Недавний доклад, представленный
Всемирным банком, ООН и Интерполом, свидетельствует о том, что сомалийские
пираты за последние десять лет стали влиятельной международной корпорацией.
Выводы международных экспертов
прозвучали для широкой общественности как гром среди ясного неба. В нашем
представлении сомалийские пираты – это вконец обедневшие люди, которые на фоне
непрекращающейся гражданской войны и фактического распада государства взяли в
руки старые "калаши" китайского производства, чтобы как-то прокормить
свои семьи; этакие "робин-гуды" Аденского залива, смело спешащие в
своих утлых суденышках наперерез огромным морским судам, везущим остродефицитные
товары для и так зажравшихся граждан благополучного Запада.
По большому счету, сомалийским
гражданам действительно не приходится выбирать. Они могут либо участвовать в
войне на стороне одного из местных кланов, либо заниматься морским разбоем,
либо медленно умирать с голоду, поскольку конвои с гуманитарной помощью вряд ли
доберутся до их улицы.
Но всякому здравомыслящему
человеку понятно, что "робин-гудство" в Аденском заливе если и было,
то уже давно иссякло. Всякая криминальная деятельность рано или поздно попадает
под контроль мафии, становится организованной. Так произошло и в Сомали.
Сегодня местное пиратство
является хорошо организованным и отлаженным бизнесом. В пользу этого
утверждения говорят установленные факты международного транзита денежных
средств, поступающих в качестве выкупа за захваченные пиратами суда, грузы и
членов судовых команд, а также - транзита некоторых категорий грузов, бесследно
исчезающих с судов в водах Аденского залива.
Собственно, недавний доклад
Всемирного банка, ООН и Интерпола является лишним подтверждением тому, что искать
причину пиратства только в социальных причинах и внутренних проблемах Сомали –
глубокое заблуждение.
По данным международных
экспертов, сомалийские пираты и их коллеги с Африканского Рога получили за
последние семь лет около 400 миллионов долларов за счет финансирования рабства,
торговли оружием, наркотиками и легализации этих средств через
бизнес-инвестиции. Впрочем, некоторые специалисты отмечают, что говорить в этом
случае о конкретных суммах было бы слишком самонадеянно. Говорит председатель
Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков:
"Эта цифра является
оценочной. Она никем не подтверждена и подтверждена быть не может. Потому что
информация такого рода проступает от самих пиратов. Для них получаемые суммы —
повод для гордости. На самом деле проверить их сложно. Как правило,
судовладельцы скрывают истинные размеры выкупов. Потому что не хотят
провоцировать других пиратов на увеличение сумм выкупов.
Говорить можно о ста миллионах,
о сорока, о четырехстах, и даже о миллиарде. Какая бы сумма ни была, львиная
доля уходит истинным организаторам, которые стоят за спиной небольших пиратских
группировок".
Эксперты говорят, что деньги за
выкуп судов, грузов и заложников в пиратских операциях всегда получает третья сторона-нерезидент.
Эти люди живут на Западе и являются респектабельными бизнесменами. Затем
какая-то часть денег поступает самим пиратам. Но какая и поступает ли вообще –
неизвестно. Не исключено, полагает доктор политических наук Андрей Манойло, что
им платят из других фондов, а "выкупные" деньги в реальности имеют
иное целевое назначение и иных адресатов.
Другими словами, здесь можно
заподозрить одну из схем финансирования международного терроризма. По крайней
мере некоторые из пиратских главарей связаны тесными узами с местными ячейками
"Аль-Каиды" и других джихадистских организаций.
Вообще, глядя на воинственно
настроенных, но одетых в обноски пиратов, сложно представить себе, что каждый
из них, по идее, получает за операцию около 10 тысяч долларов при среднем
размере выкупа в несколько миллионов. И если бы пиратство преследовало лишь
цель финансирования гражданской войны, то ситуация в Сомали уже давно должна
была кардинальным образом измениться (не важно, в какую сторону). Однако этого
не происходит. Следовательно, добытые ресурсы уходят из страны.
На это обращает внимание
эксперт по полуострову Африканский Рог и Африканскому континенту Мохамед Саид.
По его мнению, 70 % всех денег остаётся в Лондоне. Остальные 30 % отправляют в
Дубай, а оттуда уже в Сомали, куда доходит лишь 10 % от первоначальной суммы.
Так что сами пираты или синдикат, на который они работают, не получают
колоссальной прибыли. Деньги оседают в сфере банковского дела, безопасности и
страхования на Западе, считает Мохамед Саид:
"Доходы в сферах
банковского дела, безопасности и страхования увеличились в три раза за
последние пять лет в связи с пиратством на Африканском Роге. И это далеко не
совпадение. Всего пару лет назад пираты получали около $6 миллиардов. Теперь
эта сумма составляет $400 миллионов. Цифры существенно разнятся, и мы не знаем,
какая из них отражает действительность. Но одно мы знаем наверняка – жители
Сомали этих денег не получают. Эти деньги оказываются в руках преступников, но
уж никак не сомалийских общин.
Что касается пиратства, то это
занятие стало доходным бизнесом не только для стран, расположенных на
полуострове Африканский Рог, но и для таких государств, как Кения, Сейшелы или
Джибути. По нашим данным, Кения получила от пиратства около сотни миллионов
долларов за последние два года. Схожая ситуация наблюдается и с Сейшелами. На
мой взгляд, можно искоренить данную проблему, если инвестировать полученные
средства в органы юстиции, правопорядка или в развитие экономики. Решить эту
проблему, направляя деньги иностранным компаниям, которые затем будут
подсчитывать прибыль в Лондоне, нельзя".
По оценкам Всемирного банка,
пиратство обходится мировой экономике в 18 миллиардов долларов в год с
постоянно увеличивающимися торговыми издержками. При этом финансирование
пиратских налетов остается вполне доступным: самые простые стоят несколько
сотен долларов, а большие экспедиции с участием нескольких судов обойдутся
где-то в 30-40 тысяч.
Как отмечают эксперты, типичная
пиратская операция имеет от трех до пяти инвесторов. Некоторые финансисты,
особенно в сомалийской диаспоре, имеют мало наличности внутри Сомали, но
владеют значительными финансовыми ресурсами за рубежом и пользуются отмыванием
денег, чтобы отправить средства на свою многострадальную родину. В общем,
финансисты находятся в центре сети пиратства.
Забирая в среднем около
половины общего выкупа, они являются основными бенефициарами этой деятельности.
А что касается самих исполнителей, то они часто довольствуются тем, что найдут
на корабле. Говорит руководитель Центра морского права, главный научный
сотрудник Института государства и права РАН Василий Гуцуляк:
"Как правило, основная
добыча – это каюта капитана и капитанский сейф с валютой. А что касается
дохода, то он идет за счет выкупа наличными через посредников. На дальнейшее
расширение преступной деятельности. В первую очередь на закупку современного
оружия. Потом на закупку быстроходных катеров и на другие нужды".
Интересно, что некоторые пираты
меняют квалификацию. Сегодня они предлагают свои услуги потенциальным и фактическим
жертвам пиратства, например, в качестве консультантов и переговорщиков.
Но бизнес на таком уровне,
конечно, не может быть интересным для крупных игроков. У них значительно выше
ставки и масштабы. Доктор политических наук Андрей Манойло вспоминает историю
захваченного пиратами украинского транспорта "Фаина". В его трюмах
находились танки и зенитные комплексы. Ни один пропавший танк не был затем
использован сомалийскими полевыми командирами в боевых столкновениях с
соперниками. Следовательно, все вооружение было переправлено другим
потребителям за пределы страны, причем переправлено организованно.
Есть даже мнение, что
сомалийские пираты целенаправленно охотятся за крупными партиями оружия и
военной техники, которые невозможно реализовать внутри страны, выполняя чей-то
заказ. Вопрос в том – чей. И ясно, что этот кто-то дает пиратам наводки, какое
судно грабить, а к какому лучше не подступаться.
Такая положение дел позволяет
предполагать, что Аденский залив является важным звеном в большой
геополитической игре, а само пиратство – оригинальная операция прикрытия,
обеспечивающая почти идеальную легенду для подковерных сделок сильных мира
сего.
Сергей Дузь, Голос России
Комментариев нет:
Отправить комментарий