пятница, 27 апреля 2012 г.

ГЛАВА РОССИЙСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА Google, запорожец Владимир Долгов: «Галстуки душат инновации»


 Google Inc. — американская компания, владеющая первой по популярности в мире поисковой системой Google, обрабатывающей 41.345 млрд. запросов в месяц (доля рынка 62,4%). Годовой оборот — $7,14 млрд. Компания основана в 1998 г. Публикуем фрагменты интервью с главой представительства Google в России Владимиром Долговым.



Интернет теперь отражает картину общества в целом.

- Чем занимается отделение Google Russia, какие именно функции и проекты ведет?

- Офис Google в России состоит из нескольких функциональных подразделений. Если коротко, то их можно разделить на две основные группы: бизнес и разработки. К бизнес подразделениям относятся отделы продаж, стратегического партнерства, маркетинг и финансы. Другое большое подразделение — это R&D центры в Москве и Санкт-Петербурге, которые работают над локализацией существующих сервисов для российского рынка, а также разрабатывают новые продукты для России и всего мира.

- Какая средняя зарплата у специалистов в Google Russia?

- Это вопрос из серии «А сколько в среднем стоит автомобиль?». Конечно же, мы не разглашаем уровень зарплаты наших сотрудников.

- Является ли Google Russia зоной повышенного внимания для  корпорации?

- Россия является одним из самых быстрорастущих интернет-рынков в мире. Фактически, рынки Европы и США уже стабилизировались, в то время как российская интернет-экономика переживает стремительный рост. Для Google Россия — одна из ключевых стран.

- Как изменилась аудитория Интернета в последнее время?

- Когда в 2000 г. мы анализировали жанры литературы, наи­более популярные среди наших покупателей, получалось два особенно выраженных: фантастика и профессиональная компьютерная литература. То есть в основном посетителями были программисты, которые приобретали книги по специальности, и какой же программист без фантастики?!  Сегодня у нас в стране 26 млн. пользователей Сети, и нельзя сказать, что это преимущественно бизнесмены или домохозяйки. Интернет  отражает картину общества в целом.
 - Приходилось ли Google, подобно тому, как это происходит в России, где-либо еще конкурировать с местным поисковиком?
— Россия в этом отношении не уникальна и, более того, даже не самый крупный рынок, где нам приходится решать такую задачу. Подобная картина в Чехии, Корее и Китае. Китайский поисковик Baidu даже разместил акции на Nasdaq. Будучи самым крупным поисковиком в мире, в России Google занимает достаточно устойчивые позиции. Преимущество «Яндекса» сложилось исторически — он появился в России десять лет назад. Когда мы пришли в конце 2005 г., доля Google была на уровне 6%. Последние данные ComsCore за январь 2008 г. таковы: Rambler — 16-18%, Google — 27%, «Яндекс» — 48%. Темпы роста высокие, это означает, что мы все делаем правильно.
Теория «длинных хвостов»
- Расскажите о теории «длинных хвостов»: в эпоху web товар будет жить, если найдется хотя бы один покупатель
— Один, конечно, предельная цифра, даже у производителя баллистических ракет несколько покупателей. Но в целом теория достоверно описывает происходящие изменения. Раньше производитель стремился выпустить одну товарную позицию максимальным тиражом в одном месте. У нас была одна модель джинсов, шитых в Китае в пяти размерах просто потому, что один размер всех не удовлетворит. Считалось, что эти джинсы подойдут всем.  70 тысяч человек в Британии в своих налоговых декларациях указали, что основной источник дохода для них — торговля на еBay. В США таких людей уже 750 тысяч. eBay вообще уникальный случай: огромный торговый центр, в который каждый может прийти в качестве продавца или покупателя, стал системообразующим элементом американской экономики.
- Источники дохода Google связаны с «длинными хвостами»?
- Поисковая реклама — та, которая размещается на сайте Google, и контекстная, на сайтах наших партнеров, — единственное, на чем мы зарабатываем. При этом прибыль от размещения на партнерском сайте делится с его владельцем. Есть у нас и крупные рекламодатели, тот же еBay, есть небольшие предприятия. По суммарному рекламному бюджету обе аудитории равны.
Продажа с помощью Интернета
- Например, местный бизнесмен в надежде увеличить продажи решил воспользоваться Google...
— Предположим, что я владелец ресторана в Екатеринбурге, который открыт с 12.00 до 23.00. Размещаю свое объявление, которое звучит так: «Ресторан русской кухни в Екатеринбурге, адрес, телефон, ссылка на веб-сайт». Жестко ограничиваю территорию — показываю объявление только тем, кто живет в Екатеринбурге и области, и только с 11.00 до 22.00, просто потому, что в 3 часа ночи вряд ли кто-то решит искать, где пообедать.
Затем добавляю условие не показывать по понедельникам, потому что в понедельник у меня санитарный день. Выставляю оценку за клик — сколько я готов потратить на рекламу в сутки, поскольку предусмотрена возможность ограничения по бюджету, допустим, 100 руб. Не надо договариваться с радио, газетами, телевидением. А главное, что  я вижу всех, кто пришел на сайт или позвонил, и понимаю, какую отдачу дали объявления. Вложил 100 руб., получил заказов на пятьсот — выгодно ли это? Ответ: черт его знает, какая прибыль при обороте 500 руб., но в любом случае посчитать намного проще.
- Получается, что  предпринимателю для начала придется обзавестись приличным сайтом?
—  Для тех, кто вообще не хочет ничего делать, на Google есть Local Business Сentre, где мы на своих мощностях позволяем бесплатно создавать «визитку» вашей компании. Можно еще добавить туда фрагмент карты из Google Maps, отметить на ней точкой расположение бизнеса. Тогда ваш клиент увидит, что ресторан находится на пересечении таких-то улиц, и сможет найти вас, в том числе с мобильного телефона.
А если у меня нет сайта? Грубо говоря, вместо ресторана — будка сапожника. Ну, зачем ей сайт? Отремонтировать обувь нужно быстро, желательно недалеко от дома. По этой же причине сложно продвигать бизнес по продаже лекарств. Нельзя рекламировать круглосуточную доставку анальгина. Когда болит голова, я, скорее всего, полезу в ящик с лекарствами, а не в Интернет. К тому же мы не размещаем рекламу лекарств, продаваемых по рецепту.  Наша корпоративная политика включает целый список тем, по которым не размещаются объявления: алкоголь, оружие, игорный бизнес в любых проявлениях, эскорт-услуги. 

- Почему Google позволяет сотрудникам заниматься своими делами на работе?
- Новаторские принципы организации «распределенного» бизнеса, исповедуемые Google, проявляются уже в самом облике офиса,  контрастирующим с  бизнес-центром, в котором он расположен. Офис  напоминает большую детскую комнату. Воздушные шары, теннисный стол, чей-то сноуборд — и ни одного человека в деловом костюме, включая нашего собеседника.
- Корпоративная культура Google — целый миф. В частности, распределение рабочего времени…
— Идея в том, что 70% времени люди занимаются тем, чем им положено по должностным обязанностям, 20% — другими проектами компании, которые им могут быть интересны, 10% — вообще всем чем угодно. Условно говоря, человек отвечает за поисковую оптимизацию, а приятель за стенкой занимается картами. Первого карты тоже увлекают, он с детства видит себя Христофором Колумбом, но место занято. Так вот 20% своего времени он может посвятить этой работе.
В компании за обедом на лужайке рождается новый проект, который для кого-то становится 70%-м, для кого-то — 20%-м. 10% полной свободы появились из соображения «авось из этого что-нибудь получится». Пример 10%-го проекта — невероятно популярная в Бразилии и Индии социальная сеть Orkut. Идея Google News родилась из «10%» после событий 11 сентября 2001 г.
Собака в офисе
-  Приживутся ли корпоративные принципы Google в нашем бизнесе?
-  Почему-то, каждый раз перенимая что-то с Запада, из комбинации кнута и пряника мы выбираем кнут и только потом удивленно спрашиваем: ах, у вас еще и пряник имеется?.. Периодически всплывает история о том, что IBM начала загибаться как компания в тот момент, когда появилось правило приходить не только в галстуках, но и в костюмах. Галстуки бы она, может быть, еще выдержала, но вот костюм ее просадил. Компании пришлось срочно диверсифицировать бизнес, появилось невероятное послабление — в пятницу разрешили приходить без галстуков.
Я тоже некоторое время назад приезжаю в офис одной крупной московской компании, беру пропуск на входе, иду в холл, снимаю телефон, прохожу металлоискатель. Охранник на меня критически смотрит и говорит: «Вы не сможете пройти, вы в джинсах». При этом я не считал, что одет неподобающе, на мне даже пиджак был.
- Что еще  может демократизировать обстановку в офисах?
— Можно разрешить сотрудникам приводить на работу собак. В офисах в Лондоне и Калифорнии я их встречал неоднократно. Сижу как-то на диване с лэптопом, вдруг ко мне что-то привалилось, думал, сумка моя упала, нет — собака. Большая такая, спит, стал оглядываться: хозяин-то где, я ведь через какое-то время встать захочу.
Согласитесь, что это степень доверия к компании. Как мне однажды объяснил один из владельцев: «Она же дома скучает. Пусть бродит — ее никто не тронет». Наверное, это влияет на восприятие компании сотрудником. Среди прочего в калифорнийском офисе есть передвижная стоматологическая клиника, два детских сада. Большинство сотрудников достаточно молодые, у многих маленькие дети. Приезжают на работу, сдают ребенка в садик, экономят время и не волнуются.
На книги денег не жалко
- Вы одиночка или командный игрок?

-  Командный игрок, это точно. По крайней мере, последние лет десять-пятнадцать.

На какой вид деятельности вы могли бы поменять свою работу?

- Ну, прежде всего я не собираюсь ее менять... Работа — это комбинация интереса и материальных выгод, которые ты от нее получаешь. Можно делать очень интересную работу за совсем никакие деньги и наоборот. Если будет что-то очень большое, очень красивое, очень интересное, то, возможно, я подумаю. Но я еще не считаю, что все сделал с Google в России.

- Финансовый кризис как-то повлиял на вашу жизнь?

-Только увеличением объема информации об этом кризисе (смеется). Конечно, повлиял: например, у меня была страховка в компании, которая, как потом выяснилось, называется AIG,— к счастью, в российской, а не американской.

-Вы экономите на чем-то?

-Да нет, наверное. Хотя свет выключаю, когда он мне не нужен. Я не знаю, экономия это или защита окружающей среды.

-На какие увлечения вам не жалко денег?

-На книги. Вот никогда не жалел и до сих пор не жалею. Раньше это был fiction, художественная литература. Сейчас все больше не то чтобы по специальности, а, скажем так, о мире, в котором мы живем.

- Кто или что оказало наибольшее влияние на выбор деятельности?

- Распад Советского Союза. Я совсем уж в позапрошлой жизни был физиком. Занимался наукой, лазерами, защитил диссертацию. Как кто-то меня назвал - последний физик Советского Союза: я закончил говорить, совет проголосовал, а через два часа после этого Горбачев сказал, что СССР больше нет. Он забыл добавить, что науки теперь тоже нет. Некоторое время после этого я еще пытался понять, можно ли что-то сделать.

- Что для вас важнее денег?

- Интерес к жизни. Деньги — необходимая вещь, но ими нельзя компенсировать его отсутствие.

Из ДОСЬЕ.

Владимир Долгов. Родился 6 июня 1959 года в Запорожье. В 1982 году окончил физико-технический институт, факультет проблем физики и энергетики,  работал научным сотрудником в Институте Атомной Энергии им. Курчатова.  В 1991 году защитил кандидатскую дисертацию. С  1992 года по 1995 – глава подразделения  компании CompactBook Publishing. С июня 1996-го глава подразделения  компании ЛУКОЙЛ-Информ. С  2000-технический директор,  директор московского филиала и генеральный директор интернет-магазина Ozon.ru. С декабря 2005 года – глава представительства Google в России. В 2005 году, получил диплом MBA California State University, East Bay. Свободно владеет английским и украинским языками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий