среда, 6 августа 2014 г.

ВИКТОРИЯ ТИГИПКО: "Мой муж финансирует кинофестиваль"


Мы встретились с президентом Одесского международного кинофестиваля Викторией Тигипко в кафе возле кинотеатра "Родина" в Одессе. За час до официальной пресс-конференции открытия ОМКФ-2012. Во время интервью Like.LB.ua Виктория рассказала о финансировании кинофестиваля ее супругом  Сергеем Тигипко, о том, как она "охотилась" на Ренату Литвинову под театром, как пригласила в Украину Джеральдин Чаплин и о реформах в сфере кино.
 Принимает ли участие в организации кинофестиваля ваш супруг?
Да, он его финансирует.
А при подборе репертуара для фестиваля вы с ним советуетесь?
Нет. С конкурсной программой он познакомится, когда приехал на уикенд. Свободное время он с большим удовольствием максимально потратит на посещение кинотеатров и просмотр фильмов (ред.Like.LB.ua - за первые два дня фестиваля посмотрел шесть фильмов).
Тратите ли вы на кинематограф личные средства?
Тратим."ТАСкомбанк" является генеральным спонсором, как и в прошлом году. Это неприбыльное мероприятие, в него еще долго нужно вкладывать, пока оно принесет отдачу.
Алена Делона на"Телезвезду" привозили за $250 тыс. Зачастую, большинство европейских звезд посещают мероприятия за деньги. Кто из ваших гостей находится здесь за вознаграждение?
У нас нет таких средств, к сожалению, чтобы выплачивать гостям гонорары. Возможно,телевизионный проект может себе это позволить, мы - нет.
Какой бюджет кинофестиваля?
Бюджет кинофестиваля составляет 3 млн. евро. 5% вкладывает государство, 95% – спонсоры и партнеры. Для сравнения: Московский кинофестиваль только от государства получает 3 млн. евро. ОМКФ уже в два раза больше Московского кинофестиваля по количеству участников – у нас 5 тыс. человек. По количеству зрителей в этом году мы сравняемся. Так вот, в бюджете Московского кинофестиваля 3 млн евро - это только государственная часть, а остальные средства они собирают у партнеров, как и мы.У нас государство выделяет 150 тыс. евро.
Эти деньги не тратятся понапрасну - мы делаем то, что помогает поднимать кинематограф. Летняя киношкола,мастер-классы, общение с мэтрами кино для молодежи, сценарные мастерские, стажировка в Лондоне на фестивале – это вклад в будущее украинского кино. Бюджеты других фестивалей — это суммы в десять раз больше, по сравнению с нашим.
Как вы оцениваете грядущие реформы в сфере кино?
Практически все топ-менеджеры фестиваля являются членами всевозможных комиссий по изменению, реформированию законодательства в части всех звеньев кинопроцесса:от обучения специалистов до кинопроизводства. Мы прилагаем достаточно много усилий, относительно улучшения общего "климата" для кинематографа, возможности ко-продукции, условий для производства кино у нас, налоговым льготам для западных компаний, которые приезжают снимать в Украину. Так что, работа идет. Достаточно много из этих инициатив нашло свое отражение в законодательстве. И в следующем году, я думаю, мы увидим немало изменений.
Насколько преуспели в этом деле?
Наверное,одним из важнейших шагов было заключение договора о ко-продукции - "Украина-Франция". У них (ред.Like.LB.ua - Франция) такой подписан с Германией. Думаю,что в этом году уже начнутся съемки с учетом возможностей, которые открыл этот договор. Надеюсь, в виду того, какими нереальными темпами мы его подписали – сдвиги будут в максимально короткое время. Многие страны такие договоры подписывают годами и десятилетиями. А у Госкино в проработке на сегодняшний день еще несколько государств – например, очень активно ведутся переговоры с Аргентиной, Марокко и Грузией.
Следующий этап – работа над упрощением налогового законодательства. Поскольку на сегодняшний день существует большое количество несостыковок, которые не позволяют западным компаниям приезжать к нам работать.
Что украинскому кинематографу дает ОМКФ?
Я думаю, что Одесский фестиваль делает большую работу в плане формирования запроса на хорошее кино, которое можно и нужно снимать, потому что есть, кому его смотреть. В период "провала" (ред. Like.LB.ua - после распада Советского Союза) люди разучились смотреть хорошие фильмы. Условно говоря, происходило директивное навязывание лент кинотеатрам. 90 картин, которые поступили к нам на национальный конкурс в этом году, говорят сами за себя. Цифры ярче всего. Это все, что было снято. Из них мы отобрали 18 для конкурса. Это серьезная заявка.
Плюс тот факт, что 40 известных отборщиков фондов приезжают на кинофестиваль. Это люди с деньгами, опытом, которые готовы смотреть и увидеть. Если им понравится питчинг, понравятся команды, которые будут производить картины, — они с удовольствием рискнут вложить деньги и помогут фильмам не только состояться, но и иметь более широкую прокатную аудиторию.
Вы третий год организовываете фестиваль. Сын Президента Виктор Янукович тоже не так давно приобщился к кинематографу. Как, по-вашему, - это тренд или искреннее желание популяризировать украинский кинематограф?
Все что ни делается хорошего, это хорошо. Чем больше активных людей выдвигает хорошие инициативы, тем лучше. Хуже, когда инициативы совершенно неправильные. Если кого-то, кроме нас, озаботила тема поддержки кино — прекрасно. Welcome to fan club!
У вас не возникало желания самостоятельно снять картину?
Нет, не было. Фильмы создают профессионалы в этой отрасли - это мое убеждение. Я таковым не являюсь. Я - счастливый кинолюбитель, которого фестиваль превратил в серьезного топ-менеджера большого социально-культурного мероприятия. Снимать кино это не мое призвание, не моя профессия. Максимум, что я когда-нибудь смогу, так это спродюсировать какой-то фильм.
Вы уже думали над этим?
Пока нет. Все когда-то происходит, если происходит.
Как по-вашему, продуцирование публичными людьми короткометражек (очень распространенное в последнее время) имеет какую-то пользу для кинематографа? Или является "засорением" пространства?
Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Тем, которое, во-первых, любишь и которое делаешь хорошо. Если ты любишь, но не можешь делать хорошо, просто наслаждайся тем, как это делают другие. Если ты можешь делать — делай! Я не исключаю, что талант может возникнуть. Так, наверное, и происходит часто. А отсутствие таланта всегда заметно. Зритель умеет отделить зерна от плевел.
Например, я никогда не буду сидеть на показе фильма, если он мне не нравится. Если проходит тридцатая минута, и я понимаю, что это не мое, то я встаю и покидаю зал без зазрения совести. То же самое и со спектаклем. Я всегда в театрах сажусь с краю, чтобы можно было выйти. Я не считаю нужным тратить свое время на то, что мне не нравится. Я просто тихонечко выхожу. Мое время мне дорого.
Ради какого фильма вы и ваш супруг готовы отложить все важные дела и провести вечер перед экраном?
Таких фильмов очень много. И мы с мужем часто это делаем. Я очень люблю Гайдая. Могу пересматривать его картины по 20 раз. Уникальная ситуация. Качество фильмов, качество юмора, уровень, еще тогда был такой, что это хочется смотреть и смотреть. Во время отбора фильмов на ОМКФ я просматриваю по 150-200 картин - бывает чуть больше, бывает чуть меньше. Я живу в мироощущении хороших картин, пазлов современного кинематографа. Я могу очень быстро оценить хороший фильм или нет, установить его художественную ценность.
Одесса в свое время считалась криминальной столицей. Вы не думали над тем, чтобы в рамках ОМКФ организовать что-то наподобие дня "блатного" кино или какой-то внеконкурсный показ таких фильмов?
Мы открыты к этому жанру. Элементы такого кино, как и элементы боевика, присутствуют в арт-мейнстриме. Если фильм вписывается в фестивальную концепцию - это арт-мейнстрим, то есть интеллектуальное кино с высоким художественным потенциалом и ценностью — пожалуйста. Мы только за. Сколько таких фильмов было! Тарантино, все мэтры мирового кинематографа проходились по этой теме. И достаточно успешно. Если нам будут попадаться такие фильмы — мы их будем привозить.
Как шли переговоры с Джеральдин Чаплин?
Легко. Когда она узнала, что мы будем показывать "Огни большого города" для 15 тыс. человек на Потемкинской лестнице под сопровождение оркестра — уговорить ее не составило большого труда. Еще проще было с внуком великого Чарли, потому что следить за использованием имени известного деда — его работа. В отличие от многих звездных актеров, Джеральдин Чаплин - человек-история с потрясающей биографией в кино — очень легка в общении. Очень приятная. Несмотря на европейское происхождение, никакой заносчивости у нее нет. Все очень просто.
Правда ли, что самой "капризной" оказалась Рената Литвинова?
Она к нам еще не приехала, поэтому судить о ее "капризах" рано. Хотя, я не думаю, что речь идет о чем-то сверхъестественном, ведь у каждого есть свои запросы, потребности. Звезды – разные. Ранимые, творческие люди.
Никаких нюансов в переговорах с Ренатой Литвиной не было. Более того, было очень приятно, что она пошла нам навстречу. Предварительная договоренность о ее участии в фестивале была достигнута в Каннах, но ее нужно было "узаконить". Фестиваль был на носу, а окончательного подтверждения по ее фильму "Последняя сказка Риты" мы не получили. Мне, Олегу Кохану и Денису Иванову, директору фестиваля, пришлось полтора часа караулить ее перед театром имени Франко, когда она приезжала с антрепризой.
Охранники думали, что мы какие-то ненормальные фаны (ред.Like.LB.ua – Виктория смеется). Но мы своего добились, буквально вырвав Ренату из объятий поклонников, которые там столпились.
Может ли украинское кино быть бизнесом?
Кинопроизводство — определенно бизнес, который оценивает спрос и выдает предложение. Побеждают те, у кого кроме предложения есть еще и талант. Потому как в кино, в отличие от другого бизнеса, все-таки важным мерилом успеха является наличие таланта, в первую очередь, у режиссера и актеров. Поэтому, если есть талант и предпринимательская жилка — все сработает.



Комментариев нет:

Отправить комментарий