среда, 5 октября 2011 г.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРОКУРОРА КИЕВА Вадим Горан: «Можно только предполагать, сколько пассажиров рискуют жизнью, когда едут в маршрутном такси в Киеве»


Ежедневно тысячи киевлян рискуют жизнью, перемещаясь по городу на маршрутных такси. Поскольку техническое стояние автотранспорта зачастую оставляет желать лучшего, как и мастерство водителей, которые в большинстве случаев работают на нелегальных основаниях. А перед выходом в рейс они, как правило, не проходят надлежащий медосмотр, поэтому неизвестно, в каком состоянии находятся, когда садятся за руль. О том, какие нарушения выявляют в работе автоперевозчиков, как прокуратура защищает права не только пассажиров, но и самих водителей, в эксклюзивном интервью МАИР рассказал заместитель прокурора города Киев Вадим Горан.

- Прокуратурой Киева была проведена проверка автоперевозчиков, после которой больше тридцати предприятий были лишены лицензий. Какие нарушения были выявлены?
- Как показала проверка, многие лицензии были получены автоперевозчиками с нарушением законодательства, в частности, с использованием документов с признаками фиктивности. В основном, такие документы касались технического состояния автотранспорта, что на сегодняшний день является очень серьезной проблемой. На протяжении мая-июня этого года выявлено 814 технически неисправных транспортных средств, из которых запрещено эксплуатировать больше половины.
Также были выявлены многочисленные нарушения, которые касались условий работы водителей, проведения медицинского осмотра и т.д. Оказалось, что большинство водителей работает по 12-13 часов, они нормально не отдыхают, а зачастую ночуют прямо в салоне, что называется, не отходя от рабочего места.
При этом медицинский осмотр перед их выходом на маршрут, как правило, сводится к формальной записи в журнале, а не проводится надлежащим образом. Хотя водителя должен осмотреть медицинский работник и принять решение о том, позволяет ли его состояние здоровья управлять автотранспортом, который является источником повышенной опасности. Согласно действующему законодательству, медицинский работник должен обязательно быть в штате каждого транспортного предприятия.
Но владельцы таких фирм стараются сэкономить на зарплате медиков, поэтому при получении лицензии они формально кого-то оформляют, подставляя документы, а на самом деле никто не работает. Таким образом они подвергают опасности здоровье и жизнь пассажиров, а также самих водителей.
Например, в прошлом году был случай, когда прямо на рабочем месте при управлении маршрутным такси №414 в районе автобусной остановки «Станция метро «Черниговская» умер водитель. Если бы он ехал за рулем, а это был микроавтобус «Богдан», рассчитанный на 42 человека, то могла быть не одна жертва, а гораздо больше.
Проверкой было установлено, что должностные лица предприятия вообще не поинтересовались состоянием здоровья этого человека, который страдал ишемической болезнью сердца. А последний официальный медосмотр в поликлинике он проходил за 18 месяцев до несчастного случая. Осмотр же перед выходом в рейс длился всего 1 минуту – с 5.03 до 5.04 утра. Прокуратурой Киева было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.271 Уголовного кодекса Украины по факту нарушения законодательных и нормативно-правовых актов об охране труда должностными лицами ООО «Крокус-Авто», что привело к смерти лица на рабочем месте.
- По каким причинам водители работают по 12 часов?
- Первое - это желание хозяев сэкономить на зарплатах работников. Второе – это стремление получить как можно больше «левых» денег самими водителями, которые получают основные доходы на том, что собирают сверх плана, установленного руководством. Чем дольше он проездит - тем больше у него возможности заработать денег.
- То есть они добровольно идут на такие условия труда?
- Как правило, да. Такое себе взаимное молчаливое согласие работодателя и работника. При этом многие вообще не оформлены официально. Мы также возбудили ряд уголовных дел по предприятиям, где были выявлены подобные нарушения. Ведь получается, что за руль маршрутного такси садится человек неопределенной квалификации. Не ясно, имеет ли он допуск к управлению автотранспортом, который перевозит пассажиров.
Согласно официальной статистике, в столице ежедневно пользуются услугами автоперевозчиков больше миллиона граждан. Можно только предполагать, сколько пассажиров рискуют жизнью, когда едут в маршрутном такси с водителем-«нелегалом». Не говоря уже о нарушении прав самих водителей, которые получают зарплаты «в конверте», не платят взносы в фонды социального страхования, а значит, в случае получения травм или увечий не вправе рассчитывать на социальные пособия или иную помощь.
Поэтому мы стараемся влиять на эту ситуацию своими проверками, возбуждением уголовных дел, привлечением руководителей предприятий к уголовной ответственности. Например, проведенной проверкой выявлены факты нарушений должностными лицами предприятий-автоперевозчиков конституционных прав водителей. Так, должностные лица автобусного парка №2 КП «Киевпастранс» не обеспечили контроль за режимом труда и отдыха водителей, вследствие чего последние работали свыше 11 часов в сутки 4-7 дней подряд. Прокуратура Киева в отношении заместителя директора этого автобусного парка возбудило уголовное дело по ч.1 ст.172 УК Украины.
- Как можно изменить условия труда, когда именно в таких заинтересованы и работодатели, и работники?
- Главная проблема в том, что санкция статьи, по которой возбуждаются уголовные дела в отношении должностных лиц предприятий, предусматривает только штрафные санкции в размере 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до двух лет. Такая санкция мало кого останавливает.
Поэтому, на мой взгляд, необходимо ужесточить контроль со стороны контролирующих служб и прокуратуры, а также предусмотреть на законодательном уровне новые механизмы, чтобы было невыгодно работать без оформления.
- В последнее время на многих маршрутах обосновались карманники. Причем зачастую они ведут себя довольно нагло. Был случай, когда карманники пытались ограбить фотографа одного из столичных изданий, а когда он схватил одного из них за руку, они его избили. Водитель «маршрутки» повел себя более чем странно. Он выпустил карманников на ближайшей остановке, вместо того, чтобы защитить пассажира и вызвать милицию. Водители часто вступают в сговор с преступниками, обеспечивая им «условия работы»?
- Этот вопрос относится не только к правовой составляющей, но и к моральной стороне нашего общества. Я недавно посмотрел видеосюжет о том, как депутат избивает девушку в кафе, при этом все остальные посетители сидят и спокойно за этим наблюдают. Мне, честно говоря, стало жалко наше общество. Если в такой ситуации ни у одного парня не поднялась рука остановить этого негодяя, что же у нас за мужики такие?
Что касается ситуации, о которой Вы рассказали, то, возможно, там и был сговор. Нечто подобное раньше практиковалось в метрополитене, где часто промышляли карманники. Но благодаря действиям милиции там сейчас чуть-чуть меняется ситуация.
Безусловно, карманник сам работать не может. Он это делает в паре с кем-то, под каким-то прикрытием. И это может быть любой сговор, в том, числе и с водителем транспортного средства. Чаще всего в маршрутных такси работают люди с низким уровнем квалификации. Кроме желания заработать деньги, их больше ничего не интересует. Наверняка среди них есть люди с темным прошлым, которые готовы помогать преступникам, в том числе и карманным ворам.
- Вы упомянули метрополитен, где тоже случается немало краж личного имущества. Как на такие факты реагирует милиция? Берется за расследование всех дел или старается спустить их на тормозах?
- Мы провели проверку по метрополитену и возбудили 40 уголовных дел по фактам, когда работники милиции отказали на основании того, что якобы не выявили состава преступления.
Это очень сложная категория дел. Раскрыть карманную кражу, если карманник не пойман с поличным, практически невозможно. А нераскрытые преступления, как известно, «портят» статистику. В итоге милиционеры стоят, словно на растяжке: то ли скрыть преступление, то ли возбудить уголовное дело, а потом иметь «головную боль», когда начальство спросит о раскрываемости. А задача прокурора - не допустить, чтобы незаконно был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела и скрывались преступления.
- При этом маршрутки постоянно попадают в ДТП. Почему?
- За 6 месяцев текущего года зафиксировано 19 ДТП с участием маршрутных такси и автобусов, вследствие чего 2 человека погибли, а 26 получили телесные повреждения.
Что касается причин, то первое, на что хотелось бы обратить внимание - это несоблюдение самими водителями правил дорожного движения. Опять же, жажда наживы заставляет их ездить с превышением скорости, чтобы быстрее добраться в обе стороны и заработать больше денег.
Второе - это тот режим работы, о котором я говорил. Любой человек, каким бы он ни был закаленным, сильным и тренированным, работать 12 часов подряд на протяжении недели не может. Рассеивается внимание, притупляется реакция, появляется хроническая усталость.
Еще один момент, с которым мы боремся – неправильно организованные стоянки, а также пункты отстоя автотранспорта, когда происходит перенасыщение транспортом и людьми небольшой территории. Таких мест по городу немало (железнодорожный вокзал, конечные станции метро, автовокзалы и т.д.). А чем больше скопление, концентрация техники и людей, тем выше вероятность попадания пешехода под колеса, а также возможность столкновения между автотранспортом.
Чтобы такие проблемы не возникали, городские власти должны тщательно отслеживать распределение земельных участков под организацию парковок, планировать маршруты таким образом, чтобы они не пересекались. Ведь у нас еще нет фактически по городу планов маршрутов. Уже который год наши автоперевозчики ездят без договоров, либо на временных договорах.
- Почему это происходит?
- Потому что больше двух с половиной лет специальной комиссией КГГА не проводятся конкурсы на выделение маршрутов и заключение договоров на их обслуживание.
- Но хаоса и войн за «место под солнцем» нет. Как же автоперевозчики определяют, на какой маршрут выходить?
 - Когда-то за ними были закреплены маршруты. Допустим, лет пять назад. Вот по ним они и ездят. При этом платят КГГА взносы за использование маршрутов.
- Чем столичные власти объясняют отсутствие утвержденных маршрутов?
- Официальное объяснение сводится к тому, что пока не разработан Генеральный план города, следовательно, нет и плана перевозок. Нам обещают, что он будет готов к концу осени текущего года.
- Если нет договоров, каким образом перечисляются бюджетные средства за льготников?
- Частникам, которые работают в режиме маршрутного такси, такие средства не перечисляются.
- Хотите сказать, что они их возят бесплатно по доброй воле?
- Скорее, это добрая воля в принудительном порядке. Мы неоднократно обращались по этому вопросу в КГГА, встречались с перевозчиками, и в конце концов пришли к тому, что они перевозят льготников.
- Вадим Аркадьевич, с годами нарушений на рынке автоперевозок не становится меньше. Возможно, стоит усилить контроль и создать дополнительную службу, которая бы решала возникающие проблемы? Ведь к каждому автопарку при всем желании не приставишь прокурора…
- Автоперевозчиков проверяет Глававтотрансинспекция, ГАИ, Главное управление транспорта и связи КГГА и другие государственные структуры. Вы правы, по большому счету бегать за каждым владельцем автопарка или водителем - это не прокурорская работа, для этого есть контролирующие органы. Цель нашей проверки была в том, чтобы дать оценку контролерам, которые должны проверять автотранспортные предприятия и согласно своим функциональным обязанностям отвечают за обеспечение безопасности при оказании частными компаниями такой услуги, как перевозка пассажиров маршрутными такси.
К сожалению, деятельность тех же представителей территориальных отделений Глававтотрансинспекции сегодня сводится в лучшем случае к начислению штрафов. При этом прохождение денег никто не контролирует. У нас существует задолженность по территориальным управлениям по финансовым санкциям на сумму около 8 миллионов гривен.
То есть, предприятие, по сути, остается безнаказанным. А по истечению трех лет задолженность по не уплаченному штрафу просто списывается. Но мы не можем в данной ситуации даже привлечь к ответственности должностных лиц Глававтотрансинспекция, поскольку мы подняли все положения, регулирующие работу этой службы, и оказалось, что среди возложенных на них функций не предусмотрен контроль за тем, чтобы перевозчики вовремя выплачивали государству штрафы и деньги поступили на счет.
Поэтому только штрафами автоперевозчиков не испугаешь - они их годами не платят, продолжая работать. Например, есть перевозчики, по которым Глававтотрансинспекция имеет 50 протоколов, а они как ездили, так и ездят. Поэтому при большом количестве контролеров рынок автоперевозок работает с большими и серьезными нарушениями. То ли нежелание и бездеятельность, то ли какая-то коррупционная заинтересованность не позволяет четко отрегулировать взаимоотношения государства и автоперевозчика, обеспечив безопасность для пассажиров.
Поэтому на недавнем межведомственном совещании мы обсудили не только непростую ситуацию, сложившуюся в этой сфере, но и меры, которые необходимо предпринять, чтобы она не стала катастрофической. При этом договорились, что действия всех контролирующих структур должны четко согласовываться и координироваться между собой.
- Кроме автоперевозчиков и метрополитена, у кого еще проходили проверки?
- Органами прокуратуры проведены проверки предприятий железнодорожного транспорта, где тоже были выявлены многочисленные случаи нарушения законодательства о безопасности движения.
Ненадлежащий контроль со стороны Ревизорской службы по безопасности движения поездов и автотранспорта ГТГО «Юго-Западная железная дорога» является одной из причин транспортных происшествий, травмирования и гибели людей. Так, на протяжении 2009-2011 годов вследствие нарушений правил безопасности движения на железнодорожном транспорте травмировано 82 человека. 46 погибло.
До сих пор серьезной проблемой остается содержание железнодорожных переездов. На территории Киева размещено 92 железнодорожных переезда, при этом 74 – с ограниченной видимостью поезда, 2 – с неработающей сигнализацией, 41 – с неудовлетворительным состоянием межрельсового покрытия, 31 – с неудовлетворительными подъездными путями, на 28 отсутствуют или повреждены соответствующие дорожные знаки.
Через 12 переездов осуществляются перевозки пассажиров городским транспортом, но лишь 2 из них оборудованы сигнализацией с автоматическим шлагбаумами, которые перекрывают проезжую часть дороги на всю ширину в обоих направлениях движения.
Проверкой также были установлены факты существования незаконно обустроенных переездов, где ограничена видимость поезда и нет дорожных знаков, что может привести к тяжелым последствиям, в частности, к столкновению железнодорожного и автомобильного транспорта. В связи с этим прокуратурой Киева в адрес руководства ГТГО «Юго-Западная железная дорога» было внесено предписание относительно обеспечения безопасности движения поездов на указанных самовольно устроенных железнодорожных переездах.
Беседовала Татьяна Бодня, фото Дмитрия Липавского

Комментариев нет:

Отправить комментарий