суббота, 14 января 2012 г.

С КРУ НЕ СПОРЯТ? Нецелевое использование денег оказалось целевым


В результате судебного разбирательства Административный суд отменил требование КРУ о возврате в бюджет 95 тысяч гривен с областной организации Союза журналистов.
Этим летом прошли проверки КРУ во всех областных организациях Союзов журналистов Украины.
— Первая за многие годы моей работы в областном Союзе журналистов,— вспоминает ответственный секретарь правления союза журналистов Запорожской области Майя Мурзина, — Пришла бригада из двух человек и потребовала целый ворох документов.
Хозяйственная деятельность не проверялась, проверялась только бюджетная часть, то есть расходование средств, которые мы получаем от государства через казначейство.
Собрав и представив работникам КРУ требуемые бумаги, два штатных сотрудника СЖУ, казалось бы, могли расслабиться. По большому счету, проверять было нечего. Единственное, на что в Союзе тратились бюджетные деньги, так это на две зарплаты: зарплата ответственного секретаря и бухгалтера-кассира. (С примечанием, что последняя получает половину от назначенного оклада).
Собрав все нужные документы, проверив наличие печатей и подписей, Майя Константиновна объяснила: за все годы ее работы ответственным секретарем ей ни разу в категорической форме не предписывалось, как распределять бюджетные деньги. «Как считаете нужным, так и распределяйте!» Но в областном отделении СЖ не мудрствовали лукаво: как было написано, так и распределяли — на зарплаты.
И тогда «бригада» поставила в вину Мурзиной то, что она и бухгалтер-кассир Шеремет... ее получали.
«Вы получаете бюджетные деньги, которые предназначаются не вам, а тем, кто проводит у вас какие-то мероприятия», — сначала устно, а затем и письменно, в итоговых выводах, поставила свой "неуд" Запорожской областной организации Союза журналистов бригада КРУ.
Вопреки очевидному
Но тут даже человек, безмерно далекий от каких бы то ни было журналистских проблем, мысленно тормознет. Стоп! У нас что, есть или должны быть специалисты-альтруисты, которые ходят на работу, как на праздник, презирая зарплату?
Кроме того, в подборке документов, предоставленных сотрудницам КРУ, было четко указано, что деньги из бюджета направляются из Киева на места на простые цели: зарплату двум штатным работникам СЖ и начисления на зарплату.
Кроме того, еще одна подборка документов свидетельствовала: тем специалистом, который проводит мероприятия Союза — встречи, презентации, пресс-конференции, кто организовывает поездки сотрудников СМИ по области, и является ответственный секретарь областной организации Союза журналистов Майя Мурзина. Журналист со стажем работы в 50 лет. Из них 24 года в газете «Индустриальное Запорожье», 26 — в Союзе журналистов. Кавалер ордена святой Ольги, стипендиат Президента, «Золотая звезда» Украинской журналистики. Просто на веру сотрудникам КРУ можно было этого и не брать. Есть планы мероприятий, скрепленные подписями, печатями. Есть, наконец, бесконечное множество телесюжетов на всех областных каналах, где камеры тележурналистов зафиксировали ведущую пресс-конференций Майю Константиновну Мурзину.
 — Они (работники КРУ - ред.) и сами удивились: «Вы же никого не приглашаете, самостоятельно проводите встречи!» — с горечью констатирует ответственный секретарь.
С горечью, потому что вопреки очевидному, в итоговых документах проверяющие написали о нецелевом использовании бюджетных средств. «Нецелевые» тысячи М. Мурзиной и Е. Шеремет предписывалось вернуть.
Парадокс, но в это же самое время из Киева пришел очередной документ, в котором черным по белому говорилось: бюджетные деньги предназначены на выплату зарплаты штатным сотрудникам областного отделения СЖ и начисления на нее.
— Все это стоило мне 10 лет жизни. В моем возрасте, при 50 годах стажа работы в журналистике, — такой итог! — признается Майя Константиновна.
И тогда М. Мурзина, боец за справедливость той еще закалки, подала на КРУ в суд. Сделать это было непросто, потому что с КРУ у нас судиться не принято. КРУ, как жена Цезаря, — вне подозрений. Даже вне упреков. Согласны вы, не согласны, — принимайте как данность. И выполняйте предписания. Но выполнять данное предписание — это не только признавать за собою вину. Это — получить несмываемое пятно на репутации.
Суд да дело
Дело областной организации Союза журналистов Украины против КРУ по инициативе М. Мурзиной и Е. Шеремет слушалось в Запорожском городском административном суде. Двух штатных  сотрудников НСЖУ суд первой инстанции оправдал полностью. Более того, было отмечено, что ответственный секретарь недополучила к зарплате 6 тысяч, бухгалтер-кассир — четыре, — суммы индексации.
Что же произошло и почему? Этот вопрос мы задали адвокату Майи Константиновны (к слову, бывшему работнику КРУ) Денису Видлоге.
— Причина того, что произошло, — несовершенство действующего законодательства, — объяснил Денис Александрович. — Бюджетные средства выделяются по определенным документам. Главный из них — Закон Украины о госбюджете, где предусмотрены некоторые средства на поддержку творческих союзов страны. Порядок распределения средств конкретизируется постановлением Кабинета Министров. Целей, на которые предусмотрены средства, много, но их перечень заканчивается словом «тощо». То есть, выделенные Кабмином деньги могут использоваться не только на перечисленные в постановлении цели, но и на любые другие, сходные, не противоречащие действующему законодательству.
Союз журналистов — организация негосударственная. Она существует за счет членских взносов, пожертвований и иных поступлений, не запрещенных действующим законодательством. В законах Украины нет какой бы то ни было нормы о том, что СЖ не может получать дотацию из госбюджета. Наоборот, есть закон о госбюджете, есть конкретное постановление Кабмина. А в уставе Союза журналистов указано, что финансовые средства Союза могут быть потрачены, среди прочего, и на содержание штатных работников. То есть, в соответствии с уставом деньги областной организации, полученные в том числе и из госбюджета, частично ушли и на зарплату ответственному секретарю СЖ, и бухгалтеру-кассиру. Это записано в уставе, это согласовано с главным распорядителем бюджетных средств — Госкомтелерадио Украины.
Работники КРУ при предъявлении требований об устранении нарушений, отталкивались от лимитных справок и паспортов бюджетных программ, в которых сказано, что государственные средства должны тратиться на проведение конкурсов, выставок, выплату авторских программ...
Но в данном случае ответственный секретарь, бухгалтер-кассир и есть те самые люди, которые по уставу занимаются проведением конкурсов, выставок и всего остального. Это входит в круг их служебных обязанностей, за это они и получают зарплату, согласовывая расходование средств с главным распорядителем — Госкомтелерадио. Более того, если бы средства были использованы на какие-то другие цели, это было бы нецелевым их использованием.
Что дальше?
— За полтора месяца, что все это продолжалось, — вспоминает Майя Мурзина, — я две недели пролежала в больнице с гипертоническим кризом. Когда вышла,  позвонила коллеге в Днепропетровск и узнала, что она тоже только что вышла с больничного. Как выяснилось, Киев обеспокоился ситуацией в Украине, там попытались что-то сделать для нас. Наняли юриста, чтобы он разъезжал по регионам и консультировал областные организации СЖУ в борьбе с КРУ. Но один по разным областям не наездится.
А из столицы, как и прежде, в областную организацию поступают деньги из госбюджета на зарплату двум штатным сотрудникам. На все звонки и вопросы центр отвечает однозначно: «Это ваша зарплата. Получайте ее!»
Наталья КУЗЬМЕНКО, Фото Александра Прилепы, http://www.nv.zp.ua



Комментариев нет:

Отправить комментарий