Законопроект, которым предусмотрена уголовная ответственность за производство некачественных лекарств, будет принят, несмотря на сопротивление «фармацевтической мафии». Об этом в эксклюзивном интервью МАИР рассказал автор этого документа – глава подкомитета по вопросам планирования бюджетных программ и контроля за использованием бюджетных средств в охране здоровья Комитета Верховной Рады по вопросам охраны здоровья Валерий Коновалюк. По его мнению, качество и безопасность медикаментов – это вопрос национальной безопасности, поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы прекратить массовую продажу фальсификата, угрожающего здоровью людей. А также следует пересмотреть вопрос предоставления налоговых преференций для фармацевтических компаний. Сумма таких льгот за последние три года составила около 20 млрд. грн., что в несколько раз превышает объем лекарственных средств для государственного здравоохранения за указанный период.
- Валерий Ильич, какой процент на рынке лекарственных препаратов составляет фальсификат?
- Четкой статистике по этому вопросу нет. Поэтому я могу говорить, исходя из данных международных организаций, которые работают в сфере здравоохранения. По их подсчетам, на украинском рынке присутствует более 50% некачественных и фальсифицированных препаратов, которые опасны для здоровья и жизни людей. К сожалению, это проблема, которая нарастала годами и сегодня переросла в хроническую болезнь.
Я уже не говорю о социальной составляющей. В аптеках порой уровень цен не соответствует не только минимальным, но и средним доходам граждан Украины. Для нас это уже вопрос национальной безопасности, потому что мы твердо осознаем, что Украина за последние годы стала лидером по детской смертности, по сердечнососудистым заболеваниям, по СПИДу и туберкулезу.
И состояние здоровья населения как раз подтверждает вопрос контроля за качеством лекарственных препаратов, который у нас находится на самом низком уровне. Находится там лишь потому, что мера ответственности была предусмотрена исключительно административная. Заплати полторы тысячи гривен штрафа - и делай любые таблетки, в каком хочешь количестве и каких угодно условиях. В Украине работают не просто подпольные цеха, а целые заводы, которые производят поддельные лекарственные препараты.
В этом, конечно, тяжело признаться, но многие мои знакомые, друзья, которые по роду деятельности бывают за рубежом, на протяжении многих лет покупают медикаменты исключительно в европейских аптеках. И я думаю, что таких людей немало. К сожалению, мы должны признать, что часть общества сегодня вынуждена тратить деньги на покупку лекарств за рубежом, потому что боится приобретать их в Украине.
- Но при этом у нас в стране отмечается рост на рынке лекарственных препаратов. Значит, спрос на них все же есть?
- В текущем году, у нас есть рост производства лекарственных препаратов на 15%, и объем рынка, возможно, составит порядка 3 миллиардов долларов. Но следует обратить внимание, что при таком росте рынка растет и производство некачественных медикаментов. В Украине существует около 140 предприятий, выпускающих лекарства, но только 14 из них прошли международную сертификацию производства по стандарту GMP и только для отдельных участков работы.
- Во время парламентский слушаний, на которых обсуждался вопрос о перспективах развития фармацевтической отрасли, Вы вынесли на трибуну упаковки довольно популярных лекарственных препаратов и открыто назвали их подделками. Как отреагировали на критику те, кто их продает?
- Я представил на парламентских слушаниях препараты, которые прошли через лабораторные исследования и были уличены как подделки. А также препараты, которые не соответствуют тем требованиям и стандартам, которые определены самим производителем. Например, препарат «Мезим» -на упаковке не было даты срока годности, зато написано, что он произведен в Германии. Так вот, этого препарата в Германии даже нет в реестре. Он производится здесь и продается в наших аптеках.
Есть ряд других дорогих препаратов, на рекламу которых тратятся огромные деньги, но они являются фальсификатами. Поэтому вопрос о качестве крайне серьезен. Поэтому я был вынужден все-таки внести проект закона, который усиливает ответственность. И впервые мы вводим понятие «фальсифицированное лекарственное средство».
Чтобы Вы понимали, в странах Евросоюза за производство некачественных лекарственных препаратов предусмотрено 10 лет лишения свободы, в США - от 20 лет до пожизненного заключения. У наших соседей - в Российской Федерации - до 6 лет заключения и 300 тысяч рублей штрафа. Поэтому полторы тысячи гривен штрафа, которые есть в Украине, – это абсолютно ничто, и это провоцирует увеличение такого рода преступлений.
Наша задача - кардинально исправить ситуацию. Нельзя допускать, чтобы человек, который покупает таблетки, микстуры, тратит на это минимальную пенсию и зарплату, не только не получал исцеления, но и доводил организм до того, что болезни перерастают в хронические. А потом уже государство тратит деньги, чтобы это здоровье восстановить. Поэтому нам важно в контексте реформы в медицине, в контексте тех преобразований, которые определил Президент Украины Виктор Янукович, понимать, что реформа должна быть комплексной. Мы должны дать возможность легально работать фармакологическим компаниям, которые есть у нас на рынке. Это и доходность бюджета, и вопросы, связанные с усилением контроля за качеством лекарственных препаратов. Нужно набраться смелости и все-таки начать решительную борьбу с теми, кто десятилетиями ввозил сюда некачественные субстанции, из которых производили некачественные препараты, в которых составляющая лечебного вещества в 5-7 раз меньше, чем положено по стандарту. Это значит, что человек просто покупает таблетку, в основном сделанную из мела.
- Вреда от такой таблетки не будет?
- Вреда, возможно и не будет. Но не будет и никакого исцеления. Такие препараты абсолютно не помогают организму справиться с болезнью.
- Вы сказали, что открыто рекламируются препараты, которые, по мнению экспертов, являются фальсификатом. Они попадают в телевизионный эфир без документов, подтверждающих их качество? Почему никто не контролирует этот процесс и никак на это не реагирует?
- Проблема в том, что многие препараты, которые фальсифицируются, имеют официальную регистрацию в Украине. Зарегистрирован один препарат, а в массовом производстве - другой, с некачественными характеристиками. Это не единичный случай. Я думаю, что если проследить коньюктуру роста рынка лекарственных препаратов, можно увидеть, что за последние несколько лет уровень цен на препараты в среднем увеличился на 250-300%.
Но ведь за два года у нас пенсия и зарплата в три раза не увеличилась. И сегодня это колоссальная социальная проблема. Мало того, что очень высокие цены на лекарства, но и нет гарантии, что это качественные препараты, что они действительно могут излечить наших граждан. Поэтому я и внес проект закона, в котором предусмотрена уголовная ответственность для тех, кто производит некачественные лекарственные препараты. Парламент поддержал его в первом чтении, а на этой неделе мы рассмотрим его и во втором. И тогда за подобное деяние будет уже пять лет лишения свободы.
- Долгие годы фармацевтические компании пользовались льготами при налообложении. Зачем они вообще вводились?
- Очевидно, для того, чтобы для наших в аптеках были доступные цены на лекарства. Но этого не произошло.
- Таможенная служба выступила за отмену таких преференций. Вы поддерживаете эту инициативу?
- Я с этим полностью согласен. По результатам проверки фармацевтической отрасли за предыдущие три года Счетной палатой установлено, что при обороте в 121 миллиард гривен отрасль заплатила всего полтора миллиарда гривен налогов, поскольку отрасли предоставлены налоговые льготы. Сумма таких льгот за три года составила около 20 миллиардов гривен, что в несколько раз превышает объем лекарственных средств для государственного здравоохранения за указанный период. При этом льготы предоставляются как жизненно важным препаратам массового спроса, так и средствам для похудения и другим препаратам с весьма сомнительными лечебными свойствами.
- Ни для кого не секрет, что есть влиятельные и богатые люди, которые лоббируют интересы фармацевтических компаний, и они легко не сдадут свои позиции. С Вами они не пытались договариваться «по-хорошему»?
- Безусловно, по объему рынка можно понять, что деньги там ходят немалые. Поэтому после того, как мой проект был поддержан в первом чтении, я лично ощутил колоссальное сопротивление, блокирование. Но могу, что называется, передать привет тем, кто занимается производством некачественных препаратов. Мы будем жестко это пресекать и привлекать к ответственности.
Понимаете, есть моменты, когда стремление наживы толкает людей на злоупотребления, но есть и нравственные каноны, которые нельзя нарушать. Я убежден, что борьба за качество и безопасность лекарственных средств должна стать приоритетом государственной политики. Если нет здорового, полноценного и активного населения, не будет никогда экономики.
- Кого Вы предлагаете привлекать к ответственности: производителя или того, кто продает эти препараты?
- Всех. Необходимо перекрыть возможность так легко в розничной сети продавать некачественные препараты. Мы должны четко понимать, что защищая препарат, контролируя его качество, государство защищает здоровье каждого гражданина. Мы должны в полном объеме обеспечить службу, контролирующую качество лекарств, всем необходимым современным оборудованием, чтобы проводились локальные проверки. Например, есть передвижная лаборатория, она может подъехать к любой аптеке, сделать контрольную закупку, составить акт, и сразу же на месте проанализировать качество того или иного препарата. Если оно не соответствует установленным требованиям - значит, необходимо возбуждать уголовное дело и проводить очень серьезное расследование. Поверьте, такими мерами можно кардинально изменить ситуацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий