигура вождя, сооруженная в г. Токмаке /1991 г. бронза, гранит/. Общественность и специалисты дали высокую оценку, как истинному произведению пластического искусства. Здесь Ленин, в отличие от многих памятников других скульпторов, идет в глубоком раздумье: куда же мы пришли? Такие мысли рождались и у членов худсовета, когда отливали голову в цехе художественного литья столичного комбината. Как сказал Леонардо да Винчи:

Грехи людей мы режем на металле,
А добродетели их чертим на воде.

В стремлении глубже постичь мир современника, человека труда Иван Николаевич и Надежда Сергеевна  нашли своих героев среди тружеников огненной профессии, с которыми знакомились и много общались. В результате они создали трехфигурную композицию «Бригада комтруда Кинебаса».


Скульптор ходил, как на работу, в огнедышащий цех, чтобы наблюдать, присматриваться к людям. И пригляделся ему энергичный бригадир  Андрей Гаврилюк. Ныне он заслуженный металлург Украины. Познакомились, поговорили, очень ему понравился вожак этой бригады. Да и ребята у него под стать бригадиру. А затем многочасовые сеансы в студии, долгие разговоры о жизни, об искусстве.

Полуфигура металлурга /гипс тонированный/ открывала республиканскую выставку. А. Гаврилюк предстал перед зрителями вдохновенным покорителем огня, творцом металла. Его образ  запечатлен в различных изданиях, каталогах. В дальнейшем скульптор познакомился с бригадиром из мартеновского цеха комбината «Запорожсталь» Олегом Матвеевым, изваял и его, и этот образ был запечатлен в изданиях.

В содружестве с Н.С. Носенко скульптор создал галерею тружеников: «Заслуженный металлург УССР П. Дорошенко и подручный Л. Перехрест», «Герой Соцтруда М. Сардак», «Новатор Ю. Маркин», «Механизатор Н. Овсиенко» - достойных людей нашей драматичной эпохи. В фигурах и портретах отражены, кроме личностных качеств, лучшие черты тружеников: самоотверженность, увлеченность делом, трудолюбие.

Сергей Латанский, искусствовед, член Союза художников Украины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий