пятница, 20 апреля 2012 г.

ТЕЛЕСЮРПРИЗ ПРОВАЙДЕРА. Монополист «Запорожэлектронснаб» рад. А как запорожцы рады!


Февраль 2012 года оказался для жителей жилмассива «Южный» Запорожья  месяцем каверзного сюрприза от ООО ПКФ «Запорожэлектронснаб». Единственный провайдер услуг кабельного телевидения на территории «Южного», занимающий монопольное положение, порадовал своих абонентов очередным повышением их стоимости. Теперь за пакет №1, состоящий из 21 телеканала, запорожцы вынуждены заплатить 15 грн., за пакет №2 (34 канала) – 29 грн.,
за пакет №3 (56 каналов) – 49 гривен. И еще 1 гривну – за перечисление платежа, чего до сих пор не было.
Для сравнения отмечу, что в 2008 году, например, пакет №2 стоил 12 грн., в 2009 – 19, в 2010 – 21, в 2011 – 23 грн., в 2012 – уже 29. То есть, с каждым годом стоимость услуг монополиста повышается, причем с обременительным для кошелька абонентов ускорением.
Виноватым оказался сервитут?
Об изменении тарифов администрация уведомила жителей, развесив в пунктах приема платежей за коммунальные услуги соответствующие объявления со ссылкой на приказ по предприятию. В них объяснялась и причина повышения тарифов: «в связи со значительным увеличением затрат по услугам кабельного телевидения, а именно: увеличением оплаты по договорам «Сервитут», стоимости лицензионных телепрограмм, увеличением количества каналов, стоимости потребляемой электроэнергии».
- Кому верить, – возмущаются горожане, «обрадовавшиеся» такому повышению, - премьер-министру Николаю Азарову, который заявлял, что повышения стоимости электроэнергии не было, или же директору ООО ПКФ «Запорожэлектронснаб» Елене Солопко, противоречащей премьеру? Неужели 2-3 новых канала, добавленных к пакетам №1-№3, увеличили стоимость пакетов сразу на 2, 6 и 5 грн. соответственно? Или, быть может, стоимость этих лицензионных телепрограммы слишком высока?
Относительно «увеличения оплаты по договорам «Сервитута», разговор особый. Сервитутом (использование чужого имущества, в том числе и для прокладывания телекоммуникационных сетей), как сообщили в ПРЭЖО-11, ведают в Запорожском горжилуправлении. По его распоряжению в бухгалтерии ПРЭЖО и установили новые (повышенные) расценки по договорам сервитута для ООО ПКФ «Запорожэлектронснаб». Хотя, по заключению эксперта Телекоммуникационной Палаты Украины Владимира Васильева, «сервитут, в отличие от аренды, может устанавливаться как на платной, так и на бесплатной основе». Но в данной ситуации жилищный департамент городской власти решил, похоже, не упустить возможности в очередной раз разбогатеть на запорожцах.
Однако, несмотря на все факторы, обоснованно или искусственно влияющие на увеличение стоимости услуг провайдера, потребители с таким повышением не согласны. По их мнению, фирме следовало бы упрочить свое финансовое положение не путем увеличения стоимости пакетов, а расширением географии своего влияния за счет подключения новых абонентов. Ведь при бесконечном увеличении стоимости услуг монополист может потерять не только своих абонентов, но и территорию своей деятельности.
Сначала платите – потом смотрите!
Рядом с объявлениями об изменении тарифов в пунктах приема платежей фирма разместила еще два объявления, касающихся изменения сроков оплаты услуг.
В одном из них для удобства абонентов предлагалось осуществлять оплату услуг не до 10 числа текущего месяца за предыдущий, а перейти на оплату до 30 числа за текущий месяц. Это, мол, избавит абонентов, не рассчитавшихся с фирмой до 10 числа текущего месяца за прошедший месяц, от отключения от сети и уплаты 10 грн. за повторное подключение.
Во втором объявлении уже не предлагалось, а в утвердительном тоне доводилось до сведения абонентов ООО ПКФ «Запорожэлектронснаб» о том, что с 1 февраля 2012 года «оплата услуг кабельного телевидения производится до последнего числа каждого текущего месяца за текущий месяц». Здесь же это распоряжение администрации сопровождалось ссылкой на «Публичный договор», опубликованный в одном из запорожских еженедельников.
По сути этим распоряжением фирма обязала абонентов производить оплату своих услуг наперед, причем в полном объеме, невзирая на возможное некачественное и неполное их предоставление.
Кто позволил госпоже Солопко действовать по схеме: «сначала деньги – потом стулья»? И по какому праву фирма заставляет потребителей оплачивать кота в мешке? Подобного не позволяют себе даже в сапожной мастерской. Кстати, в феврале сего года абоненты должны заплатить фирме дважды: за январь и за февраль. Фирме – двойной навар, потребителю - двойное опустошение кошелька. Справедливо ли?
Как известно, ПРЭЖО, предприятия тепловых сетей, водоканала, домофонной связи, энергосбыта по окончании месяца предъявляют расчеты и показатели по предоставленным услугам жителям в виде квитанций или платежек на оплату. По этим документам, изъятым из почтовых ящиков, горожане могут хоть и не полностью, но оценивать полноту, качество, стоимость и перерасчет стоимости предоставленных за прошедший месяц услуг. И, что немаловажно, не простаивая в очередях в пунктах оплаты, в удобное для каждого время в течение текущего месяца их оплатить.
Директору фирмы госпоже Солопко, похоже, все эти лишние заботы не нужны. Не нужны хотя бы потому, что даже при отсутствии сигнала на какое-то время на одном или нескольких каналах в течение месяца, она вряд ли удосужится признать услугу не предоставленной в полном объеме и уменьшить ее стоимость.
- Довольно часто, - рассказывает житель «Южного» Виктор, - например, во время просмотра программ первого российского канала пакета №3 приходится сталкиваться с отсутствием сигнала. Его может не быть и час, и с 8 вечера до 11 утра следующего дня. Почему я, настроившись на просмотр любимых передач и не просмотрев их, должен платить за пустой экран? Почему фирма при этом не уменьшает стоимость услуги?
И, действительно, почему? Ответ на этот вопрос «южане» могут найти в Публичном договоре о предоставлении услуг кабельного телевидения, который директор Е. Солопко утвердила 10.01.2012 года.
Публичный договор или игра в одни ворота?
В этом обширном документе размером в полные 3 полосы еженедельника изложены как права и обязанности провайдера и абонента, так и их ответственность.
Так, например, в разделе договора «Ответственность сторон» есть пункт 8.2., в котором говорится о том, что провайдер не несет какой-либо ответственности перед абонентом за некачественное предоставление услуг кабельного телевидения в некоторых случаях. В частности в случаях «некачественной трансляции, преград во время приема телевизионного сигнала, возникших по вине телевизионного передающего центра, спутников связи и т.д.».
В ситуации, если поставщик телесигналов (телеценр) не обеспечил передачу сигнала посреднику (ООО ПКФ «Запорожэлектронснаб»), а тот не довел его до абонента (потребителя), ответственным должен быть по идее телецентр. Но почему-то, вопреки здравому смыслу, посредник списывает ответственность телецентра на потребителя, обязывая его оплатить отсутствие сигнала. По справедливости, он должен выставить неустойку телецентру, а потребителю - уменьшить плату за не предоставленную услугу. По крайней мере, так должно быть в цивилизованном мире. Однако, фирма, похоже, не намерена брать на себя какую либо ответственность перед потребителем за ситуации, возникающие не по ее вине. Чем и застраховала свое алиби пунктом 8.2. договора.
Более того, меру ответственности за недоработки фирмы ее директор решила, похоже, свести до минимума. Так, в пункте 4.1.12. договора фирма обязуется «проводить перерасчет абонплаты по обращению абонента, если перерыв в предоставлении услуг кабельного телевидения по вине провайдера продолжается 3 и более суток».
Улавливаешь суть, читатель? Если горожанин по вине фирмы не сможет смотреть телевизор 1 или 2 дня, перерасчет абонплаты ему не светит. Ежели экран не будет светиться 3 дня и больше, быть может, перерасчет ему сделают. Да и то, если он обратится в фирму с просьбой об этом в письменном виде.
Очевидно, фирму госпожи Солопко нельзя отнести к операторам кабельной связи, которые дорожат своей репутацией, стараются не только сохранить, но и приумножить круг своих абонентов, и, что самое главное, не пытаются промахи в своей работе компенсировать за счет кошелька потребителя.
А, может быть, фирма наделила себя правом заниматься более важными делами, чем вести учет непредоставленных услуг, корректировать их стоимость и выставлять оплату абонентам по факту, те есть, с учетом полноты и качества услуг? Судя по Публичному договору, похоже, что так оно и есть.
Так, например, согласно пункту 4.2.2. фирма имеет право самостоятельно изменять тарифы на свои услуги в зависимости от изменений цен на материалы, энергоресурсы и т.д. Согласно пункту 6.1. тоже может изменять абонентскую плату в связи с изменениями законодательства, решениями органов государственной власти и т.д.
Фирма также наделила себя правом в одностороннем порядке изменять перечень телеканалов, входящих в соответствующие пакеты; по техническим причинам заменять отдельные каналы на другие; отключать абонента от сети без дополнительного предупреждения в случае неоплаты, несвоевременной или неполной оплаты предоставленных услуг и, даже, начислять пеню в размере 1 процента от суммы долга за каждый день просрочки платежа.
Вот так, уважаемый абонент, плати вовремя, ибо за день просрочки еще и пеню схлопочешь! Плати, даже, если 2 дня просидел у потухшего экрана. И не требуй с фирмы какой-либо компенсации в виде пени за не предоставленный или не качественно предоставленный сигнал. Договор не дает тебе права требовать!
Помни, согласно пункту 5.1. договора, у тебя есть основная обязанность: «своевременно, в полном объеме оплачивать стоимость ... предоставленных услуг». При этом учти, что слово «предоставленных» не означает, что ты их уже получил. Ты должен оплатить их наперед в течение текущего месяца – так требует договор. Надеяться на то, что окончательный срок их предоставления в полном объеме истекает в 24 часа последнего числа текущего месяца - тщетно. К сожалению, уже в это время пункты приема платежей закрыты – пролетишь с оплатой. А завтра тебя уже ждет пеня.
P.S.
Кстати, подвергался ли этот публичный договор какой-либо юридической экспертизе? В газетном экземпляре значится, что он утвержден директором Е. Солопко. Не означает ли это, что договор является произведением директора? Похоже, что да.
Ибо написан он, чувствуется, так, чтобы фирма была максимально защищена от справедливых претензий потребителя по поводу не предоставления услуг в полном объеме и низкого качества. Причем, по любым зависящим или не зависящим от посредника причинам.
Однако не следует забывать о том, что потребитель всегда прав и играть с ним в одни ворота небезопасно. Тем более, что срок действия лицензии на выполнение соответствующих работ, выданной фирме Нацсоветом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, не вечен. А конкурентов, достойных занять место на этом рынке, у ООО ПКФ «Запорожэлектронснаб» предостаточно.

Георгий Тояма, для «Хроник и комментариев»




Комментариев нет:

Отправить комментарий