четверг, 22 декабря 2011 г.

Г. Семчук: 33% сетей водопроводно-канализационного хозяйства Украины находятся в аварийном состоянии"




Первый заместитель министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Григорий Семчук рассказал в интервью РБК-Украина о состоянии тепловых сетей, об утилизации твердых бытовых отходов и о перспективах перехода на альтернативные виды топлива.

РБК-Украина: Эксперты говорят о том, что 80% теплотрасс находятся в чрезвычайно аварийном состоянии. Какие меры принимаются для уменьшения угрозы аварий и бесперебойного обеспечения потребителей?  
Григорий Семчук: Ну, у нас много есть экспертов, которые, не зная фактического состояния дел, нагоняют страшилки. Действительно, техническое состояние систем жизнеобеспечения оставляет желать лучшего. Что же касается аварий, то их нельзя планировать, и я хочу сказать, что от аварий никто не застрахован, и это не только в нашем государстве. Я бываю за рубежом, встречаюсь с коллегами и могу сказать, что и у них бывают аварии. Но это и по телевидению показывают.
Поэтому, мы на сегодня говорим, что в техническом плане эти действующие системы технообеспечения были подготовлены своевременно из тех возможностей, которые были, и это засвидетельствовал пуск тепла. Пока у нас нет информации, что где-то случились серьезные аварии. Но я еще раз говорю, что никто не может быть застрахован от них. Но если говорить о техническом состоянии, то действительно оно неудовлетворительно сегодня.
Например, около 33% сетей водопроводно-канализационного хозяйства на сегодня находятся в аварийном состоянии. Около 18% тепловых сетей нуждаются в замене, - и эти работы ведутся. Я хотел бы отметить, что в этом году правительство предусмотрело в бюджете 500 млн грн именно на техническое переоснащение и на энергосбережение систем жизнеобеспечения. Кстати, такие средства  не предусматривались предыдущим правительством ни в 2009, ни в 2008 гг. Эти 500 млн грн направляются именно на предотвращение аварийных ситуаций, на повышение надежности систем жизнеобеспечения и главное, на мероприятия по уменьшению потерь и расходов, в том числе на энергосбережение.
РБК-Украина: Насколько украинское законодательство отвечает потребностям местной власти в контексте обеспечения качественной работы теплосетей?
Г.С.: Вся законодательная база сформирована с учетом потребностей, направлена на эти меры. В первую очередь принят закон, которым утверждена программа реформирования отрасли, где одно из направлений реформы - техническое переоснащение предприятий жилищно-коммунального хозяйства с учетом энергосбережения. Кстати, в соответствии с данным законом нынешнее правительство как раз и предусматривает эти средства, о которых я говорил. Закон также предусматривает, и это уже также действует, привлечение частного капитала в реконструкцию, управление предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Мы должны понимать, что на эти мероприятия по техническому переоснащению нужны значительные средства.
РБК-Украина: Они должны выделяться централизовано из бюджета?
Г.С.: И централизовано из бюджета, и в местных бюджетах эти средства закладываются, но их еще на сегодня не достаточно, поэтому финансирование должно осуществляться и уже осуществляется при нынешнем правительстве за счет государственного бюджета, эти средства выделяются из бюджета только при условии софинансирования из местных бюджетов.
Второе направление - привлечение иностранных инвестиций, и мы сотрудничаем, города сотрудничают с международными финансовыми организациями. Например, сегодня работает проект Всемирного банка, и 140 млн долл. кредитных средств выделено на реконструкцию систем водоснабжения и водоотвода в 15 украинских городах.  В настоящее время мы ведем переговоры относительно  привлечения еще 200 млн долл. ссуды Всемирного банка на проекты по модернизации централизованных систем теплообеспечения.
И третье направление - привлечение частного капитала. Законодательство позволяет сегодня передавать коммунальные объекты в аренду, в концессию на соответствующий период, но с целью именно привлечения частных средств, которые должны быть выписаны в концессионных условиях. То есть, на законодательном уровне все предусмотрено, чтобы эти вопросы решались. Способствовать этому - задание всей власти - и профильного министерства, и органов местного самоуправления, ведь предприятия жилищно-коммунального хозяйства являются собственностью территориальных общин, и они, по закону о местном самоуправлении, несут ответственность за их эффективное использование.
РБК-Украина: Сегодня мы имеем ситуацию, когда из-за повышения тарифов не все потребители могут рассчитаться за жилищно-коммунальные услуги. Какие штрафные  санкции будут употребляться к злостным неплательщикам среди населения?
Г.С.: Действительно, это проблема очень серьезная. Хотя уровень оплаты  жилищно-коммунальных услуг  населением с начала года вырос и достигает  90% и больше, но эта проблема существует. В соответствии с действующим законодательством, к злостным неплательщикам принимаются определенные законами меры. Минжилкомунхоз ведет мониторинг оплаты за жилищно-коммунальные услуги по регионам. Примечательно, что наиболее дисциплинированными плательщиками за потребленные жилищно-коммунальные услуги являются пенсионеры. 
А зажиточные граждане, которые  ездят на дорогих машинах и живут в больших квартирах, не такие дисциплинированные. На них предприятиям, которые предоставляют коммунальные услуги, придется подавать судебные иски, решения которых позволяют применять санкции по взысканию долгов, определенные действующим законодательством. Это и опись имущества, и машин, и бытовой техники, и т.п. Другого пути просто нет.
Что касается незащищенных слоев населения, то работает институт субсидий. Правительство в этом году в связи с повышением цены на газ приняло беспрецедентные меры по социальной защите малообеспеченных граждан с помощью субсидий на жилищно-коммунальные услуги. Если в общем доходе семьи  плата за коммунальные услуги для работающего населения превышает 15% (раньше было 20%), то она платит только эти 15%, а остальные  платит государство. А для пенсионеров этот порог составляет 10% (было 15%). Таким образом, все, кто сегодня нуждаются в социальной защите, могут оформить субсидии. Более того, согласно упрощенной системе оформления таких субсидий, люди не должны бегать и собирать справки, ведь этим занимаются органы социальной защиты на местах,  в сотрудничестве с предприятиями жилищно-коммунальной сферы.
А что касается тарифной политики, сегодня также законодательно все урегулировано. Так, если тарифы местными органами власти утверждены на уровне, ниже расходов на производство услуги, компенсировать эту разницу должны местные органы за счет городского бюджета. К тому же, уже принят закон, согласно которому для естественных монополистов в системе жилищно-коммунального хозяйства, а именно водопроводно-канализационного хозяйства и теплового, утверждение тарифов вынесено на национальный уровень. Этим в настоящий момент пока занимается НКРЭ, а с нового года  заработает отдельный регулятор, который должен осуществлять эту функцию.
Для чего это делается? Мы должны четко понимать, что население не должно платить за бесхозяйственность, которая еще есть на предприятиях, то есть тариф должен быть экономически обоснован, проверен соответствующими структурами и только затем должен утверждаться.
РБК-Украина: Еще один актуальный вопрос - обращение с твердыми бытовыми отходами. Сколько на сегодня в Украине действует мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов?
Г.С.: Проблема санитарной очистки городов и населенных пунктов, благоустройства, является очень актуальной. Я приведу лишь некоторые цифры: на мусоросвалках на сегодня накоплено около  1 млрд куб. м бытовых отходов, или 250 млн т. Ежегодно образуется 50 млн куб. м (12 млн т) бытовых отходов, которые захороняются на 4,5 тыс. полигонов. То есть это проблема серьезная. А главнее всего, что почти все полигоны не отвечают стандартам.
РБК-Украина: То есть мусор остается просто на полях?
Г.С.: Просто берут в наем землю, какие-то овраги...  Мы должны эту проблему разрешать так, как решают все европейские страны. Поэтому сегодня на законодательном уровне есть закон «О благоустройстве населенных пунктов», где определено, что и как нужно делать, утверждена Национальная программа обращения с бытовыми отходами, где также выписано как проводить работу с бытовыми отходами.
Я хотел бы отметить, что за последние несколько лет эта проблема сдвинулась с «мертвой точки», есть определенный результат. На сегодня 53 города внедряют, в соответствии с действующей нормативно правовой базой, раздельный сбор бытовых отходов, как это делается в развитых странах.
РБК-Украина: Какие это города?
Г.С.: Это Симферополь, Донецк, Краматорск, Коростень, Ужгород, Славянск, Киев, Запорожье и много других. 7 городов уже построили сортировальные линии, в 3 городах работают мусоросжигательные заводы. Это те же заводы, которые были построены еще во времена Советского Союза. Несколько лет тому назад в небольшом городе Люботин построена и работает сжигательная установка. В настоящий момент в 17 городах разрабатывается документация и начато строительство  мусоросортировочных и мусороперерабатывающих линий. Это такие небольшие города, как Буча под Киевом, Вознесенск, Шепетовка, и большие города - Ровно, Чернигов, Черновцы и Киев.
РБК-Украина: Какой объем бытовых отходов они смогут утилизировать и переработать?
Г.С.: Это пока незначительный процент. На сегодня лишь 2,5% от общего количества  бытовых отходов в Украине утилизируется на мусоросжигательных заводах в Киеве и Днепропетровске. Поэтому задание в настоящий момент, а я говорю, что Министерство работает с местными органами самоуправления относительно последующей работы в этом направлении, освободить  украинские города от мусора. Более того, внедряется национальный проект «Чистый город» под патронатом Президента. Поэтому в настоящий момент Министерство совместно с Государственным агентством управления национальными проектами будем отрабатывать отбор городов и механизмы для реализации этой программы. В том числе, мы говорим о столице, которая также принимает участие в этом национальном проекте. В городах планируется строительство мусороперерабатывающих заводов на наивысшем техническом, экологическом и экономическом уровне. Таким образом, программа есть, знаем, что делать, реализация будет зависеть от органов местного самоуправления и контроля работы со стороны Министерства.
Кстати, в настоящий момент  управление международных связей  нашего Министерства нарабатывает ряд проектов относительно привлечения  инвестиций в это направление с разными международными финансовыми организациями. Это также даст возможность  широким фронтом пойти в направлении решения этой очень важной проблемы для населенных пунктов нашей страны.
РБК-Украина: Сколько средств на эту программу должно быть выделено из государственного бюджета, а сколько - за счет инвестиций?
Г.С.: Ну, на государственный бюджет мы не рассчитываем, это вопрос бизнеса, и, кстати, это очень хороший бизнес во всех странах мира. Но нужно создать условия, чтобы эти инвестиции зашли, поэтому я сказал, что на нормативно правовом уровне мы все отработали, а теперь идет работа непосредственно с инвесторами.Планируем создать инвестиционный портфель уже до конца текущего года, чтобы можно было  четко видеть, на что мы можем рассчитывать.
РБК-Украина: Украина широко потребляет газ, который среди прочего идет и на обогрев. Почему наша страна, в отличие от стран Европы, не переходит на другие виды энергии?
Г.С.: Сегодня определены четкие задания относительно сокращения потребления газа и привлечения альтернативных и возобновляемых источников. Наработаны уже направления решения этого вопроса. В настоящий момент по поручению правительства, мы разрабатываем Национальную стратегию теплообеспечения населенных пунктов Украины, где как раз будут предусмотрены конкретные направления относительно привлечения альтернативных и возобновляемых источников энергоснабжения. Работы в этом направлении уже ведутся в ряде регионов, например в Черниговской, Ивано-Франковской областях, широко внедряется для производства тепла торф, отходы деревообрабатывающей промышленности. В ряде регионов - в Донецкой,  Полтавской областях, в Крыму, внедряются тепловые насосы, где их ставить эффективно. В тех регионах, где есть уголь, котельные переводятся на твердое топливо. Конкретные задания будут определены, когда мы завершим разработку  стратегии теплообеспечения.
Каждая область в настоящий момент разрабатывает региональные программы модернизации систем теплообеспечения. Где-то они разработаны, где-то корректируются и где-то к концу года мы хотим все это обобщить, чтобы в Национальной стратегии мы четко могли дать ответ сколько средств и времени нужно на модернизацию, а главное, в каких регионах на какие виды топлива или системы отопления мы должны перейти. Энергосбережение сегодня является одним из основных направлений реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Например, в прессе в прошлом году была особенно актуальной тема относительно Киотского протокола, экс-премьер-министр Юлия Тимошенко взяла курс на дорогие проекты по установлению тепловых насосов. Мы, как специалисты, считаем, что нужно четко определиться в каких регионах Украины какие именно нужно внедрить альтернативные виды топлива и возобновляемые источники энергии и на каких условиях. Где ставить тепловые насосы, где перейти на торф, например, это возможно в северных  регионах (Черниговская, Житомирская, часть Ровенской, Волынская область). Потому что можно перейти на альтернативные виды топлива, но они будут экономически не обоснованы и мы не получим тот экономический эффект, который необходим для дела. То есть нужно учитывать особенности каждой отдельной области и проект нужно делать, имея при этом технико-экономическое обоснование  относительно целесообразности перехода на тот или другой вид топлива.
Мы поставили задание до конца 2014 г. сократить потребление газа не менее чем на 30%.
Беседовала Анна Писаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий