понедельник, 18 августа 2014 г.

Леонид Косянчук: «Коломойский за счет выкачанной им технологической нефти имел возможность продавать дешевый бензин»



Леонид Косянчук, президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» рассказал FaceNews об украинском рынке бензина, изменения цен и «бодяге», которой рискуют заправиться украинские водители на некоторых заправках.


«Цены на бензин пока не доходят до экономически обоснованного уровня»
Леонид Васильевич, насколько обоснованы сегодня цены на топливо?

Для того чтобы торговля нефтепродуктами могла жить и развиваться в Украине, экономически обоснованная цена на бензин должна составлять 16,15 грн за литр, а по дизельному топливу — 14,92 за литр. По факту цена на бензин сегодня в среднем — 15,31 грн за литр и 14,75 грн за литр для дизеля. Т.е. до экономически обоснованного уровня цены на бензин пока не доходят.
Причины этого просты — покупательная способность населения, к сожалению, оставляет желать лучшего, особенно после сумасшедшей девальвации гривны. Люди стали меньше потреблять, а торговцам нефтепродуктами нужно хоть как-то увеличивать продажи, потому что есть такое понятие как удельные постоянные затраты на тонну проданного бензина.
Чем меньше мы продаем, тем больше у нас затрат на тонну, и та планируемая прибыль, которую мы бы желали получить на каждой тонне, может быть «съедена» минимальными продажами. С начала месяца бензин подорожал только на 4 копейки за литр, т.е. практически не подорожал, цена на дизтопливо осталось на том же уровне.

«Цены на бензин на внешнем рынке ведут себя как пугливая гимназистка в безлунную ночь»

Имеет ли недавнее подорожание бензина сезонный характер?
Да, есть такое явление. Но нужно понимать и то, что ценообразование на цивилизованных рынках устанавливается, исходя из соотношения спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, понятно, что цены растут. А рынок нефтепродуктов Украины весьма зависим от процессов, которые происходят на внешних рынках, потому что мы 85% ресурса приобретаем по импорту.
По утверждению бывшего министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, цены на внешнем рынке ведут себя как пугливая гимназистка в безлунную ночь — шарахаются вверх-вниз. На внешние цены влияет международная обстановка, особенно в добывающих регионах, таких странах как Ирак, Иран.
Сейчас бензин даже подешевел на 4 доллара за тонну с начала месяца. Но в этом году произошла такая девальвация гривны, что этот фактор имеет незначительное влияние по сравнению с влиянием курса гривны. Отсюда и катастрофический рост цен. Ценники на заправках начали пугать не только наших потребителей, но и самих продавцов.
На самом деле цены должны были вырасти еще больше, но все понимали, что ограничены покупательной способностью населения, объемами продаж и поэтому выбирали между двух зол меньшее, продавали за меньшую цену, а убытки пытались минимизировать за счет больших объемов. Где-то с января месяца и до конца мая, рынок работал вообще в убыток.

«Засилье бодяги существенно влияет на рынок бензина»

Не вызвало ли это подорожание увеличение доли некачественного топлива?
Засилье так называемой «бодяги» и фальсификата сегодня очень существенно влияет на рынок. Это вызвано, в том числе и подорожанием. Все хотят купить подешевле. Те продавцы, которые не платят налогов, ставят цены намного ниже, таким образом, перетягивают на себя часть рынка.
Из достаточно крупных компаний, которые продают явный фальсификат, я могу назвать сеть заправок бывшего министра энергетики Эдуарда Ставицкого, «БРСМ-Нафта». Они продают конкретную «бодягу», обманывают покупателей. Покупателям рассказывают, что это бензин Мозырского НПЗ, когда на самом деле этого нет и в помине. Они делают фальсификат и уходят от налогов.
Когда их патрон был министром, это вообще была «священная корова», которую нельзя трогать. Но они и сейчас продолжают в том же духе, потому что у власти не доходят до них руки. Но я надеюсь, что скоро дойдут. Всем известно, что «БРСМ Нафта» — это бодяжная компания, которая принадлежала Ставицкому, у которого случайно в дорожную сумку не влезло 50 кг золота, когда он удирал. А теперь он поправляет свое «пошатнувшееся материальное положение» за счет украинского потребителя. Это преступная деятельность.

«Коломойский за счет выкачанной им технологической нефти имел возможность продавать дешевый бензин»

Как такое возможно? Ведь существуют стандарты качества топлива, их как-то контролируют?
Кто их проверяет сейчас, эти стандарты? Сегодня стране не до этого. А раньше проверять их у этой компании было нельзя. Не было проверок на качество, соответствие строительства и пр. Поэтому и взрывались заправки, которые были построены без всякого проекта, согласования, и без всяких норм. И сейчас работают они без соблюдения всех законов.
Перед беседой с вами у меня были налоговики, которые сегодня занимаются этой сетью. Они у нас консультировались, мы их в меру возможностей проинформировали, как происходят процессы. И не только с компанией Ставицкого.
Господин Коломойский, несмотря на его гражданскую позицию, сделал такую вещь: выкачал технологическую нефть, переработал её и имел возможность демпинговать на рынке — продавать бензин гораздо ниже нормальной объяснимой цены.
Дошло до того, что, вот, выгляните в окно, его заправка стоит. Бензина уже нет, быстро все распродал. Таким образом, он оттянул на себя часть потребителей, которые заправлялись нормальным бензином. Там, конечно, качество не такое, как у «БРСМ Нафты». Просто технологическая нефть стоит гораздо меньше. Ее переработка позволила демпинговать. И если нормальная компания получала с тонны дохода 300-400 грн, он получал 3000 грн. и нормально себя чувствовал при этом.
Надо понимать, что это сделано за счет государства, это его отсроченные расходы на общую сумму приблизительно 650 млн долл. если учитывать, что разница в цене технологической нефти, которая была выкачана и которая будет закачана составляет около 650 долларов за тонну.
Государство село на прикол. Как говорится, в мире ничего никуда не исчезает и ничего из ничего не девается. Эти 650 млн. долл. пошли в карман группы «Приват», хорошая добавка к пенсии, кто бы спорил. Только за все в конечном итоге, заплатит бюджет, а через бюджет — каждый гражданин. Что касается фальсификата, то таких деятелей как господин Ставицкий в «нефтебодяжной» отрасли еще человек десять. Как они грабили государство, так и продолжают грабить. Их всех нужно отдать под суд.

«Дельцы вроде Ставицкого себя чувствуют хорошо»

Но ведь раньше топливо было нормального качества? Когда на рынке появился фальсификат?
В Украине система контроля качества топлива была умышленно разрушена с приходом преступной власти бандита Януковича. Был уничтожен Госпотребстандарт, который был единственной организацией, имевшей право брать пробы, проверять качество и давать свое заключение. Некоторые функции контроля были возложены на департамент технического регулирования Минэкономики, но это вообще не профильные задачи для него.
Они ничего не делали, потому что отбор и контроль проб — это существенные расходы. А бюджетных денег на это не выделялось. К тому же, ни технических, ни кадровых возможностей для этого у них нет. Поэтому дельцы вроде Ставицкого себя чувствуют хорошо. И чем выше цена, тем прибыльней становится фальсификат топлива, который они продают. Одно дело сфальсифицировать топливо по 10 грн. за литр, а другое — за 15. Увеличивается доходность, привлекательность «бодяги» сегодня высока как никогда. Риск нарваться на «бодягу» очень велик.
Могу посоветовать не заправляться на «БРСМ-Нафта», у Коломойского, на заправках, которые не имеют имени. Заправляться стоит на тех заправках, которые заработали доброе имя себе тяжелым трудом и большими экономическими лишениями. Это бренды ОККО, WOG, «Лукойл», КЛО, Shell. Это компания «Параллель», и луганская компания «Восточные ресурсы», заправки которой сегодня разгромлены. Они несут такие убытки, что нормальному человеку в дурном сне не приснится. Тем не менее, они еще что-то пытаются делать.

«В основном на рынке Украины импортный бензин»

Какое топливо лучше — украинское или импортное?
В Украине бензин делает Кременчугский НПЗ, принадлежащий «Укртатнафте», которая входит в группу «Приват». Этот бензин не самый плохой, если сравнивать с тем, что представлено на нашем рынке, и он продается исключительно через собственную сеть приват — «Авиас», «Укрнафта», ANP. Другого производства бензина у нас в стране нет.
Компонент бензина производит еще Шебелинский НПЗ, но качество этого бензина не соответствует современным требованиям ДСТУ, они продают, как правило, компонент за рубеж, потому что их качество законом запрещено использовать в Украине. Их дизельное топливо еще соответствует продленным ДСТУ, а бензин — нет.
Основная доля бензина на рынке — импорт. И это хорошо, потому что мы, по крайней мере, привязаны к объективному ценообразованию, т.е. мы не зависим от желания заработать каких-то отдельных бизнесменов, горе-бизнесменов, а зависим от каких-то объективных причин внешнего ценообразования. Но мы за это получаем качественный европейский продукт.
Потому что на сегодняшний день за рубежом взять бензин хуже Евро-4 или дизель хуже Евро-4 просто негде, за исключением РФ. Там дизельное топливо еще можно Евро-3 получить. Импорт бензина в Украину сегодня покрывает около 75% от общего потребления, причем из этого — более 70% приходится на импорт из Беларуси. Намного меньшие объемы поставляются польско-литовским предприятием ORLEN Lietuva и из Греции. Возможно, этих поставок уже нет после потери морских портов в Крыму.
Что-то берут из России, возможно еще где-то. Украинское производство обеспечивает не более 25% в общем объеме потребления. Это как раз такая доля, которую занимает Коломойский на рынке.

«Лукашенко не допустит срыва поставок бензина в Украину»

Есть ли риск того, что экспорт нефтепродуктов в Украину пострадает из-за политической ситуации?
Большая часть экспорта в Украину сейчас идет из Беларуси. Белорусское топливо относительно дешевое за счет логистики. Для Беларуси поставки сюда тоже выгодны, Украина для них — стратегический партнер. Я не думаю, что это партнерство будет нарушено. Беларуси надо наполнять бюджет независимо от политической ситуации. Господин Лукашенко — умный дядька, и для него срыв поставок в Украину — это потеря бюджета, и, извините, тут уже не до политических игрищ.
Доля России в нашем импорте топлива традиционно была до 10%. Отказ от российского топлива не оказывает существенного влияния на рынок. Я специально не отслеживал этот вопрос, но думаю, что сейчас российское топливо к нам не поступает по политическим причинам.

«Людям будет трудно пересесть с машины на велосипед или общественный транспорт»

Если топливо будет дорожать, станет ли меньше машин на улицах? Сколько автовладельцев пересядут на общественный транспорт?
Не думаю, что много людей откажется от автомобиля. Человек привыкает к хорошему намного быстрее, чем к плохому. Поэтому тому, кто почувствовал вкус и удобство езды в машине, будет сложно пересесть на велосипед или на общественный транспорт. Тем более что система общественного транспорта оставляет желать лучшего.
Стоимость проезда ничем не подкреплена, и она не соответствует тому уровню сервиса, который предоставляют наши маршрутки — заплатив свои 2-3 грн, вы портите одежду, обливаетесь потом, обтираетесь и т.д. В развитых странах практически нет разницы, ездить ли в такси или общественным транспортом. И по комфорту и по цене.
Вообще нашим водителям я бы хотел сказать, что в большинстве своем наши машины нам достались не так дешево, как бы всем нам хотелось. Поэтому берегите их. Не заправляйтесь где попало, не ведитесь на то, что где-то продают на полгривны дешевле. Потому что это закончится плачевно — капитальным ремонтом ваших двигателей.
В результате вы ничего не выиграете, а потеряете во времени, которое вы потратите на сервис. Я уже не говорю про деньги. Вы якобы сэкономите пару десятков гривен на бензобаке, но отдадите пару тысяч гривен за ремонт двигателя.
Никакой гарантии, что он вернется в первоначальное состояние, нет. Потому что в машине все связано — одно тянет за собой другое. Поэтому, если вы знаете, что на какой-то заправке вам продают нормальное топливо, пусть даже за более серьезные деньги — старайтесь заправляться там. В крайнем случае, ездите меньше.
Но если вы будете экономить на топливе, то потом вам придется серьезно потратиться для того, чтобы привести ваш автомобиль в надлежащий вид.

Комментариев нет:

Отправить комментарий