четверг, 1 марта 2012 г.

“УКРАИНСКАЯ ДЕРЕВНЯ” ЧИКАГО. С юга - афроамериканские кварталы, с северо-запада - кварталы, находящиеся под контролем “Латинских королей”- самых жестоких гангстеров Чикаго.

 
Когда в конце 1997 года мы приехали жить в Чикаго и выбирали районы для аренды квартиры, одним из них была “Украинская деревня”.  Украинский район расположен недалеко от бизнес-центра города-даунтауна, с его бесподобными небоскребами, прекрасными парками и озером Мичиган, он начал заселяться украинцами ещё в конце 19-го века.

Хотя в 90-х годах 20-го века он больше напоминал опасное гетто, окруженное бедными и криминальными кварталами афроамериканцев и пуэрториканских и мексиканских гангов. Более того, в двух минутах езды от украинских кварталов, при подъезде к дуантауну со стороны улицы Division, располагался самый опасный район Америки “Кабрини Грин”, куда боялись выезжать на патрулирование сами полицейские.
“Если ты хочешь здесь жить, то нам, наверное, придется завести овчарку. А еще лучше - две”, - резонно сказал мой муж. Перспектива жизни с новорожденным ребенком, кошкой и двумя большими собаками в нескольких квадратных метрах арендованной площади меня не прикалывала.

 
На то время нового строительства в этой украинской среде цветной американской жизни ещё не было, и большинство доступных по ценам квартир в украинской околице  сдавались в своем оригинальном виде 20-х годов 20-го века: с потрескавшимися от старости стенами, которые, казалось бы, на тебя надвигаются (очень узкий простор квартир, а в спальнях иногда даже не было достаточно места, чтобы поставить двуспальную кровать), оригинальной системой водопровода и обогревания начала 20-го века и опасностью быть где-то подстреляной на улицах “села”. Поэтому выбор пал на польскую околицу в 20-ти минутах езды от центра города.
В украинской околице много церквей разного года постройки и конфессий. Большинство из них датируется либо концом 19-го, либо началом 20-го века, хотя есть и новее (например, греко-католический собор св. Владимира и Ольги, 1973 года постройки, куда в основном ходят новые украинские иммигранты). Как когда-то пошутил президент первого украинского банка, знаменитый американский адвокат украинского происхождения Юлиан Кулас: “Пока евреи строили банки - украинцы строили церкви”.

 
Украинское село начало меняться в лучшую сторону в начале 2000-го года, когда в околице начали строить огромное количество новых домов и реставрировать старые.
Причем, в течение строительного бума под дома и квартиры перестраивалось всё: старые заброшенные фабрики, заводы и даже церкви, что мне тогда (и даже сейчас) казалось довольно таки циничным: “Вам поставить кровать в алтарной части церкви, или здесь будет телевизор для “прямой связи с Богом?”
Первым проектом в Украинской деревне стала конвертация старой словацкой церкви под апартаментовый дом. До сих пор можно увидеть каменные кресты на стенах церкво-дома и надпись на словацком: “Пану Иесусу - на радость сердца”.

 
Казалось бы, что перестройка церкви под квартиры вызовет массовые манифестации верующих, но всё обошлось тихо, и, пожалуй, произвело фурор другого толка: покупателям понравились кафедральные потолки, витражи в окнах. Все квартиры были распроданы быстро, как горячие пирожки. Началась эпоха “крутизны” владельцев домов и квартир в церковных постройках прошлого века.
Финансовый кризис в Америке привёл к тому, что цены на недвижимость резко пошли вниз, и дома и квартиры перестали продаваться. Один из относительно свежих кандидатов на модерную “перестройку” - армянская православная церковь 1905 года постройки, уже ждёт своего покупателя второй год.
За это время цена церкви упала в два раза: от $619,000 в 2007 году-до $325,000 в сентябре 2008, и это, наверное, не предел. Ведь такая дорогая инвестиция в генеральный ремонт здания с его последующим преображением в частный дом либо апартаменты вряд ли себя оправдает: люди перестали массово инвестировать в недвижимость и думают только об одном - как выжить. 

 
В основном закрываются церкви маленьких общин-словаков, чехов, армян (которых, в отличие от Калифорнии, в Иллинойсе мало и они в основном живут в далеких северных пригородах), в то время, как  украинская греко-католическая парафия св. Владимира и Ольги только процветает: в связи с кризисом, люди чаще начали ходить в церковь.
В околице есть и русская православная церковь святой Троицы, куда ходят люди разных национальностей. В Америке как-то не принято утверждать лидерство той или иной конфессии: ты ходишь в ту церковь, которая ближе к твоему дому или в который ты себя чувствуешь уютно.
Эта церковь имеет, пожалуй, самую светлую ауру. Здесь всегда тебе рады, независимо от того, являешься ты парафиянином, даешь большие пожертвы на церковь или нет, приходишь только для того, чтобы зажечь свечи или регулярно простаиваешь все службы.

 
Я видела в этой церкви и чёрных (их церковь находится рядом с русской православной,  проходя мимо иногда можно услышать молитвы в стиле джаз или проповеди в стиле рэп), и латиноамериканцев, и даже азиатов, помимо, конечно, же украинцев и русских.
Один из священников - латыш, отец Сергей. Он прекрасно говорит по-русски (хотя и с акцентом), и ведет службы на двух языках: английском и старославянском. По окончанию службы, все желающие идут в церковный домик на кофе и бутерброды, чтобы пообщаться  друг с другом о делах житейских. А во время праздничной рождественской службы, все славяне, американцы, и даже мексиканцы поздравляют друг друга словами “Христос Воскрес” и повторяют слова старославянских молитв.
Построенный гениальным архитектором Луисом Саливаном в 1892 году, этот катедрал занесён в реестр исторических памятников архитектуры города Чикаго и является домом для самой старой в Чикаго православной парафии.  Церковь была построенна на частные пожертвования жителей Чикаго, а также на деньги царя Николая и русского церковного Сенода. Знаменательным также является то, что катедрал Святой Троицы был освящён самим патриархом Тихоном.

 
Несмотря на элитарный статус украинской деревни, этот район до сих пор остается опасным, так как с юга он окружен бедными афроамериканскими кварталами, с северо-запада кварталами, которые находятся под контролем “Латинских королей”- одного из самых жестоких гангов Чикаго. 
С периодичностью несколько раз в год там кого-то убивают  - причем, в соседних районах убивают чуть ли не каждый день из-за постоянной резни местных криминальных группировок.
Школы остаются опасными, с плохим уровнем образования, так как местный контингент, который в основном состоит из афроамериканцев и латиноамериканцев, просто не хочет учиться. Поэтому картина нынешней демографии “украинского села”- это молодые неженатые американские программисты, украинские строители. И  “новопрыбулые”, которые ещё не выучили языка и поэтому могут найти работу только в местных магазинчиках, банках или сервисах по уборке помещений.



 
А также   старички, которые доживают свои дни в добротных оплаченных домах, вспоминая то время, когда они целой общиной, на  свои заработанные тяжёлым трудом деньги строили красивейший католический собор святого Николая, который до сих пор напоминает о тяжёлой, но интересной истории украинской иммиграции в Чикаго.

ПО МАТЕРИАЛАМ: http://moyaamerica.com

ЦЕНЫ НА КВАРТИРЫ ЧИКАГО
В довольно неплохом районе Чикаго-в Jefferson Park или Portage Park  (20 минут езды метром или машиной до центра города Чикаго) однобедрумная (2-х комнатная) квартира будет стоить, начиная с $59,000.
В даунтаун (центре Чикаго) в хорошем районе цены на однокомнатную квартиру начинаются от $100,000. Район Ukrainian village  (5 минут езды от центра Чикаго) -от $80,000.



1 комментарий: