пятница, 23 сентября 2011 г.

ГЛАВА ПОДКОМИТЕТ ВР Юрий Одарченко: «Государство пытается «перебросить» проблему по ремонту устарелого жилого фонда на владельцев квартир»



Такого понятия, как «обанкротившийся дом», в отечественной юриспруденции пока не существует. Однако в ранге банкрота может оказаться каждый человек, который станет членом общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД)... Об этом в эксклюзивном интервью МАИР рассказал глава подкомитета по вопросам региональной политики Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Юрий Одарченко.

- Юрий Витальевич, в большинстве регионов губернаторы постоянно поднимают вопрос о проведении реформы ЖКГ. Ее поддерживают глава государства и премьер-министр. Почему ничего при этом не делается?
- К сожалению, в том, что происходит сегодня, я не вижу четкого представления правительством того, что нужно делать. Сейчас взяли «на щит» идею о создании ОСМД. Я один из авторов закона о ОСМД, который был принят в первом чтении. Но он полтора года пролежал в Верховной Раде. Его не принимали в окончательной редакции, несмотря на то, что в нем был прописан ряд серьезных моментов.
Это вопрос выделения земли, финансирование первого капитального ремонта за счет средств госбюджета. Также в законопроекте четко оговорено, что ОСМД не отвечает за предоставление коммунальных услуг, как того сегодня хотят монополии. Ведь им было бы очень удобна схема, при которой ОСМД, как юридическое лицо, было исполнителем услуг. То есть, платило бы за весь дом, а потом разбиралось с жильцами.
- В июле парламент принял в первом чтении проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно объединений совладельцев многоквартирного дома». Но уже сейчас народ убеждают взять на себя ответственность и организовать ОСМД. В городах на этот счет даже появились красочные бигборды. Как Вы считаете, стоит людям поторопиться, или все-таки подождать, пока законодатели окончательно определятся с правилами игры? 
- Новый законопроект является лишь иллюзией того, что реформы будут якобы проводиться. Я это говорю не потому, что мне нравится мой собственный законопроект больше. Просто сейчас под лозунгом, что до 2014 года 70% в домах будет ОСМД, людей пытаются активизировать, чтобы они создавали такие объединения.
Но я уверен, что без выделения средств на превращение многоквартирных домов в такие объединения, а также денег на первый капитальный ремонт неправильно и некорректно обращаться к людям с призывами и лозунгами. Потому что есть дома в разном состоянии.
Если, к примеру, люди возьмут в ОСМД старую «хрущевку», то они просто не найдут денег на то, чтобы ремонтировать крыши, подвалы, сетей. И, по сути, такое юридическое лицо будет банкротом, а значит, члены этого объединения будут отвечать всем имуществом. Это такая ловушка, в которую сознательно толкают сейчас людей, рассказывая им, мол, смотрите как это хорошо.
Вазоны с цветами стоят в подъездах, все выглядит красиво и прекрасно решается. Это пока не больше, чем слова, потому что сегодня со всего количества многоквартирных домов создано ОСМД всего лишь в 9%. И то эта цифра довольно условная, потому что взяли на балласт и стали полноценными хозяевами домов только 3% людей.
Как бы людей не уговаривали, сетуя на то, что у них нет чувства собственника, что они не готовы к такой ответственности психологически, они боятся это делать. И правильно. Потому что точечно проблему не решить, необходима государственная программа по реформированию ЖКХ.
- Ее писали все министры, правительства корректировали и утверждали, а после очередной смены власти все начиналось заново. Предлагаете сотворить еще одну? Или стоит использовать то, что придумали ранее?
- С моей точки зрения, прошлая программа, подготовленная министром ЖКХ Кучеренко, очень хорошая. Но проблема в том, что программа принята и не выполняется, потому нет  источников для ее финансирования. Вместо 6 млрд. в этом году выделено 106 млн. Как Вы понимаете, это не настолько существенные деньги, что привести в порядок коммунальное хозяйство. Так что программа есть, но она не выполняется. Вместо этого на проведение «Евро-2012» выделено 60 млрд. грн. А вслед за этим власть собирается готовиться к зимним олимпийским играм. Видимо, полагая, что это важнее, чем повышение уровня жизни населения страны.
 Хотя после «Евро-2012» нам нужно такое же «евро» провести в ЖКХ и выделить туда деньги, чтобы подготовить дома для передачи ОСМД. Пока я не рекомендую спешить с созданием таких объединений. Потому что сегодня не существует органа, контролирующего деятельность ОСМД, нет регулятора тарифов, а также в бюджете не заложены деньги для создания данных организаций. Агитируя граждан создавать ОСМД, государство сегодня пытается «сбросить» проблему по ремонту устарелого жилого фонда на владельцев квартир.
- Какие проблемы в ЖКХ решит многострадальный Жилищный кодекс, к работе над которым парламентарии пообещали вернуться осенью? 
- Новый Жилищный кодекс - это своеобразный памятник, которым хотят себя увековечить представители нынешней власти. Но само принятие этого документа никак жизнь людей не улучшит и не облегчит. Разве что нагрузит их ответственностью за неуплату коммунальных платежей и даст возможность выселять из квартир при реконструкции кварталов.
- Кстати, о платежах. Почему государство не регулирует нормально рынок коммунальных  услуг и не отслеживает их качество?
- В стране должен, наконец, заработать закон, который регулирует работу природных монополий и тогда можно создать отдельную инспекцию, которая будет регулировать вопросы начисления тарифов и проверять, насколько они качественные. Хотя соответствующий законопроект проголосован, правительство не хочет его реализовывать. Они поручили регулирование работы природных монополий НКРЭ.
Но сейчас «регионалы» планируют отдавать в частную собственность или концессию облэнерго, водоканалы, и в этом видят какой-то перспективный выход из сложившейся ситуации. Не имея регулятора, это неправильно делать. У нас сегодня уже есть такие частные структуры, но это не несет за собой повышение качества услуг, а лишь их удорожание. Кроме того, нельзя лишать территориальные общины имущества, которое является  стратегическим.
Ведь в этом вопросе есть еще и серьезная политическая составляющая. Представьте себе: Вы являетесь собственником водоканала и хотите "скинуть" неугодного вам мэра. Вы или поднимаете тарифы, или вообще перестаете подавать воду. Люди, естественно, обращаются за помощью к местной власти, апеллируют к мэру, а там никто не может им помочь. Таким образом, собственник природной монополии автоматически получает возможность влиять на власть.
Беда в том, что мы все равно идем к монополизации всех коммунальных услуг в Украине. Но во всех учебниках экономики пишется, что монополизация влечет за собой рост цен. Потому что монополия никого не слушает, она, по сути, сама является властью.
- Недавно столичные власти в который раз пообещали, что в ближайшее время займутся реконструкцией «хрущевок».  Теперь люди переживают, как бы им не пришлось доплачивать за новые квартиры по рыночным ценам. В проекте Жилищного кодекса этот вопрос как-то урегулирован?
 - В проекте Жилищного кодекса ничего не написано о том, что люди получат жилье в границах того же района, откуда их выселили. Поэтому говорить о том, что им не придется не за что платить тоже нельзя. Мы этого не знаем.
Что касается самой реконструкции «хрущевок», то в этом тысячелетии ее ждать, судя по всему, не приходится. Сколько бы об этом чиновники не говорили, и каких обещаний не давали.
Источник: http://mair.in.ua
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий