суббота, 26 ноября 2011 г.

«ОН ВСЮ ЖИЗНЬ ОСТАВАЛСЯ САМИМ СОБОЙ: ПОРЯДОЧНЫМ, СПРАВЕЛИВЫМ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ»



Наш собеседник – начальник следственного отдела УВД Запорожской области 70-х годов, заслуженный работник МВД СССР, полковник в отставке Иван Потоцкий. Мы говорим сегодня с ветераном, воспитавшим 11 генералов,  не случайно. Иван Яковлевич  был первым учителем - наставником лейтенанта Александра Поляка, ставшего потом генералом милиции и  мэром  Запорожья (А. Поляк (слева) и генерал милиции Н. Тищенко.  
 

- Иван Яковлевич, при каких обстоятельствах вы познакомились с Александром Поляком?
- Это было  в начале 70-х, после выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР о предоставлении органам милиции права предварительного следствия. До этого такого права милиция не имела. Мне пришлось заниматься организацией следственного отдела УВД области, подбирать кадры следователей.
Дело это было непростое.  Следственный аппарат области удалось сформировать, но кадровая проблема оставалась острой. Особенно страдало в этом отношении районное звено. Пожалуй, самым сложным  был Куйбышевский район, где по штату было два следователя.  Один  попал в больницу от перегрузок на работе. А второй, выпускница юридического института, не оправдала возложенные на нее задачи.   И тут приходит Поляк.
- По собственной инициативе?
-  Нет,  звонит начальник отдела кадров Алексей Григорьевич Памиров, говорит: «Есть  парень, посмотри на него». Я говорю: «С удовольствием, давайте». И он прислал ко мне Поляка, выпускника Саратовского юридического заведения. Поговорил с ним -  понравился.
- Интересно, чем же?
- Логикой  мышления. Доводами, которые он приводил в беседе. Предложил ему ехать в Куйбышевский район следователем. Он мне говорит: «Иван Яковлевич, зачем мне куда-то ехать, если я имею право выбора. У меня же диплом с отличием». Я говорю: «Саша, прошу тебя, умоляю». Честно, так и говорил. «Я через год тебя оттуда заберу, только выручи». Он понял: «Хорошо, я согласен». Это было счастье, что я его нашел. Отвез я Александра в Куйбышево, организовал ему жилье в гостинице. С начальником милиции поговорил - смотри, парень хороший. В общем, создал  ему нормальные условия.
- Надежды  оправдал?
- Он работал  за двоих. Справлялся с объемом работ, который двое не могли потянуть. Можете представить себе работоспособность этого человека.
- С местным начальством как складывались у него отношения?
-  Были довольны и прокурор, и судья. Все дела, которые он расследовал, проходили судебные инстанции. Он был аккуратен во всем. Но работал он, конечно, на износ. Не щадил себя. Однажды  приезжаю в райотдел,  начальник милиции Николай Семенович Пожидаев говорит: «Отличный парень, но тут  кое-кто хочет поговорить с вами».
- Кому-то не угодил  молодой следователь?
-  Заходит в кабинет молодая, интересная женщина, представилась женой Поляка. Говорит, что пришла жаловаться на мужа - не ночует дома. Вот это новость, думаю. Там хвалят, а тут… Начал разбираться. Оказывается, он ночевал в своем кабинете, спал на служебном столе. У него была подушечка, одеяльце.  Днем работает по делам, допрашивает, а ночью пишет  всевозможные постановления, определения, обвинения и т.д. Тогда у следователя была уйма бумаг, сплошная писанина. Я ему сказал: «Саша, ты не прав. Ночевать надо дома». Успокоил  жену, объяснил.
- Вы сдержали слово насчет перевода?
- В Куйбышево он проработал больше года. Потом назначили его начальником следственного отделения Вольнянского райотдела милиции. И он там сумел изобличить в преступлении  первого секретаря райкома партии, у которого вся власть была  в руках.   В составе группы занимался хищением.  С колхозами и совхозами связано было.  Можно  представить, что значило тогда вмешаться в деятельность партии! Могли стереть в порошок молодого следователя. Но он не побоялся и добился своего.
-  Сколько же лет было тогда Александру Владимировичу?
-  Где-то лет 26-27 было, не более.  И пошел Александр расти после этого.  Заместитель начальника,  потом начальник Запорожского горуправления милиции,  заместитель начальника следственного управления области. И  первый заместитель начальника УВД области. Тогда же  и генералом стал.
- Заместитель начальника облУВД – генерал?  Несколько необычно…
- Да,  впервые в  Запорожской области. Единственный из заместителей, который стал генералом. Я был бесконечно рад, когда узнал, что Александру Владимировичу присвоили генерала. Это было справедливо и заслуженно. Сколько опасных преступлений было раскрыто под его непосредственным руководством! Возьмите  дело по пропаже крупной суммы денег на «АвтоЗАЗе». Там же миллион рублей было похищено одним из охранников.  Это заслуга и Поляка, что государству были возвращены  мешки с деньгами.
- Власть многих портит, люди становятся совсем другими. У Поляка это  наблюдалось?
- Вы что! Он всю жизнь оставался самим собой: порядочным, справедливым и обязательным. Да, он был жестким. Но в нем не было ни гонора, ни наглости. Он никогда не злоупотреблял своей властью.  Он умел находиться в людях такие стороны, что они понимали его без приказов, без погоняев. Это редкое качество. Я прожил большую жизнь, и я вам скажу: у него можно было получиться любому человеку постарше его – и возрастом, и чином.
- Вы  пенсионер, а Поляк -  генерал, мэр. Это как-то сказалось на ваших отношениях?
- Конечно, встречаться мы стали реже, но никаких перемен в его поведении, в его отношении ко мне я не замечал. Он по-прежнему был  внимателен, почтителен и искренен. Я бывал у него на работе, заходил в кабинет. Мы «обмывали» его генеральское звание. Он никогда не забывал поздравить меня с днем рождения.
- Даже когда стал мэром?
- И тогда  не забывал. Однажды прислал мне большой букет роз. Корзина и сейчас еще стоит в комнате (показывает). А вот его подарок – фотокартина.
-  По-моему, это здание мэрии и  бульвар Шевченко…
- Да, это те самые часы на бульваре Шевченко, которые он сделал, и куда так любят приходить молодежь.
- Не припоминал вам, что вы его отправили в Куйбышевский район, на край области?
- Он же умным был. Работа в «глубинке» пошла ему на пользу. Да и недолго он там был, скоро пошел на повышение. Я в то время уже был на пенсии и не мог повлиять на его дальнейшую карьеру. А у меня  были планы взять его  в областное управление. Но я не успел этого сделать, ушел на пенсию.
- А помните, какой шквал грязи был направлен против него, когда он первый раз баллотировался в мэры?
- Как не помнить! Когда в 1998-м году он баллотировался в мэры, я был в его штабе. Я выступал, рассказывал о нем. Конечно, его тогда обокрали с голосами. Я его от мэрства этого отговаривал. Как мог. Он со мной первым посоветовался тогда. А я ему сказал: «Да на хрена оно тебе нужно, это мэрство?». А он ответил: «Нет, Иван Яковлевич. Я бы сделал для города больше, чем кто-либо. Я знаю, как это сделать».
- Уверен был в себе?
- Да. Я ему говорил: «Ты же не хозяйственник, ты из милиции пришел. Как тебя будут встречать?». «С цветами, - говорил, - будут встречать». Так и вышло, встречали с цветами. После того, как нервы потрепали.
- Иван Яковлевич, вы сказали, что у Александра Владимировича было чему поучиться. Чему, например?
- Порядочности.  Честности и высочайшей работоспособности. Он себя и на посту мэра не щадил. Конечно, это не лучшее, может быть, его качество. Хотел успеть все -  там человеку жилье надо дать, там что-то другое. К нему же шли люди бедные, обиженные. И он находил  нужные слова, помогал, чем мог. Вселял в людей уверенность. Ему верили.
Не случайно хоронить его пришли сотни тысяч людей. Я не помню, чтобы в Запорожье на чьих-то похоронах было столько людей. И приходили ведь люди не по обязанности, а по зову сердца. Это была великая признательность запорожцев за то, что сделал Александр Владимирович для родного города.
- Что вам напоминает о Поляке, когда проезжаете по городу?
- Да все то лучшее, что есть, и чего раньше не было. Часы, например, на бульваре Шевченко, которые запорожский гимн исполняют. Горожанам они пришлись по душе.  А для Александра Владимировича – отличный памятник. Приходят люди, любуются и вспоминают того, по чьей инициативе это сделано. А как город похорошел! Улицы, проспект, парки, скверы… Отношение людей изменилось – они стали гордиться своим городом!
- Александр Владимирович делился когда-нибудь  планами о будущем Запорожья? Что он хотел еще видеть в нашем городе?
- Планы у него были грандиозные. Он как-то дал мне свою визитку, после того, как побывал в Америке. Еще будучи генералом. Он учился там в академии по линии Министерства внутренних дел. Он уже тогда увидел, что можно делать иначе, чем до этого у нас делалось.
 Когда я его отговаривал идти в мэры, он сказал дословно так: «Я чувствую, что я сделал бы лучше. Вы же посмотрите, что делается в городе! Патриотов  мало,  воруют». Обстановка, вы же помните, была непростой.
- О Поляке – мэре сказано немало.  Меньше, чем о Поляке-милиционере. На ваш взгляд, как бывшего работника милиции, что он делал лучше, чем его предшественники?
- Главная его заслуга  в том, что он сумел обуздать в городе преступность. Своей работой он давал импульс оперативникам, следователям,  ОБХСС и другим службам. В Запорожье ведь ехали за опытом.
- Было и такое?
- Да,  приезжали из многих областей. Тогда Запорожское УВД было как базовое по стилю работы, по показателям. Тот же следственный аппарат, который мне пришлось создавать и возглавлять, считался лучшим не только в Украине, а и в Союзе. К нам приезжали и из Москвы. И это при Поляке.
- Александр Поляк, говорят многие запорожцы, был руководителем от Бога… Уверен, помнить Александра Владимировича будут долго.
- Вы знаете, этот человек был достоин того, чтобы быть  в правительстве. Мыслил он и поступал по-государственному.
- Думаю,  люди проголосовали бы за него, если бы он баллотировался, скажем, в народные депутаты или в президенты.
- Этот человек мог бы, конечно, занимать любую высокую государственную должность. Хотя должность мэра тоже ответственная. От мэра зависит очень многое. Александр Владимирович доказал это своей работой, всей своей жизнью.

Николай Зубашенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий