воскресенье, 18 марта 2012 г.

С “МОТОРОМ” НАД ПРОПАСТЬЮ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ. Глава “Мотор Сичи” Вячеслав Богуслаев — классический для постсоветских стран пример того, как талантливый руководитель стал весьма состоятельным человеком.


В 2007 г. эксперты журнала “Фокус” оценили состояние совладельца ОАО “Мотор Сич” в $106 млн., в 2008 г. — в $372 млн., в 2009 г. — в $453 млн., а в 2010 г. — уже в $845 млн. В 2011 г. Богуслаев занял 18-е место по размеру своего состояния (в 2009-м был лишь на 48-м).

Листая страницы истории компании, видим всю ее биографию. В 1907 г. в городе Александровка (ныне Запорожье) местные купцы основали чугунолитейный машиностроительный завод. В 1915 г. завод был продан русско-французской фирме “Дека”, которая изменила профиль его деятельности, и в 1916 г. здесь был собран первый авиадвигатель — поршневой мотор “Дека” М-100. В советский период на предприятии также сделали ставку на производство поршневых моторов. А в 1953 г. завод начал изготавливать реактивные двигатели. Между тем переломным стал 1970 г., когда здесь освоили выпуск турбовальных двигателей.

В 1974 г. на базе семи предприятий создали производственное объединение “Моторостроитель”. В связи с освоением производства крупногабаритных двигателей Д-18Т на правобережной площадке города построили новую испытательную станцию, ряд цехов, на основе которых в 1988 г. был создан Запорожский машиностроительный завод. В 1995 г. решением украинского правительства “Моторостроитель” и Запорожский машиностроительный объединили в ОАО “Мотор Сич”. В спорах относительно справедливости такой приватизации было сломано немало копий, но победителем стала именно команда Вячеслава Богуслаева.

Акции на льготных условиях

Переход предприятий оборонно-промышленного комплекса в частные руки всегда был сложным, ведь затрагиваются проблемы национальной безопасности. Лоббизм на государственном уровне и закрепление приватного контроля над заводом — две главные составляющие взаимоотношений директората и власти. И если вторую задачу большинство заводских начальников успешно решили через приватизацию стратегических объектов трудовыми коллективами, то для эффективного лоббизма своих интересов им приходилось постоянно искать “точки соприкосновения” с центральной властью. Вячеслав Богуслаев проявил себя в решении обеих проблем как настоящий ас.

Первые шаги перевода народного достояния на частные “рельсы” в 1996—1999 гг. Богуслаев сделал в рамках закона “О приватизации государственной собственности”, согласно которому трудовые коллективы реформированных предприятий имели право на льготную покупку акций за приватизационные и компенсационные сертификаты.

Кроме общетрудовых преференций в Программе приватизации на 2000—2002 гг. директорское лобби сумело “пробить” положение о праве руководства приобрести на льготных условиях за деньги 5% акций завода “Мотор Сич”.

В результате к 2000 г. на льготных условиях работникам ОАО было реализовано за сертификаты 21,08% акций, другим гражданам — 2,78%, руководству предприятия — 10%. По открытой подписке за сертификаты среди ветеранов и пенсионеров было распространено 10,99% акций.

Каждый следующий шаг приватизации сопровождался скандалами и противостояниями. Но постоянный курс руководства и акционеров на то, что их предприятие должно принадлежать только им самим, оказывался настолько твердым и аргументированным, что сегодня коллективу принадлежат 75% акций (54 тыс. акционеров).

Но однажды 25% ценных бумаг, находившиеся в руках государства, Фонд госимущества продал на конкурсной основе. Совершенно непонятным образом от этого пакета был “отколот” небольшой ломтик — 5% и реализован какому-то гражданину Украины. Эта история до сих пор покрыта мраком: ни фамилий, ни адресов...

30 октября 2000 г., собрав предварительные заявки, комиссия выбрала трех претендентов на покупку 20%-го пакета акций. Условия его продажи на некоммерческом конкурсе были сформулированы таким образом, что победителем могло стать только ОАО “Мотор Сич”. Что и было сделано.

Ценные бумаги были реализованы практически по номинальной стоимости — около 30 млн. И это при том, что 29 июня того же года 5%-ный пакет акций ОАО на торгах Киевской международной биржи был продан за 4 170,586 тыс. грн., то есть с превышением номинальной стоимости в 38,2 раза (по цене 40,14 грн. за акцию при номинале 1,05 грн. и стартовой цене 18,14 грн.).

По данным инвестгруппы “Сократ”, ныне структура собственников компании выглядит следующим образом: 76% акций контролирует менеджмент во главе с председателем совета директоров ОАО “Мотор Сич” Вячеславом Богуслаевым. Оставшиеся 24% — в свободном обращении на фондовом рынке.

Согласно информации ИК Concorde Capital, менеджмент контролирует 61,3%, Bartence Alliance (США) — 9,7%. Еще 4,7% акций были выкуплены эмитентом с рынка, а 24,3% находятся у остальных акционеров.

У самого Богуслаева — почти 15% акций. Такой расклад собственников, “умноженный” на авторитет Вячеслава Александровича, позволяет ему быть не только полновластным хозяином предприятия, но и полностью “рулить” огромными денежными потоками ОАО

В период 1999—2001 гг. на Вячеслава Богуслаева посыпался “звездопад” наград. В ноябре 1999-го председатель правления “Мотор Сич” был награжден орденом “За заслуги” первой степени. В январе 2000-го ему присвоили звание “Героя Украины” (за “выдающиеся заслуги перед Украинским государством в развитии отечественного машиностроения”). В декабре 2001-го Богуслаеву была присуждена Госпремия в области науки и техники.

Безусловно, Вячеслав Александрович является талантливым руководителем, сумевшим удержать на плаву столь сложное предприятие ВПК. Но по одной из версий, сей “звездопад” был в немалой степени обусловлен успешными результатами президентских выборов в 2001 г. именно по запорожскому региону.

Завод стоимостью $500 млн.

Очевидно, в биографии Богуслаева знаковым является 2007 г., когда были проведены переговоры с российским “Оборонпромом” по поводу продажи запорожского завода. Да-да, Москва хотела приобрести “Мотор Сич”. В этот же период Владимир Путин наградил прославленного моторостроителя орденом Дружбы. И вдруг Богуслаев заупрямился... По данным газеты “Дело”, причиной срыва “сделки века” стало явное нежелание Богуслаева продавать завод. Директор не мог сложить цены? Россияне предлагали 300 млн. долл., а Вячеслав Александрович якобы менее чем о полумиллиарде слышать не хотел. В конечном итоге российские специалисты авиапрома подсчитали, что на 500 млн. долл. к 2012 г. смогут развернуть производство на своих площадках. И в тот период фирме “Мотор Сич” дали от ворот поворот.

Время от времени недоброжелатели бросают камни в огород Богуслаева, напоминая о переходе государственной собственности к частникам, игнорировании интересов рядовых работников “Мотор Сич” при оплате их труда. Однако нельзя не признать, что Богуслаев прилагает сегодня титанические усилия по расширению своей компании, удержанию старых и завоеванию новых рынков сбыта продукции.

Так, по данным “Инвестгазеты”, в июне 2011 г. руководство ОАО “Мотор Сич” рассмотрело возможность открытия производства по сборке легких вертолетных двигателей МС-500В типа АНСАТ в Казани.

В июле того же года на пресс-конференции в Запорожье Вячеслав Богуслаев заявил, что хочет реанимировать проект самолета Ту-334. Для этого он, по информации агентства “РБК-Украина”, предложил россиянам из ОАО “Туполев” выкупить один из трех выпущенных ранее лайнеров Ту-334 и начать его коммерческую эксплуатацию в авиакомпании “Мотор Сич”.

В активе Богуслаева и такая сделка. “Интерфакс-Украина” сообщил, что компания “Мотор Сич” купила 57% акций (за $1,1 млн.) Оршанского авиаремонтного завода (Беларусь). На мощностях этого предприятия планируется модернизация вертолетов Ми-8. По оценкам специалистов, у запорожских моторостроителей появится портфель заказов по ремонту свыше ста белорусских Ми-8 и сборке Ми-8 МСБ.

Богуслаев идет вперед, несмотря на кризисы, на подковерную борьбу. Сегодня рыночная капитализация ОАО “Мотор Сич” на уровне 3,2 млрд. грн. Учитывая, что в начале 2011 г. компания стоила 760 млн. грн., рост оказался четырехкратным. В 2010 г. “Мотор Сич” заработала 1,2 млрд. грн. чистой прибыли. Разумеется, увеличивается и личный капитал главного менеджера этого завода. Удивительно, что Богуслаев не видит, как пропасть между богатыми и бедными ежегодно увеличивается. В сентябре прошлого года Вячеслав Александрович дал интервью коллегам из “Украинской правды”. Издание поинтересовалось у него:

“Разве попытка штурма Верховной Рады афганцами не являются иллюстрацией того, что действительно существует две Украины: одна — это высшая каста, а вторая — это простые люди?

“Это ошибочное мнение, — ответил Богуслаев. — Нет никаких привилегированных людей. Меня тоже назвать привилегированным, но я работаю по 12 часов каждый день, произвожу двигатели для самолетов, для вертолетов, и на весь мир прославляю Украину. Мы обслуживаем 110 стран! Я не ходил 20 лет в отпуск, и в этом году не был в отпуске. Все время тружусь. По моей зарплате, по моему отчету меня тоже можно назвать каким-то миллионером...”

С “высоты” Богуслаева огромной пропасти социального расслоения общества, наверное, и впрямь не видно.

Владимир ЛАРЦЕВ, http://2000.net.ua



Комментариев нет:

Отправить комментарий