четверг, 14 августа 2014 г.

ПОД КРЫЛОМ БОГУСЛАЕВА


 
В Запорожье шутят: мы говорим «Мотор Сич» — подразумеваем «Богуслаев», говорим «Богуслаев» — подразумеваем «Мотор Сич». Сам же народный депутат скромно считает, что бренд круче его фамилии. Авиамоторостроительный гигант «Мотор Сич» — государство в государстве. Председателя совета директоров Вячеслава Богуслаева по праву можно назвать владельцем заводов, газет, пароходов.



У «Мотора» есть все — высокорентабельное производство, предприятия в Запорожье и за его пределами, самолеты и вертолеты, своя авиакомпания, базы отдыха, санатории и спортивные дворцы, детские лагеря и садики, телекомпания и газеты, современная медицинская клиника и теплоходы, два института, авиационный колледж и два профтехучилища, представительства за рубежом. Его интересы лоббируют многие депутаты, начиная с местных советов и заканчивая Верховной Радой.

Удивительно, что при такой «всеядности» почему-то один из районов Запорожья, на территории которого расположен гигант мирового авиастроения, назван Шевченковским, а не, к примеру, «Моторсичевским». Впору менять название, тем более что ни главу райгосадминистрации, ни начальника раймилиции, ни прокурора района здесь не назначают без согласования с Богуслаевым — как скажет Вячеслав Александрович, так и будет.

Однажды он заметил в СМИ: «Мы должны жить нашей громадой. Нашей! Мы должны делать все так, чтобы здесь были люди не с другой области, приезжали сюда — силовики, прокуроры, судьи. А наши — кого мы знаем в лицо. Мы должны говорить об этом: «Ты че сюда приехал? У нас свой здесь есть!» Чтобы им здесь было неуютно, чтобы им здесь было не очень приятно».

«Мотор Сич» уже давно не госпредприятие, да и вряд ли его можно назвать «образцом народного капитализма». Это сугубо частная компания. По словам Вячеслава Богуслаева, дивиденды здесь начисляют исправно, даже несмотря на экономический кризис.

«Многие не выплачивают дивиденды, а направляют эти деньги на техническое перевооружение, но я ни на один год не останавливал выплату дивидендов, потому что у нас много простых акционеров», — признался он в недавнем интервью одной из газет.
На фоне приватизированной «Запорожстали», где за все время простые акционеры меткомбината не получили ни копейки дивидендов, заявление главы ОАО «Мотор Сич» впечатляет.

На техперевооружение «Мотор» ежегодно тратит в среднем 45 млн. долл. Здесь перешли на собственный станочный парк, делают пятикоординатные станки, пытаются совершить, по утверждению Богуслаева, технологический рывок. Однако без помощи государства «Мотору» взлетать все выше и выше тяжело.

«Честно говоря, мы не получили ни копейки ни от какого правительства за 20 лет независимости, — с обидой говорил глава «Мотора» не так давно на встрече президентов России и Украины с промышленниками и бизнесменами двух стран. — Что нам в Украине мешает? Отсутствие долгосрочного кредитования. Высокие процентные ставки и безнравственно высокие ставки Нацбанка».

Чем держит Богуслаев трудовой коллектив? Социальной сферой. Базами отдыха, санаториями, детскими садами, медобслуживанием, спортом, ветеранскими льготами. На заводе уверены: «Мотор» был, есть и будет. Значит, будет работа и все остальное.

К слову, заработная плата на предприятиях Богуслаева не самая низкая. Как недавно публично заявил Вячеслав Александрович, она составляет «3,5— около 4 тыс. грн. в месяц. Есть и 10 тыс., есть и 12 тыс. А 4 тыс. — средняя зарплата. Это хорошая зарплата по региону. Я могу платить тысячу долларов, только тогда не смогу направлять деньги на техническое перевооружение. Мне нужно каждые пять лет заменить семь тысяч станков. Я спрашиваю людей, что им нужно — работа или зарплата? Они говорят — работа. Потому что нетрудоустроена вся Украина».

В компании «Мотор-Сич» работают 300 небольших предприятий. Есть такие, что рукавицы шьют, а есть те, которые делают очень сложные детали. Всего, по словам главы ОАО, на промплощадках «Мотора» трудятся около 30 тыс. чел.

Сегодня «Мотор Сич» не скрывает радости: длительная «война», начавшаяся в 2009 г. с российским предприятием «Вертолеты России» (РФ отказалась покупать украинские авиадвигатели), благополучно закончилась.

Во время авиасалона Dubai Airshow-2011 противоборствующие стороны подписали пятилетний контракт на изготовление 1,3 тыс. двигателей для коммерческих вертолетов, военной и гражданской авиации. Общая сумма сделки — $1,2 млрд.

Конечно же, Богуслаев доволен: это первый пятилетний договор, ранее подобные соглашения заключались на короткий срок. «Важно, что теперь график поставок двигателей для российских вертолетов будет утверждаться на уровне правительств двух стран. Это позволит России лучше планировать коммерческое вертолетостроение, а нам — поставку двигателей», — уверен глава компании «Мотор Сич».

Планы предприятия недавно «рассекретил» и запорожский мэр Александр Син. По его словам, главная спортивная арена города — Дворец спорта «Юность» — отныне переходит под опеку ОАО «Мотор Сич». Вячеслав Александрович предложил местным властям инвестиции, взяв обязательство реконструировать сооружение. И градоначальник уверял, что это позволит вернуть Запорожью славу гандбольной столицы, проводить поединки самого высокого уровня.

Прямо напротив главной «моторовской» проходной — многоэтажное здание собственной медклиники, где, как утверждает Богуслаев, «хорошо работает страховая медицина: люди никуда не бегают и ни один врач или медсестра не берет «на карман». Зарплата врачей в медсанчасти АО «Мотор Сич» — тысяча долларов (надо полагать, 8 тыс. грн. — Авт.). Ежегодно сотрудники нашего предприятия проходят профосмотры. В медсанчасть едут со всего мира: мы объединили туризм с возможностью подлечиться. Есть такая форма работы туркомпаний, как медицинский туризм. Например, арабам даже выгоднее лечиться здесь...»

Правда, платить приходится не только арабам, но и не работающим на «Моторе» горожанам, желающим поправить здоровье в здешней клинике или пройти обследование на современной аппаратуре. А вот это уже вопрос, который должны поставить запорожские коммунисты.

ВАЛЕРИЙ ПОЛЮШКО, газета « 2000», http://2000.net.ua

Фото: glavcom.ua

ГЛАС «МОТОРА» - председатель совета директоров В. БОГУСЛАЕВ. Избранные цитаты

1. О ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ. “Сегодня внутри Партии регионов идет война. Настоящая партийная война. Война с теми, кто шел с нами на выборы, с достойными и значимыми для партии людьми… В этой ситуации мне сложно говорить, что именно стало причиной для начала этой войны: партийные интересы или исключительно бизнесовые”.  “Да, есть группа “моторовских”. И “моторовские” никогда не будут участвовать в подобных войнах. Мы никогда не пойдем на поводу у маргиналов, которые сегодня пришли к власти в Запорожье, которые вырубают посадки и парки с одной целью: освободить земельные участки. “Моторовские” не в этой компании”

2. О ГОРОДСКОЙ ВЛАСТИ ЗАПОРОЖЬЯ. «Вот Александр Поляк (мэр Запорожья – ред.) - я с ним дружил, на охоту ездил - был человеком с новым мышлением. Он предпринимателей строил. Говорил, вот внебюджетный фонд на тротуары, на фонтаны, на дороги - чтобы все 10% от прибыли сдавали. Они сдавали. Эти тоже собирают. Но только он очень честным был и большим патриотом города. Нужно, чтобы все всё сдавали в копилочку города. Как у Поляка. У того добровольно несли. Да, добровольно. Если не принес - «добровольно» с тобой разговаривают. Понимаете? Мол, так нельзя. Есть план, который должен выполняться. Тогда у нас будет достаточно денег на пенсионеров, милиционеров, детские приюты».

3. О ТЕЛЕКАНАЛЕ И ЛИЦЕНЗИЯХ. «Представляете, лицензию на Запорожье отдали фирме из города Краматорска, которая вообще не работает! Борюсь сейчас за свою телекомпанию, пойду к Герман, написал письмо прокурору: “На каком основании закрываете телекомпанию, которая 15 лет проработала честно на благо Украины?” У нас нашли три случая за 15 лет, какой-то бокс мы показали, и он не влазит в эти проценты вещания на русско-украинском языках. Херня на постном масле! И что, из-за этого коллектив разгонять? А впереди — выборы, и коллектив спрашивает меня: “Мы остаемся работать или нам искать других хозяев?”

4. О СВОИХ И ЧУЖИХ. «Мы должны жить нашей громадой. Нашей! Мы должны делать все так, чтобы здесь были люди не с другой области, приезжали сюда – силовики, прокуроры, судьи. А наши – кого мы знаем в лицо. Мы должны говорить об этом: «Ты че сюда приехал? У нас свой здесь есть!» Чтобы им здесь было неуютно, что им здесь было не очень приятно».

5. О ПАМЯТНИКЕ ЛЕНИНУ, БАНДЕРЕ И ШУХЕВИЧУ. «Давайте будем спокойно к этому относиться. Есть группа людей – 10% нашего населения - они хотят, чтобы был памятник. Ну, пусть стоит памятник. На Западной Украине поставили памятники Бандере и Шухевичу - и никто не возмущается. Это герои Западной Украины, а это герои Восточной Украины. Ну не всех – стариков. Ну и что здесь такого? Постоит. Придет другая власть – снимут. Давайте подождем. Ну, вот вы, молодые, я, может, не доживу, а вы, может, доживете - и снимете этот памятник.
У меня на территории завода был памятник Ленину, я его демонтировал, отвез в профилакторий и поставил его там. В профилактории все старики, они все коммунисты – пусть смотрят на этого Ленина. А на территории завода не может быть, потому что приезжают иностранцы и чувствуют себя дискомфортно… Так меня коммунисты как взяли за воротник за то, что я демонтировал памятник Ленину! А я им объяснил: идеология и партийность с бизнесом несовместимы. Или надо заниматься идеологией, согласно которой «булыжник – оружие пролетариата», или заниматься бизнесом, таким, каким мы занимаемся».

6. О ПАМЯТНИКЕ АТАМАНУ ГЛАДКОМУ. «Я поставил памятник атаману Гладкому в Запорожье. Мнения разделились. Одни мне говорят: «А че он вывел казаков к царю? Лучше бы они там бы были «знищені!». А другие говорят: «Молодец! Он привел и охранял территорию от Мариуполя до Бердянска». ОАО «Мотор Сич» также финансировало установку в Запорожье памятников киевскому князю Святославу и писателю Николаю Гоголю.

7. ОБ УНИЧТОЖЕНИИ КРЕСТА НА ХОРТИЦЕ. «Казачеству нашему надо быть немножко боевитее. Когда эту полувоенную организацию уничтожают, пытаются разрушить или взялись за духовные части, то нужно было не ждать, а надо было действовать, достать этот крест и поставить на место. Для этого у нашего атамана Панченко (атаман Запорожского войска низового – ред.) достаточно сил, но вот воли, наверное, не хватило. Но, тем не менее, справедливость восторжествовала. Возвращение креста на место было сделано под напором нашей запорожской общественности, за что я ей очень благодарен»

8. ОБ ЭКОЛОГИИ ЗАПОРОЖЬЯ. «Ситуация критическая. Такого «букета» вредных производств, какой создан в промышленной зоне Запорожья, нигде в Украине нет. Еще при советской власти, когда построили Днепрогэс, в 30-х годах построили здесь более 20 предприятий черной и цветной металлургии, титаномагниевой промышленности, химические заводы. Все это теперь нам досталось в наследство. Вместе с выбросами. Проблему нужно решать, но ее не решит ни горсовет, ни областной совет, ни частники, которые сегодня владеют этими предприятиями. Это общегосударственная проблема и программа».

9. ОБ ОРАНЖЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ. «Мне говорили, что там лежали с автоматами, ждали, когда придет «Беркут» и они будут стрелять. Даже оружие было куплено на иностранные деньги. Наш губернатор (Евгений Червоненко – прим.) говорил, что сам лежал с автоматом в палатке на Майдане и ждал, когда придут другие, чтобы перестрелять. Автоматом не кушают суп и борщ, он предназначен совсем для других целей...»

10. О НАТО. «В Украине действует около 100 фондов по мониторингу общественного мнения, политологии, исследованиях в социальной сфере. Все эти фонды содержатся на деньги европейцев и американцев. Они должны отрабатывать эти деньги. Поэтому все, кто сегодня кричит, чтобы мы вступили в НАТО, они получили задание, и все эти движения, сборища, собрания, печатная продукция – все это деньги западные. Исключительно! Ну, это же естественно!»


11. О СТРОЯЩИХСЯ МОСТАХ В ЗАПОРОЖЬЕ. «Эти мосты – преступление против людей. Их нужно строить выше Хортицы или выше Днепрогэса. Тогда бы он был короче, и уменьшил нагрузку на плотине. То, что Набережную делают объездной дорогой, тоже плохо. Через город возят свои отходы разные заводы, мы дышим токсичными выхлопными газами. Подумайте, разумно ли то, что по Хортице будут идти две дороги, а между ними разница – 200 метров. Считаю, что нужно было бы разделить потоки транспорта на легковые и грузовые. В час пик нагрузка на мостах Преображенского и на плотине одинаковая. А Днепрогэсу, между прочим, уже 70 лет. Как долго плотина сможет переносить подобные нагрузки?»

12. О САМОСОЗНАНИИ. «Сегодня идет рост самосознания у людей - к какой земле они принадлежат, а не к какой партии. И это правильно. Мы должны почувствовать силу и энергию от той земли, где ты родился и где ты живешь. И этой земле нужно служить. Западная Украина – Галиция с пока примкнувшим Закарпатьем, Буковиной и Волынью, и Правобережная Украина, где 350 лет господствовала Польша. Ну, и мы, Левобережная Украина, которая никогда под Польшей не была. Мы – основа создания украинского государства. Это Запорожская Сич, Запорожское государство. Так было исторически. Наверное, мы к этому вернемся».



Комментариев нет:

Отправить комментарий