В 1958 году воры в законе приговорили к смерти артиста Марка Бернеса за его роль вора Огонька в фильме «Ночной патруль». Письмо-предостережение о приговоре прислала Хрущёву артистка Лидия Русланова. Палача удалось убить при ограблении им церковной лавки.
В ноябре 1958 года Хрущёв
получил из высшего аппарата МВД СССР докладную записку: «Согласно нашим
оперативным данным, в Казани прошла сходка воров в законе. На ней принято
решение об убийстве одного из знаменитых и популярных деятелей культуры
Советского Союза. Цель акции: отомстить государственным органам за развернутую
кампанию по дискредитации и ликвидации криминального института воров в законе.
Как сообщили секретные сотрудники, в качестве жертвы уголовными авторитетами
избран любимый народом актёр театра и кино, лауреат Государственных премий
Андреев Борис Фёдорович, 1915 года рождения».
Хрущёв впал в бешенство. Он
заявил, что, если предполагаемые преступники не будут своевременно обезврежены,
если у уголовного мира навсегда не отпадет охота «карать» любимцев советского
народа, то дальше в стране начнутся криминальные беспорядки.
О проведении воровской сходки
милиции было известно из анонимного письма, отпечатанного на пишущей машинке и
отправленного через московский почтамт. По счастью, на бумаге остались
отпечатки пальцев предполагаемого автора. Так сыщики и вышли на автора.
Оказалось, сведения о
предполагаемом покушении на актера предоставила милицейским органам заслуженная
артистка РСФСР Лидия Русланова. С 1949 по 1953 год она отбывала срок в ГУЛАГе
за «антисоветскую пропаганду» и «присвоение трофейного имущества», так что
отпечатки её пальцев имелись в архивах МВД.
К Андрееву приставили опытных
охранников и посоветовали отменить все гастроли и спектакли, ограничить встречи
с друзьями и знакомыми. А к Лидии Руслановой направили для приватной беседы
сотрудника, к которому она благоволила (после лагерей и тюрьмы певица не
жаловала представителей советских органов).
Русланова сообщила, что
когда-то в камере Владимирской тюрьмы она подружилась с Валентиной Назаровой, а
затем судьба разбросала их по разным этапам. В 1958 году Назарова разыскала
певицу. К тому времени Валентина была любовницей уголовных авторитетов, которые
передавали её «по наследству». Назарова и поведала Руслановой историю о
карточной игре «на пятого».
Это значило, что один из
четырех карточных игроков, проигравшись, обязан был убить того, на кого ему
укажут победители, – «пятого». Последний любовник Валентины, известный
татарский вор, вместе со своими коллегами обыграл недавно освободившегося из
мест заключения уголовника-рецидивиста. Свидетельницей этого и стала Назарова.
Имени «пятого» вслух не произносили, просто передали проигравшему листок, на
котором оно было записано, со словами: «Фильм «Два бойца» видел? Через три
месяца боец должен остаться один».
То же самое в письме изложила
Русланова. Она не называла ни Андреева, ни Бернеса, поскольку не знала, о ком
из них идет речь. Выводы сделали сами сыщики. Изучив биографию Андреева,
милицейские оперативники узнали, что в 1940 году артист, будучи в крепком
подпитии, позволил себе ряд резких отзывов о руководстве страны. Последовал
донос, Андреева закрыли в СИЗО, ему грозила 58-я «политическая» статья.
Однако через несколько месяцев
актёра освободили по личному указанию Сталина. Оперативники предположили: во
время пребывания в тюремной камере Андреев мог крепко повздорить с кем-либо из
крупных криминальных авторитетов. Не исключено, что и «руку приложить» (за ним
такое водилось). А теперь ему аукается.
О Бернесе даже не подумали.
Долгие годы воровской мир считал артиста «своим»: ещё до войны Марк Наумович
сыграл эпизодическую роль уголовника в фильме «Заключённые», а после картины
«Два бойца», где Бернес исполнил роль бравого уроженца Одессы-мамы и спел про
шаланды, полные кефали, его авторитет в блатном мире стал непререкаемым.
Но «пятым» оказался именно он.
Дело в том, что, когда началась травля воровского сообщества в стране, «авторитетный
артист» снялся сразу в двух популярных фильмах – «Дело № 306» (1956) и «Ночной
патруль» (1957). В первой картине сыграл комиссара милиции, во второй – вора
Огонька, который порвал с уголовным миром. Последний фильм постоянно показывали
в местах лишения свободы. Многие арестанты стали выступать против уголовных
авторитетов. Так Бернес превратился в глазах воров в «суку».
Бернес спровоцировал и кампанию
против «блатных» песен, которые приобрели в советском обществе невиданную
популярность. Композитор Григорий Свиридов выступил с разгромной статьей в
«Правде» (1958): «Пластинки, напетые Бернесом, распространены миллионными
тиражами, являя собой образец пошлости. Этому артисту мы обязаны воскрешением
отвратительных традиций воровской романтики – от куплетов «Шаланды, полные
кефали» до слезливой песенки рецидивиста Огонька из кинофильма «Ночной
патруль»».
Вскоре усилия милицейских
оперативников принесли плоды: удалось задержать одного из участников карточной
игры и узнать имя исполнителя – рецидивиста по кличке Бурлак (Бурляев). На
поиски Бурлака поднялась милиция всей страны. Воровскому миру дали понять, что
в случае убийства Бернеса война пойдёт на тотальное уничтожение – без судов и
обвинений, просто мясорубка.
Блатные бросились разыскивать
Бурлака с не меньшим рвением, чем милиция. Затравленный и загнанный, Бурлак
пошёл на позорное дело – кражу икон и церковной утвари в одном из храмов. То
есть стал «клюквенником» – церковным вором. По воровским понятиям, это
преступление считалось гнуснее, чем изнасилование, и каралось смертью. Во время
кражи преступника заметили священники и вызвали милицейский наряд. При попытке
бежать Бурлак был убит.
По материалам
открытых
источников
Комментариев нет:
Отправить комментарий