суббота, 8 сентября 2012 г.

ВОССТАНИЕ МАШИН. Роботы захватили и разоряют мировые биржи?


Любителям эпопей о Терминаторе и мире Матрицы это понравится: мир роботов, описанных в них, уже существует. Остальные могут начать тревожиться так же, как встревожены профессиональные экономисты: роботы убивают мировую экономику. Пара атак «безмозглых тварей» уже нанесла вполне ощутимый урон роду человеческому. 
                                    
Недавно биржевым спекулянтам валютным фьючерсом USD/RUB перепал подарок – 4,3 миллиона. Не всем, конечно, а только тем, кто успел на «раздачу» этих денег «взбесившимся» биржевым роботом на вечерней сессии объединённой биржи ММВБ-РТС. Сломавшийся биржевой робот в течение двух минут, начиная с 18:00 по московскому времени, совершил сделки на общую сумму около 700 млн долларов, покупая валюту по высокой цене – 33,90 рубля и продавая по низкой – 32,75 рубля.
Программный сбой торгового робота, который, по слухам, принадлежал одному из крупных банков, обогатил высокочастотных трейдеров, то есть тех, кто совершает множество сделок. Причём, как уверяют знакомые с ходом торгов, отнюдь не тех, кто торгует через робота, а как раз тех, кто не ленится самостоятельно совершать сделки, как говорится, «ручками».
Ошибочные сделки бывают на всех биржах, и не так уж редко. Несколько лет назад Лондонская биржа металлов пережила лихорадку, когда загадочный «трейдер-призрак» из Китая Лю Цибин взвинтил цену на медь, открыв множество коротких позиций и исчезнув, не исполнив контрактов. Ситуации, когда трейдеры нечаянно выставляют заявки на покупку с лишним нулём или, наоборот, заявки на продажу с недостаточным количеством нулей, – вообще обыденность. Чаще только трейдеры путают в торговой программе кнопки «купить» и «продать».
Кстати, поведение взбесившегося робота на ММВБ-РТС было очень похоже на такую путаницу. Существуют даже специальные роботы, которые ловят такие ошибки, зарабатывая своему владельцу халявные деньги. Однако в случае ошибки на достаточно крупную сумму пострадавший может обратиться к своему брокеру или непосредственно к руководству биржи. Они имеют информацию о счастливчиках, получивших неожиданный профит, и могут с ними связаться. Негласная практика здесь такова: нажившиеся на ошибке отдают половину профита пострадавшему. Но в этот раз биржа практически сразу заявила, что отменять совершённых сделок не будет.
«Каждый участник, выходя на рынок, принимает его таким, какой он есть. Каждый участник сам отвечает за своего робота, за его и свои действия. В таких случаях, когда сделки заключаются по рыночной стоимости и участник самостоятельно принимает торговые решения, биржа не несёт ответственности за его действия и алгоритмы», – заявил представитель биржи.
По мнению трейдеров, такая жёсткая позиция обусловлена тем, что биржа решила бороться с роботами. Эта догадка подтверждается тем, что вскоре после того, как информация о «сумасшедшей» машине появилась на лентах информагентств, ММВБ-РТС заявила о введении с 1 августа штрафов за большое количество «пустых» заявок. Дополнительный комиссионный сбор, как называли этот штраф, может составить 10 копеек и будет браться с участников торгов, выставляющих свыше 100 тыс. неисполненных заявок в день на основном рынке. Дело в том, что именно это – характерный признак робота.                                     
Пока предложение вынесено на обсуждение комитета по фондовому рынку. Однако ещё год назад ММВБ приняла комплекс мер, чтобы защитить себя от чрезмерно активных электронных систем. Вступили в силу новые правила торгов на бирже, в соответствии с которыми ММВБ, в частности, получила право самостоятельно отключать от торгов трейдера, блокируя его идентификационный номер. Это происходит, если превышен лимит числа транзакций, совершаемых с номера: 150 транзакций или 10 ошибочных транзакций в секунду в течение пяти минут. По данным ММВБ на июнь 2011 года, когда вступили в силу новые правила торговли, на долю торговых автоматов приходилось около 80% всех транзакций, при этом их доля в объёме сделок находилась на уровне 10–15 процентов.                                    
Ограничения торговли через роботов практикуются и на Западе. За рубежом доля сделок, совершаемых через роботов, в оборотах бирж схожа с российскими, и так же, как и в России, торговля с помощью роботов регулируется на уровне бирж. Так, на Лондонской фондовой бирже применяется остановка операции брокера на несколько секунд в том случае, когда количество транзакций превышает несколько тысяч.                                     
Казалось бы, биржи наступают на горло собственной прибыли: ведь именно роботы приносят наибольшие комиссионные за счёт множества сделок. Однако это представление ошибочно.                                     
Во-первых, количество неисполненных заявок на порядок превышает количество сделок. Биржи берут комиссии за сделки, а из-за большого объёма созданных роботами заявок вынуждены держать серверы гораздо большей мощности, чем необходимо для реальной торговли. А эти затраты едва ли не больше полученных комиссий.                                     
Во-вторых, роботы искажают картину торгов. Ведь это просто программа, торгующая по определённым правилам. И правила эти обязательно включают так называемые стоп-лосс, то есть закрытие позиций при снижении цены торгуемого актива ниже определённого уровня, а также покупку его, если цена превысит определённый уровень. Между тем на бирже нередки так называемые ложные пробои. И чаще всего, по иронии судьбы, они случаются из-за сбоя робота.                                    
А теперь представим себе, что произойдёт в этом случае. Цена случайно превысила уровень – роботы начинают покупать, взвинчивая цену ещё больше. Игроки, торгующие вручную, вначале тоже кидаются за покупками. Но довольно быстро понимают, что рост цены ничем не обусловлен. Более того, человек чисто визуально отмечает, что растёт только один актив, а не рынок в целом растёт без новостей о нём. Открыв так называемый тиковый график (то есть график, на котором отмечаются все сделки), он может увидеть и первопричину – ошибочную сделку. Но обычно опытным трейдерам хватает нескольких минут, чтобы всё понять и начать сбрасывать бумагу, ставшую опасной.                                     
И тогда цена начинает снижаться. Как только снижение дойдёт до уровня стоп-лоссов роботов – пойдёт массовый сброс ими бумаги, что опустит цену гораздо ниже справедливого уровня.                                    
Это может произойти и без предыдущего роста цены. Именно так случился крах доткомов: после того, как роботы 10 марта 2000 года начали наперегонки продавать бумаги компаний на бирже NASDAQ, её индекс рухнул в течение торгов почти на 100 пунктов – с 5132,52 до 5048,62. Между прочим, именно с этого момента началось неуклонное продвижение к нынешнему кризису: Федеральная резервная система США начала поощрять экономический рост удешевлением денег, Европейский центральный банк подтянулся за заокеанским коллегой… А нынешняя его волна вызвана, в том числе, и обвалом 6 мая 2010 года на 10% индекса Доу-Джонса, произошедшим из-за ошибки торгового робота.                                    
И всё же, до 70% торгов на Уолл-стрит теперь осуществляются через роботов. Даже в России на долю роботов приходится почти половина заявок на ММВБ и до 90% на срочном рынке РТС. По оценке первого заместителя председателя правления РТС Романа Горюнова, через три года 100% оборота на биржах будет роботизировано. По его данным, на EUREX алгоритмическая торговля уже составляет 90%, и эта цифра стремится к 100 процентам.                                     
Причин здесь несколько. Роботом не надо платить зарплату, хотя стоимость торговых программ доходит до сотен тысяч долларов. Роботы быстрее – всего за три микросекунды сигнал по высокоскоростному соединению преодолеет 1327 километров между Нью-Йорком и Чикаго, а новая трансатлантическая сеть позволит обмениваться информацией между Нью-Йорком и Лондоном всего за 60 миллисекунд. Это позволило возродить арбитраж: получение прибыли из разницы стоимости одной и той же ценной бумаги на разных биржах мира. Она невелика, и сохраняется эта разница не более нескольких минут, но их бывает достаточно для того, чтобы заработать фантастические деньги практически без риска.                                     
Роботы не подвержены эмоциям, что особенно важно на нынешнем нестабильном рынке, который уже называют не «бычьим» (растущим) и не «медвежьим» (падающим), а «волчьим». Именно так главный стратег BGC Financial по мировым рынкам Майкл Пёрвз предложил назвать состояние частых и резких колебаний (высокой волатильности), быстрых изменений цен на рынках производных инструментов, ориентированности на краткосрочную перспективу, характерное для нынешнего рынка. Правда, это состояние во многом вызвано теми же роботами….                                    
И самое главное – роботы выгоднее. В августе 2001 года компания IBM провела первый публичный турнир между торговой машиной и человеком. По его условиям шесть добровольцев в течение одного дня пытались переиграть программу, торгуя контрактами на поставку свиных туш. Человек проиграл: компьютер сумел заработать в среднем на 7% больше. С тех пор алгоритмы торговых роботов сильно эволюционировали. Человек так быстро эволюционировать не может….
Татьяна Рыбакова

Комментариев нет:

Отправить комментарий