Известный адвокат Александр
Добровинский в интервью Firstnews рассказал об искусстве ведения судебного
процесса, имидже и о том, как он стал самым востребованным адвокатом России.
Образ джентльмена с бабочкой - давно
стал его визитной карточкой, а о величине его гонораров только догадываются
коллеги-конкуренты.
Александр
Андреевич, вы стали одним из самых успешных адвокатов России. Что вам помогло
на этом пути? Были ли моменты, когда вам приходилось рисковать: либо все, либо
ничего?
- Для того чтобы стать успешным
адвокатом, нужно этого очень хотеть. Я думаю, что я хотел этого с детства.
Профессия адвоката не очень прельщала меня в Советском союзе, когда человек
просто зачитывал выдержки из закона. Но на западе это одна из самых престижных
профессий.
Чтобы стать успешным адвокатом,
нужно очень хотеть и знать, как этого достичь. Меня дети спрашивают, чем
заниматься? Я отвечаю, занимайтесь, чем хотите, но занимайтесь хорошо. Это
основное в карьере любого человека. Большинству людей мешает стать талантливыми
то, что они занимаются своей работой из-за денег, а не из-за удовольствия. Это
не правильно.
Но в ту секунду, когда ты
перестаешь думать о деньгах и начинаешь делать то, что нравится, деньги
приходят сами. Меня, как таковые, деньги никогда не интересовали. А
неординарные вещи я делаю постоянно. Для меня они стали уже ординарными.
Некоторые
ваши клиенты и их процессуальные противники - в прошлом очень успешные люди,
которые добились определенных результатов, но не смогли их удержать. Почему это
происходит? Как, попав наверх, не сорваться потом обратно вниз?
- Дело заключается в том, что
большинство людей, достигнув определенного уровня, считают, что на нем можно
сидеть и просто быть. Но жизнь, наше общество находятся в постоянном развитии. Ты должен делать так, чтобы ты был постоянно
востребован, а не сидеть и ждать, что на тебя будет сыпаться бриллиантовый
дождь. Это большая ошибка, но она въедается в подкорку мозга, в частности к
моим клиентам.
Из
чего складывается имидж адвоката? Насколько важен запоминающийся образ в целом?
Или как говорил Шерлок Холмс, вся суть в мелочах?
- Я считаю, имидж - что это
очень важно. К адвокату приходят исходя из его имиджа. Конечно, любой имидж не
может нравиться всем 100% населения. Но ты должен выбрать ту нишу, в которой ты
хочешь обращаться, и, исходя из этого, создавать образ. Несомненно, кому-то понравится образ и человека в телогрейке и с
топором. Но это немножко не мое. Я выбрал тот имидж, который мне нравится
самому и стал его культивировать, а потом собралась плеяда людей, которые стали
понимать, что именно этот адвокат им и нужен.
Как
вы относитесь к адвокатам-игрокам? Необходимо ли адвокату нравиться судьям,
прокурору, клиентам? Должен ли адвокат быть актером? Или лучше сравнивать
судебный процесс с шахматами?
- Основная ошибка
адвокатов-коллег заключается в том, что они пытаются нравиться. Но это все не
важно. В ту секунду, когда ты перешел порог зала суда, ты должен говорить
только с одним человеком – это с судьей. Суд должен услышать логику твоих слов
и принять твою сторону.
Мы все защищаем те буквы,
которые называются закон. В суде идет обсуждение, и я должен говорить такими
словами, чтобы логика закона склонилась в мою сторону. Я должен нравиться своей
правотой, но я должен это делать так, чтобы суд услышал мои доводы.
Что
для вас адвокатура: бизнес или искусство вести состязательный процесс?
- Для меня адвокатура – это
жизнь. Я не мыслю себя без того, чтобы не быть адвокатом. Это жизнь, бизнес,
искусство, бытие…
За
долгие годы вашей практики у вас появились настоящие процессуальные оппоненты
среди коллег-адвокатов. Одобряете ли вы конкуренцию между адвокатами?
- Очень хочется пошутить и
сказать, что конкуренции у меня нет. Но это очень хорошо, когда появляются
люди, которые тоже хотят что-то сделать. Если нет ненависти и зависти, что вот
он так много зарабатывает…
Как
вы принимаете решение вступить в дело? Должно ли дело быть неординарным,
интересным?
- Когда я принимаю решение
вступить в дело, самое первое, я должен увидеть, что я могу помочь человеку.
Создав имидж адвоката, который ничего не проиграл, я не могу взяться за процесс,
если ничего не могу сделать. Я должен увидеть свет в конце туннеля. Второе, мне
нужен напротив меня человек, клиент, который меня понимает, с которым я могу
найти общий язык. Который не считает, что он нанял адвоката, а он его
пригласил.
Есть
ли категории дел, на которые у вас наложено табу, такие, за которые вы не
возьметесь ни за какие деньги?
- Я никогда не возьмусь
защищать убийцу, педофила и распространителя наркотиков. Вот три типа уголовных
дел, которые я не беру. Я вообще не очень люблю уголовные дела, но приходится
заниматься. Хотя мне в тюрьмах не уютно.
Вы
работали адвокатом в Америке. Как вы относитесь к американской модели
правосудия? На ваш взгляд, чтобы нам стоило у них позаимствовать?
- Всякое правосудие достойно
того общества, в котором оно родилось. Мне нравится в американском
законодательстве то, что оно устоялось за 250 лет, то, что оно понятно, и
правила игры всегда одинаковы. У нас правила игры могут отличаться, завтра
может быть уже не так, как сегодня.
В нашем обществе не приемлют
большие штрафы, а зря. Наказание рублем бывает намного строже, чем лишение
свободы. Я много раз слышал от людей: "я украл столько денег, но ничего,
отсижу и выйду! "
На мой взгляд, был большой
ошибкой судебный процесс над этими дурочками из Pussy Riot. Когда меня
спрашивали иностранные журналисты, как нужно было поступить, я отвечал:
"они должны были быть наказаны очень сурово".
Им нужно было назначить штрафы
по несколько миллионов рублей. Такие большие суммы они бы не заплатили, и вот
тут бы уже была тюрьма за то, что они обманули общество. Тогда бы никто не
кинул камень в правосудие. А сейчас они сидят героями в тюрьме. Это было не
наказание, а их победа.
Может
быть, нужно заимствовать западную практику, когда почти в каждой семье есть
"свой" адвокат, бороться с правовым нигилизмом?
- Конечно, это было бы
абсолютно правильно. Тогда бы у людей повысилось правосознание. Сейчас мы видим
юридически девственное общество. Если бы мы находили минуту, чтобы посвятить
себя действующему закону, и узнали бы, что делать можно, а что нельзя, это было
бы гениально.
Некоторые умнейшие люди
страдают феерической глупостью в плане права. Мне недавно позвонил один
музыкант, поэт. Сказал, что поют его песню, но поют плохо и он хочет получить
за это деньги. Я ему ответил: "А если петь будут хорошо, тогда ты будешь
доплачивать?" Смешно и грустно…
Вы
участвуете в громком процессе о нанесении побоев бизнесменом Александром
Лебедевым предпринимателю Сергею Полонскому. Насколько очевидна вина Лебедева в
этом деле?
- Как можно в публичной
дискуссии подойти и ударить оппонента, когда ты с ним находишься в полемике.
Фу. Слово "фу" абсолютно применимо к Лебедеву. Ниже упасть
невозможно. Дальше только неандертальцы. Ну, если только пистолет достать и
застрелить человека, с которым ты не согласен. А второй, в ответ, должен был
написать на него… Вот они и поспорили. Ужас.
ДОСЬЕ.
Александр Андреевич Добровинский
Родился в Москве в 1954 году.
Учился на экономическом факультете ВГИКа, но не окончив его, уехал во Францию,
спустя три года отправился в США, где получил юридическое образование. Там
начал свою юридическую практику. В Россию вернулся в начале 90-х годов. Получил
юридическое образование экстерном и в 1992 году открыл собственное адвокатское
бюро.
Представлял интересы оппонентов ЮКОСа,
экс-сенатора Владимира Слуцкера во время его бракоразводного процесса с женой,
бизнесмена Руслана Байсарова по иску об установлении места жительства его сына
Дени и многих других. Признан лучшим адвокатом 2003 года по итогам конкурса
"Лидер года".
Комментариев нет:
Отправить комментарий