Латинская Америка играет все более важную роль в стратегии Китайской коммунистической партии (ККП) по поставкам золота, которая, по данным Французского фонда стратегических исследований (FRS), уже может составлять до 10% мировых резервов.
«Золото, как универсальная валюта, способная циркулировать вне глобальной финансовой системы, служит не только средством сохранения стоимости, но и инструментом для обхода экономических санкций в случае дипломатических кризисов», — пояснил Дэвид Суд, эксперт по незаконным цепочкам поставок и преступной эксплуатации добывающих ресурсов, руководитель отдела исследований и анализа в международной консалтинговой фирме IR Consilium.
Коммунистическая партия Китая напрямую участвует в приобретении золота, используя как Народный банк, так и посредников, а также проводя политику, поощряющую иностранные закупки и добычу. Эти предприятия часто опираются на непрозрачные цепочки поставок с высокими экологическими и социальными издержками.
Яркий пример — Эль-Мирадор, мегапроект по добыче меди и золота, расположенный на высоте около 1000 метров в горном хребте Кордильера-дель-Кондор в провинции Самора-Чинчипе в Эквадоре. Считающееся одним из крупнейших месторождений в мире, концессия содержит 136 645 килограммов золота и 179 736 килограммов серебра.
Концессию контролирует китайская транснациональная компания Ecuacorriente SA (ECSA), входящая в государственный консорциум China Railways Construction Corp. (CRCC)-Tongguan, которая сталкивалась с обвинениями в коррупции и серьезных экологических катастрофах в Китае и других странах.
Согласно отчету неправительственной организации Acción Ecológica и Центрального университета Эквадора, расширение Мирадора привело к ряду проблем: интенсивное движение, повреждающее дороги, перемещение местных жителей, серьезное загрязнение рек, влияющее на рыболовство и здоровье, жестокие условия труда и атмосфера насилия.
«Коллективная цена хищнического поведения, которое слишком часто характеризует безудержную добычу золота, ужасна: она наносит ущерб окружающей среде, подрывает здоровье населения и лишает страны жизненно важных доходов от природных ресурсов», — сказал Суд.
В том же районе другая китайская горнодобывающая компания, Totalfor, внезапно ушла в мае, оставив десятки семей разоренными и задолжавшими местным предприятиям и рабочим более 1,9 миллиона долларов. Нарушенные контракты, недействительные чеки и ущерб окружающей среде превратили обещания развития в нищету и долги.
Незаконный рынок золота в Латинской Америке
Недавний доклад Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) указывает на то, что растущий спрос со стороны Китая, поднявший цены выше 3000 долларов за унцию, подпитывает незаконный рынок золота в Латинской Америке. Эта незаконная экономика усиливает региональную нестабильность, вовлекая в нее влиятельных криминальных деятелей, от наркокартелей до китайских мафиозных группировок, таких как триады и фуцзяньская мафия.
В Боливии китайские криминальные сети скрываются за местными кооперативами, получающими небольшую долю прибыли. В Перу они превращают мелкомасштабную кустарную добычу полезных ископаемых в промышленную деятельность с высоким воздействием на окружающую среду, особенно в регионе Мадре-де-Диос в Амазонии, Пуно и Андах, недалеко от границы с Эквадором.
Широко распространено использование высокотоксичного цианида, поскольку он позволяет шахтерам извлекать в два-три раза больше золота из той же руды, чем ртуть.
Власти Гайаны и Венесуэлы также определили китайских инвесторов и операторов как центральных фигур в незаконной торговле золотом, управляющих логистическими сетями, обеспечивающими транспортировку.
В Эквадоре недавние сообщения указывают на их присутствие в северных районах добычи золота в провинции Имбабура.
В период с 2017 по 2024 год незаконная добыча золота опустошила более 1700 гектаров эквадорской Амазонии, особенно в провинции Напо. Клинические анализы 2024 года выявили наличие тяжелых металлов в крови коренных общин кичваруна, в то время как насилие продолжает расти. В мае в провинции Орельяна во время операции против вооруженных групп, связанных с незаконной торговлей золотом, погибли 11 солдат.
Сеть международных торговцев
Согласно данным Латиноамериканской обсерватории по конфликтам в горнодобывающей промышленности (OCMAL), экспорт золотосодержащих концентратов из Перу резко вырос с 2020 года, причем почти весь он направляется в Китай. В 2024 году он достиг почти 400 000 тонн на сумму 884 миллиона долларов, что в 20 раз больше, чем в 2019 году.
Основными экспортерами являются не горнодобывающие компании, а международные торговые организации, которые закупают концентрат у третьих лиц, не указывая его происхождение при отгрузке. Крупнейшими операторами в Перу являются IXM, контролируемая китайским консорциумом CMOC, и Humon Latin America, входящая в группу Humon, которая управляет плавильными заводами в Китае.
«Некоторые китайские компании, экспортирующие, например, руду или концентрат, являются дочерними предприятиями или тесно связаны с китайскими компаниями, специализирующимися на добыче критически важных полезных ископаемых», — сказал Суд.
Золотые концентраты, по сути, являются многометаллическими. Суд сказал, что при их отгрузке экспортеры часто декларируют только основной металл, такой как золото, позволяя другим драгоценным элементам, которые они содержат, включая редкоземельные элементы и важные минералы, поставляться в Китай без декларирования.
OCMAL сообщает, что золотые концентраты также поступают в Перу из соседних стран, таких как Боливия, Колумбия и Эквадор. Китайские трейдеры, такие как IXM, используют склады порта Кальяо в качестве логистического центра для отправки этого груза, а также грузов перуанского происхождения, в Китай.
Контрабандисты также используют китайских курьеров для перевозки золотого концентрата в свою страну. В последние месяцы власти провели несколько операций по изъятию наркотиков в бразильских аэропортах, причем Гонконг является одним из наиболее частых пунктов назначения.
«Золотой концентрат идеально подходит для отмывания денег: он выглядит как песок, не имеет общепризнанных ценовых ориентиров, его трудно идентифицировать большинству таможенников, и его легко можно подделать в счетах-фактурах или задекларировать неточно», — сказал Суд. Эта непрозрачность и использование в финансовых преступлениях представляют собой ключевую проблему региональной безопасности.
Источник Diálogo Américas — издание Южного командования США.

Комментариев нет:
Отправить комментарий