На вопросы журналиста «Хроник и
комментариев» отвечает бывший
главный инженер-механик подводной
атомной лодки К-210,
организатор ликвидации аварии,
капитан второго ранга
Валерий Марьин.
-Валерий Тимофеевич,
что представляло собой боевое
судно, на котором
вы служили?
-Это
подводная атомная лодка второго
поколения, построенная в
1967 году. Иначе
ее еще называли
ракетным подводным крейсером
стратегического назначения.
-Но
крейсер – это что-то очень
большое, это уже
не лодка…
-Технические и
боевые характеристики нашей
К-210 были довольно
внушительны. Длина – более 120
метров и водоизмещение
12,5 тысяч тонн. На
ее борту было
16 баллистических ракет.
Да и расстояния,
которые мы преодолевали
в походах, измерялись
тысячами миль. Наша
задача состояла в том,
чтобы спрятаться от
всех в Мировом
океане и ждать
указаний о применении
ракетно-ядерного оружия.
-Указаний от
кого?
-От штаба Военно-морского флота
СССР.
-Куда
были нацелены ракеты?
-На Америку и
Европу. Это было
связано с международной
обстановкой. Если помните,
Рональд Рейган поставил
в Европе «Першинги» - новые крылатые
ракеты. Сразу нарушился
паритет оружия. Пришлось
чаще ходить в море
и нам, подводникам. И
направлять советские атомные
боеголовки против американских
«Першингов».
-То есть,
вы прятались в
Атлантическом океане и оттуда собирались
нанести удар по
Америке и Европе
в случае необходимости?
-Совершенно верно.
-Целая флотилия подводных
кораблей, лодок нашего
типа. Потом уже
их сменили другие,
более современные – БДР и
БДРМ. Они и
сегодня стоят на
вооружении. Когда они
появились, на
флоте ходила такая
«утка». Будто Брежнев
позвонил Рейгану и
говорит: «Ну, что
ты меня пугаешь?
Я теперь могу
послать ракету в
твою спальню в
Белом доме через
форточку».
-Что, такая
высокая точность попадания
была у наших
ракет?
-Точность была поразительная. Скажем,
стреляли, находясь недалеко
от Гренландии, по
цели, которая находилась
в районе Норильска.
Это тысячи километров.
Чтобы получить оценку
«отлично», надо было
попасть в круг радиусом
всего пять метров.
Там стоял
закопанный в землю
телеграфный столб. Это
была цель. И
часто попадали в
круг на «отлично».
А иногда даже
сбивали столб. И
когда необходимо было
запускать космический зонд (при
этом требуется большая
точность), - его запускали с
лодки БДРМ. Потому
что с наземных
установок с такой
точностью не запустили
бы.
-Вы
в море выходили
часто?
-Часто, особенно в
последние годы. Это
было связано, как
я уже говорил,
с появлением в
Европе американских «Першингов».
Я бывал в
17-ти боевых походах.
За первые семь
лет моей подводной
службы я отходил
четыре «автономки», за
последущие четыре года – шесть
служб, а за
три последних – 7. Естественно,
это сказалось и
на здоровье,
и, конечно, на
изнашивании оборудования кораблей,
участились случаи аварий.
Одна из таких
аварий случилась и
на К-210, где
мне пришлось заниматься
ее ликвидацией.
-Наша лодка
должна была идти
на ремонт. Максимальная
выработка основного оборудования
корабля – 40 тысяч часов.
Мы вышли в
море на 44-й
тысяче. Нас выпустили
в море на
30 суток. И
где-то на 25-е
сутки нам продлили
поход еще на
30 суток.
-И оборудование
не выдержало…
-Да, на 56-е
сутки похода случилась
авария: не выдержала система
парогенераторов. Первый очень
активный контур смешался
с водой и
стал попадать в
воду второго контура,
в пар.
-Чем
это грозило?
-В энергетических отсеках
повысился уровень радиации.
-И все
это под водой,
в море?
-Разумеется. Произошла авария, а
всплыть мы не
можем - над нами льды.
Несмотря на то, что
предельная глубина у
корабля 380 метров,
мы больше чем
на 200 метров
погружаться не могли.
-Как долго
шла ликвидация аварии?
-Пять
суток. Ликвидация заключалась
в том, что
заглушили реактор. На
лодке было два
реактора. Один заглушили,
а другой работал
на две паротурбинные
установки. Мы остались
без резерва по
пару. А подо
льдами нужно работать
только в двубортном
варианте, то есть,
должно работать все.
-В общем,
радиации там вы,
наверное, изрядно хватили?
-Более, чем достаточно.
Для того, чтобы
не нервничать по
этому поводу, я
не менял дозиметр.
Как он забился
полностью, так я его и
оставил. И когда
мне нужно было
получить статус чернобыльца,
я обратился за
справкой к начальнику
дозиметрической службы базы.
Он посмотрел и
говорит: «Тебе не поверят,
что у тебя
была такая доза».
У меня было 140 бэр (биологический эквивалент
рентгена). Хотя норма
в Чернобыле была
50 бэр.
-Почти в
три раза выше. А
средства защиты какие-то
были при ликвидации
аварии?
-Если мы там работали
пять суток, устраняя
неисправности, какая там
может быть защита?
За пять суток
я ни разу
не ел – некогда было.
Не спал, конечно.
На пятые сутки
поднимался по трапу,
упал и уснул.
Меня моряки подняли.
-Непростая. Не
все вели себя
адекватно. Тогда здорово
сработал замполит, молодой
парень. Мы с
ним дружим до
сих пор. Он
сейчас живет в
Киеве – Виктор Шмаков. В то время
он был капитан-лейтенант. Он
не испугался аварии,
пришел в отсек,
хотя не обязан
был это делать.
А помощник командира
побоялся спускаться в
отсек. Он должен
был организовывать питание
личного состава.
-Вы
имеете в виду
отсек, в котором
случилась авария?
-Конечно. На первой палубе
авария, а наверху
- люди. Отсек состоит
из трех палуб.
С людьми надо
было работать. Мне
было некогда – я занимался
аварией. И Виктор
Шмаков взял все
на себя.
-За ликвидацию
аварии получили награду?
-Получил…
Неполное служебное соответствие
от командующего флотом
и строгий выговор
от главкома Чернавина.
Затем возбудили уголовное
дело, потому что сумма
убытка составила 16
млн. рублей.
-Но
вы-то тут причем?
- А как же, я
– главный инженер-механик, командир
электромеханической боевой части
лодки. С меня
и спрос. Была
создана очень солидная
комиссия, причем многоотраслевая. В
основном из представителей науки
и промышленности:
конструкторы, разработчики, промышленники, представители
института коррозии металлов
и т.д. От
флота в комиссии
были заместитель командира
бригады по электромеханической боевой
части и я.
-Личный
состав лодки сильно
пострадал при аварии?
-Люди практически не
пострадали. Высокие дозы
радиации получили я
и командир турбинной
группы Саша Бондарь.
Мы вынуждены были
там находиться. Очень
долго не могли
найти причину, откуда
идет соль, то
есть, как в
систему проникает морская
вода. А причина
была в том,
что корабль выработал
свой ресурс.
-Но комиссия
такого заключения не
сделала?
-Сделала. Комиссия,
должен сказать, сделала
очень объективное заключение.
В ее акте
была сделана такая
запись: «Действия личного состава
к развитию аварии
не привели».
- Стало быть, вас
оправдали?
-Да, уголовное дело было прекращено.
А через две
недели главком Чернавин
лично позвонил мне
и говорит: «Ну, что,
твоя душенька успокоилась?
Ты же понимаешь – порядок есть
порядок».
-В семидесятые
годы много говорили
об аварии на подводной атомной
лодке «Комсомолец». Что
там случилось, знаете?
-Я проходил стажировку
на лодке К-8.
Это та самая
подводная лодка, которая
погибла в марте
1970 года. Я
уже был в учебном центре.
Она погибла в
Бискайском заливе: случился пожар. Погибли
процентов тридцать личного
состава. Есть такой
фильтр ФМТ-200Г. Он
пожароопасный и очень
боится масла. Пожар
возник потому, что
в системе гидравлики
произошла утечка масла,
которое попало на
этот фильтр. И
он вспыхнул.
- Они всплыли в
надводное положение. Успели
выбросить плотики. Часть
личного состава эвакуировали.
А потом лодка
потеряла продольную остойчивость
и затонула. Не
устойчивость, а именно
остойчивость. Моряки-профессионалы
только так говорят.
Это технический термин.
-Два-три месяца в
походах, под водой.
Нельзя, наверное, было
остаться незамеченными. Американцы
вас пеленговали?
-Конечно. Во-первых,
у них были
противолодочные рубежи и
система СОСУС, которая
перекрывала и прослушивала
Атлантический океан до
экватора. Вот когда
с «Курском» случилась
беда, они, говорят,
узнали об этом
от сейсмологов. Думаю,
что СОСУС прослушивала. Такие
системы очень мощные.
-То есть,
американцы знали о
вашем местопребывании?
-Нет. Все это
было покрыто тайной.
Но они нас
могли обнаружить. Мы
всплывали для определения
места, нам давался
коридор: тысячу миль
в одну сторону
и тысячу - в другую.
Это нейтральные воды.
И они там
могли ходить. Они
нас ищут – нашли. Мы
это заметили. Начинается
отрыв от слежения.
- Удавалось это
сделать?
-Удавалось.
-А
вы за ними
гонялись?
-Этим занимались многоцелевые
противолодочные корабли. Наша
задача, напротив, заключалась
в том, чтобы
скрыться, затаиться. Чтобы
с того места
можно было применить
оружие.
- Атомное оружие
вы, конечно, не
применяли. Иначе об
этом знал бы
весь мир.
- Применения
оружия не было.
Если вам будет
кто-то рассказывать, что на
подводных лодках применялось
атомное оружие – не верьте.
По крайней мере,
официально это не
признано.
- А столкновения
наших подлодок с
американскими случались?
- Была у нас
на Тихом океане
такая дизель-электрическая подводная
лодка К-129. Это
была первая советская
подлодка, вооруженная баллистическими ракетами.
Лодка при очередной
зарядке аккумуляторной батареи
вышла на связь,
и вдруг связь
пропала. Потом ее
подняли американцы с
очень большой глубины,
по-моему, более пяти
тысяч метров.
-По просьбе
советского правительства?
- Никакой просьбы. Это
была супертайна. Когда
ее поднимали, обломилась
кормовая часть и
ушла на грунт.
Носовую часть лодки
подняли, а погибших
моряков похоронили с
соответствующими почестями.
- Вся команда погибла?
-Все погибли. Я
считаю, что за
ней следила американская
атомная подводная лодка.
Многие опытные подводники полагают,
что в случае
с К-129 речь
идет исключительно о
столкновении лодок. Американцы
столкнулись с ней
просто при маневрировании. Поэтому
лодка получила повреждение
и затонула. Она
была по водоизмещению
меньше, чем американская.
Лично я думаю,
что американцы применили
торпедное оружие.
- Как расценивалось
то, что американцы
поднимали ее без
согласования с советской
стороной?
- Об
этом стало известно
значительно позже, после
операции. Все это
делалось тайно. Американцы
хотели посмотреть, какое
ракетное оружие имеется
в СССР. На
ней была одна
или две ракеты.
Я считаю, что
американцы утопили К-129,
поскольку найти в
океане затонувшую лодку
очень и очень
сложно. А они
знали, где она
затонула.
- А вообще
много атомных лодок
в то время
тонуло?
- Атомных мало. Атомные
лодки начали тонуть
с приходом массовой
демократии, когда начался
отток средств, предназначенных для
армии. Деньги пошли
по карманам. Армия – не
донор. Она не
выдает деньги, а
только потребляет.
ДОСЬЕ. Валерий
Тимофеевич Марьин родился
в 1946 году
в Запорожье. В
1969 году окончил
Севастопольское высшее военно-морское инженерное
училище. Специальность - «Эксплуатация
атомных энергетических установок».
Более 20 лет
служил на подводных
атомных лодках Северного
флота. Участник 17-ти
боевых походов, или
автономных плаваний, каждое
из которых длилось
около трех месяцев.
Во время ликвидации
аварии на атомном
реакторе получил высокую
дозу облучения. В
настоящее время – пенсионер, возглавляет
Запорожский союз ветеранов
ядерных испытаний.
Николай Зубашенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий