четверг, 3 марта 2011 г.

БАНКИР. А.Павлов: “Через несколько лет мы можем выйти на стабильные объемы кредитования Украины в гривне”

Причина увеличения исков от заемщиков - недавнее решение Высшего специализированного суда Украины по гражданским и уголовным делам (ВССУГУД) о признании незаконным выдачи валютного кредита.Как это судебное решение может повлиять на международный имидж Украины, в интервью РБК-Украина рассказал старший банкир Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Александр Павлов. Также он поделился своим видением будущего экономики Украины и возможностей возникновения новой волны кризиса.


- Судебные иски от граждан к банкам - это последствие несовершенства украинской банковской системы?
Александр Павлов: Это, скорее, демонстрация некоторой уязвимости несовершенного законодательства и его применения, что, при очень большом желании, может позволить получение таких решений. Ожидаю, что в ближайшее время будут сделаны необходимые законодательные шаги и судебные решения, закрывающие подобные лазейки.

РБК-Украина: К чему может привести решение ВССУГУД?
А.П.: Это бессмыслица, она не соответствует основополагающим актам, здравому смыслу и экономической логике. Но, конечно, прецедент неприятный и не способствующий укреплению и без того слабой инвестиционной привлекательности Украины. Ситуация демонстрирует любому инвестору его уязвимость перед лицом подобных судебных решений.Данное событие не является чем-то из ряда вон выходящим, однако, при его неоднократном повторении, опасность для здоровья банковской системы и инвестиционного климата может стать материальной.

РБК-Украина: То есть, если судьи начнут массово принимать такие решения, как ВССУГУД, последствия могут быть серьезными?
А.П.: Если речь пойдет о том, что валютные кредиты в экономике (это где-то половина всей системы кредитования) становятся недействительными, можно закрывать не только банковскую систему, но и всю экономику. Из каких источников банки будут отдавать валютные депозиты? Может их тоже пересчитать по курсу 5,05? Я не считаю подобный вариант развития событий реальным на практике.

РБК-Украина: Какие планы у ЕБРР по сотрудничеству с Украиной на текущий год?
А.П.: У нас стабильный объем инвестирования - порядка 1 млрд евро в год в 2009 и 2010 гг. Прошлогодние объемы сохранятся, поскольку, нам кажется, это достаточно серьезный объем вложений, адекватный нашим возможностям и потребностям украинского рынка.

РБК-Украина: Под какой процент в 2011 г. ЕБРР будет кредитовать украинские проекты?
А.П.: Под рыночный, соответствующий международным оценкам риска в Украине. Сейчас ставки снизились, по сравнению с кризисными, отражая улучшение макроэкономических показателей и снижение политических рисков, но до докризисных еще не опустились.

РБК-Украина: Вы говорили, что возможно кредитовать в гривне.
А.П.: Нужно! Так же, как ЕБРР кредитует еще в 15 странах СНГ и Восточной Европы в местных валютах. Увы, Украина пока отстает в этом плане. Для начала работы в гривне у нас не решен принципиальный вопрос адекватного функционирования наших счетов в гривне. Это, в свою очередь, сдерживает возможность организации фондирования на внутреннем рынке, в том числе, посредством выпуска нами облигаций, деноминированных в национальной валюте Украины. По этим вопросам мы ведем активный диалог с властями и надеемся на скорый прогресс.

РБК-Украина: При решении этих вопросов, как скоро можно ожидать начала кредитования в гривне?
А.П.: Если начать в ближайшие два месяца, к концу года будет хороший шанс утвердить первые проекты. Определенное время понадобится на создание правовой и договорной базы, организацию фондирования, для начала - через местные банки, а также согласование условий с клиентами и регулятором. В течение пары лет, когда у нас появится уже база заимствований внутри страны и будет развит и опробован необходимый инструментарий, можно выйти на стабильные объемы кредитования.

РБК-Украина: Чем для ЕБРР выгодно кредитование в гривне?
А.П.: Это выгодно, прежде всего, для наших заемщиков. Это будет правильный шаг в направлении дедолларизации экономики Украины. Гривневые кредиты ЕБРР смогут использовать, например, банки для развития ипотеки, муниципалитеты - для развития инфраструктуры, компании - для развития импортозамещающего производства, ориентированного на внутренний рынок. Любая компания, имеющая доходы в гривне, должна и кредитоваться в этой валюте, насколько это возможно. На сегодня мы вынуждены кредитовать в долларах. И каким-то образом клиенту приходится этими рисками управлять самостоятельно. Мы прорабатываем проекты так, чтобы валютные риски были минимальны и приемлемы, но они все равно остаются.

РБК-Украина: Если говорить о работе с властями, например, по сравнению с 2005 г. Стало больше или меньше конструктива и конкретики?
А.П.: Сложно сказать, больше или меньше. У нас всегда были хорошие и продуктивные отношения с властями. Причем, в последние два года ЕБРР вышел на исторически максимальные объемы инвестиций в последние, увеличив поддержку экономики во время кризиса. При этом, важно, чтобы власти делали больше в области улучшения общего инвестиционного климата, чтобы частные инвесторы, а не только международные финансовые организации, вкладывали средства в экономику страны.

РБК-Украина: На последнем форуме в Давосе прозвучало мнение, что кризис окончательно не преодолен. Насколько велики риски того, что может быть еще одна волна экономического кризиса?
А.П.: Кризис никогда не заканчивается. Конец кризиса - это начало следующего. Экономика и предприятия функционируют в рамках циклов этих волн.
Украина остается зависимой от внешних факторов, прежде всего, от спроса на ее продукцию - сталь, пшеницу и т.д. Если спрос будет высоким, у Украины появится прекрасный шанс быстрее выйти из кризиса. Если произойдет очередное резкое падение цен и спроса на внешних рынках, как в 2008 г., будет тяжело.

РБК-Украина: Есть вероятность такого падения?
А.П.: Не знаю, почитайте Wall Street Journal, Financial Times, там много об этом пишут. Это казино.

РБК-Украина: Единой точки зрения на данный вопрос тоже нет?
А.П.: Ее и не может быть. Экономика тем и хороша, что нет единой точки зрения, и как только она появляется - моментально происходит что-то неожиданное.
В целом, вероятность возникновения серьезного системного кризиса на настоящий момент минимизирована. Хотя бы потому, что банковские системы крупнейших экономик стали гораздо жестче регулироваться, и известные риски уменьшились. Но кто знает, откуда может прийти новая угроза?
Структурные проблемы в мировой экономике как были, так и остались. И эволюция идет своим путем, причем, как правило, не так, как мы себе можем представить в данный момент. Тем не менее, апокалипсических сценариев всерьез никто не рассматривает, насколько мне известно.
Беседовал Андре Саваж, специально для РБК-Украина

ДОСЬЕ.  Александр Павлов
Родился 15 февраля 1972 г. в Санкт-Петербурге (Россия). Окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, имеет степень MBA от бизнес-школы INSEAD.
В 1995-1999 гг. Александр Павлов развивал направление и руководил бизнесом финансирования международной торговли и проектного финансирования и Инкомбанке и ИБГ Никойл (Россия). В 2000-2005 гг. Александр Павлов разрабатывал и реализовывал программу торгового финансирования в Черноморском банке торговли и развития (ЧБТР, Салоники, Греция) через финансовые институты в 11 странах черноморского региона.
В 2006 г. Александр Павлов пришел работать в ЕБРР. Осуществлял проекты долгового и акционерного инвестирования в финансовые институты в России, других стран СНГ и Восточной Европы. С 2007 г. Александр Павлов возглавил направление работы ЕБРР с финансовыми институтами в Украине. Управляет портфелем в размере более 1,5 млрд долл.


Комментариев нет:

Отправить комментарий