суббота, 21 апреля 2012 г.

СТРАЖНИКИ КРЕМЛЯ ИЛИ «ДВОРЦОВАЯ ГВАРДИЯ» СТАЛИНА. Спецсектор охраны вождя всех народов даже исследовал воздух, которым он дышал...

 О жизни Сталина  на данный момент известно  много. Меньше - об организации его охраны.  В первый раз о деятельности сильнейшей в мире службы безопасности правителя СССР поведал в собственном исследовании "От охранки до 9-го Управления. Стражники Кремля" Пётр Дерябин, бывший сотрудник КГБ, оказавшийся на Западе еще в 70-х годах. Его работа, как и ряд иных источников, положены в базу данной статьи.

В течение многих  лет и практически до самой гибели И. В. Сталина его охрану возглавлял  генерал Н.  Власик. Начальнику Главного управления охраны «ГУО» подчинялся целый ряд организаций. Среди них: секретариат, парткомы и комитеты комсомола, плановый и хозяйственно-организационные отделы, отдел кадров, отдел связи и оперативный отдел, несколько управлений.
Главнейшими среди них были: Комендатура Кремля, Охрана-1, Охрана-2, Управления оздоровительными зонами Северного Кавказа, Чёрного моря, Крыма, Управление мед- и санитарным обслуживанием Кремля, школа охраны, центр физической подготовки и обучения обращению с оружием, санитарная служба и ряд других организаций.
Править данной махиной Власику помогали четыре первых заместителя. В ходе выполнения собственных задач Власик имел право обращения к руководителям всех силовых структур СССР, которые были должны немедленно исполнять его указания. Конкретно ему была подчинена 1-я дивизия имени Дзержинского и 2-я дивизия внутренних войск. На случай экстремальной ситуации он мог распорядиться и Кантемировской дивизией, расположенной в Подмосковье.
Для поездок вождя в распоряжении ГУО были три поезда. Они были вполне оборудованы для безопасных поездок. В 1-м, ведущем, ехали министр железнодорожного  транспорта, техники, механики. За первым следовал 2-й поезд, в котором ехали Сталин, Власик, министр госбезопасности, охрана. В 3-м, хвостовом поезде располагались личный  состав "дворцовой гвардии", рядовая и железнодорожная милиция,  сотни агентов в цивильном платье для того, чтоб перекрыть все подходы к южной резиденции.
На дороге, ведущей к подмосковной даче Сталина, дежурило обычно  полторы тысячи человек -  охрана в штатском и милиционеры. Во время автопоездок постоянно использовались три машины - ведущая, главная и хвостовая. В ведущей сидели обычно зам. начальника "дворцовой гвардии" и несколько других служащих.
В главной машине на заднем сиденье размещался Сталин, место рядом с водителем занимал сам Власик либо кто-то из его замов. В третьей машине ездили сотрудники Охраны-1, вооружённые пистолетами-автоматами, и резервный шофер для машины Сталина. Маршрут движения Сталина являлся государственной тайной.
На самолётах Сталин не летал. Потому летательные автоматы для него не держали. К этому стоит  добавить, что 1200 офицеров и рядовых полка специального назначения  круглые сутки патрулировали территорию Кремля. Если принять во внимание всю эту информация, то окажется, что в период с 1947 по 1952 год в охране Сталина находилось примерно 50 тысяч людей. Следует заметить, что для обеспечения сохранности безопасности вождя использовалась широкая агентурная сеть, насчитывавшая более 3000 негласных служащих разных спецслужб. Эти люди работали в  главных партийных и муниципальных учреждениях либо в районах, которые чаще других навещал Сталин. 

Главнейшим местом в структуре охранной службы был  сектор, занимавшийся приведением в выполнение смертных вердиктов. "Подлинное предназначение представленного органа никак не отражалось в таком безопасном его заглавии, как спецподразделение. Но, самостоятельно от употреблявшейся в предоставленном случае терминологии, он представлял собой специфическую группу, к которой каждый раз обращались Сталин со своим "Пятницей", когда эта пара принимала решение от кого-либо избавиться", - отмечает Дерябин.
Под особым контролем было снабжение Кремля продуктами и напитками. Для этого использовался  огромный штат микробиологов, химиков и токсикологов. Образцы, которые предназначались для верховных сановных лиц, подвергались отбору и испытывались на морских свинках и иных зверюшках.
"Ни одна долька плода, ни одна поллитровка вина, ни один кусок мяса либо хлеба не попадали на стол Сталина до тех пор, пока профессионалы по ядам не убеждались после кропотливой проверки в том, что всё  безвредно. Был и спецсектор,  в обязанности которого входило исследование проб воздуха, которым дышал Сталин. И, конечно, было строжайшее запрещение на полёты над районами, в которых   были размещены дачи вождя». Так что сохранность Сталина была обеспечена полностью.
Отбор сотрудников в охранные подразделения проводился чрезвычайно тщательно. Для того, чтобы попасть в охрану, требовались рекомендации партийных и комсомольских органов. Предпочтение отдавалось тем, кто отслужил в армии срочную службу. Предпочитали отбирать кандидатов из пограничных частей, частей МВД и МГБ.
Время от времени отбирали и офицерский состав по рекомендации ЦК партии либо самого министра госбезопасности. Требования к кандидатам в сотрудники ГУО были максимально жёсткими: хорошее самочувствие, безукоризненное минувшее, неимение родственников за границей, членство в партии либо комсомоле.
Контакт со Сталиным исключался категорически. Не могли попасть в охрану вождя и родственники дипломатов, которые в силу известных обстоятельств проживали какое-то время за рубежом. Исключений при  этом не было даже в том случае, если родственниками были влиятельные чины.
Отбор шёл и по национальному признаку. Например, в 30-х годах в охране было достаточно много украинцев. После  войны ситуация резко изменилась. В связи с тем, что во время войны большая часть украинцев проживала на оккупированной территории, их в Охрану фактически  прекратили брать. И в данном случае никакие исключения не допускались. Даже если кандидат в период оккупации был еще ребёнком.
В охрану не допускались прибалты и лица, относившиеся к репрессированным народам. При всем этом Дерябин отмечает, что величайшей дискриминации подвергались  евреи. До 1949 года в охране их насчитывалось приблизительно полторы сотни. Но все они были в одночасье уволены, и после 1950 года существовало негласное правило, запрещавшее принимать их на работу.
Каждый кандидат  проверялся до седьмого колена. В течение долгого времени он находился под наблюдением, изучался круг его знакомств, родственников. Если на кого-то поступала компрометирующая информация, кандидатура без  объяснений отвергалась. Под таким же контролем кандидат находился в период его обучения в школе  охраны. Причём пройти через эту школу  должны были все, независимо от армейского звания и ранее занимаемой должности.
Попасть в охрану грезили почти все, хотя служба в ней была чрезвычайно трудной.  Один год службы в охране равнялся  трём годам - как на фронте. У других служащих охраны, не считая телохранителей, она приравнивалась к двум годам.
Официальные оклады тружеников Охраны были очень высокими и намного превышали размер денежного содержания в армии. Обмундирование шили лишь по персональному заказу и высшего качества. Не считая того, что сотрудникам охраны   на  год полагалось   по нескольку комплектов штатской одежды.
В охрану не стремились принимать граждан с высшим образованием. Зам. Власика генерал Горышев говорил: "Образование наших служащих не обязано превышать десятилетки: интеллигентный человек очень много думает".  Объяснение  этому можно найти  и в том, что сам начальник ГУО генерал-лейтенант Власик имел лишь три класса начальной школы. Он так и не выучился грамотно  писать  на бумаге свои имя и фамилию. Не поощрялось и рвение служащих охраны повысить свой образовательный уровень.
И еще одна особенность комплектования службы охраны. Сначала туда стремились принимать холостых либо тех, у кого жёны были москвичками. Объяснялось это рядом обстоятельств. Одна из них: трудности с квартирами. Первых можно было селить  в общежитиях, 2-е имели обычно крышу над головой. Другая причина: москвичей было проще и легче проверять на предмет благонадёжности. Конкретно этим и объясняется тот факт, что за редким исключением "дворцовая гвардия" состояла из москвичей.
Источник: russianmontreal.ca

Комментариев нет:

Отправить комментарий