пятница, 23 сентября 2011 г.

Петр Ванат, экс-первый секретарь Запорожского горкома КПУ: « Между прочим, вот этот вариант мостов, который строится сегодня, был просто забракован. Почему?»





На вопросы журналиста «Хроник и Комментариев» отвечает  бывший  первый  секретарь  Запорожского  горкома  Компартии Украины,  ныне президент  Запорожского областного  союза  промышленников  и  предпринимателей  «Потенциал»  Петр  Ванат.


***

    - Чернобыльская  беда  заставила  нас  задуматься.  Как  только    очистные в Запорожье построили,  мы  начали  заниматься  мостами. Дело  в  том,  что  в  случае  эвакуации  мы  задохнемся.  Наш  город,  как  в  мешке.  И  за  указанное  время  мы  не  в  состоянии  будем  эвакуировать  людей.  Потому  нужен  второй  мост.
     
 - Интересно.  И  что  вы  тогда  успели  сделать  по  мостам?
     
- Вместе  с  председателем  горсовета  Владимиром  Феодосьевичем  Васильевым  мы  были  в  ЦК  КПСС,  Госплане  СССР.  Кстати,  у  нас  в  Запорожье  уже  стоял  бы  новый  мост,  если  бы  политическая  воля  некоторых  политиков  области  была  достаточной.
      
-Вы  хотите  сказать,  что  наверху давали  добро  на  строительство,  а  запорожцы  этим  не  воспользовались?
       
-Именно  так. В  то  время  первым  секретарем  обкома  партии  был  Анатолий  Павлович  Сазонов.  Не  хочу  давать  ему  оценки,  но  именно  от  его  воли  тогда  зависело  многое.  А  он,  к  сожалению,  не  проявил  этой  воли.  Мы  все  тогда  были  подготовлены  и  настроены  на  то,  чтобы  начать  строительство  мостов.  И  наверху  все  было  решено.  Требовалось  только  политическое  решение  обкома  партии.
        
-Где  намерены  были  строить  мосты?  Там,  где  сейчас  ведется  строительство, через остров Хортица?
        
-Мы  проработали  тогда  несколько  вариантов  мостов.  Выбрали  самый  лучший.  Между  прочим,  вот  этот  вариант,  который  строится  сегодня,  был  просто  забракован.  Почему?  Министерство  обороны  было  категорически  против,  мотивировало  тем,  что  не  могут  два  моста  находиться  на  расстоянии  100-200  метров  друг  от  друга.  Гражданская  оборона  тоже  сказала,  что  это  не  годится.  Против  было  и  Министерство  транспорта,  потому  что  нет  транспортной  развязки.
       
- А  какой  же  вариант  моста  был  признан  лучшим?
       
- Был  принят  самый  лучший,  на  мой  взгляд,  но,  к  сожалению,  не  реализованный  проект.  Это  в  районе,  когда  ехать  с Бабурки  по  проспекту  Ворошилова  и  чуть  дальше.  Затем  поворот  налево  через  остров  Хортица.  Это  в  том  месте,  где  во  время  войны  немцы  проложили  железную  дорогу  и  наладили  паромную  переправу.  Там  и  сейчас  следы  остались – насыпь.  Вот  в  этом  месте  с  выходом  на  красные  воды.  По  дамбе  или  под  дамбой.  Потом  дорога  идет  через  Зеленый  Яр.  Все  это  на  весу.  Левое  крыло  идет  на  промплощадку – «Днепроспецсталь»,  «Запорожсталь».  А  правое  крыло  идет  мимо  «Мотор-Січі»  на  Симферопольскую  трассу.  Это  действительно  лучший  проект.
     
-И  в  какой  стадии  был  этот  проект?
     
  стадии  предпроектной  разработки.  В  принципе,  этот  вариант  проекта  был  одобрен  на  всех  уровнях.  Дело  оставалось  за  обкомом  партии.  И  вот  собрали  там  совещание.  Присутствовали  мы,  были  «зеленые  активисты».  Мы  пригласили  на  это  совещание  специалистов  из  «Мостостроя».  Доложили  собравшимся  свое мнение,  сообщили,  что  будет  финансовая  поддержка  со  стороны  вышестоящих  органов.  Настроение  вроде  было  нормальное.   И  тут стали  выступать  противники  этого  проекта.  Они  и  сейчас  живут  в  городе,  вы  их  знаете.  Они  убедили  Сазонова,  что  это – воля  народа.  И  Сазонов  пошел  на  поводу  у  этих  людей,  вынес  свое  резюме:  мол,  народ  против,  поэтому  мы  не  можем  идти  против  его  воли.  В  общем,  не  поддержал.
       
-А  потом  начался  развал  экономики  и  уже  никто  на  мосты  денег  не  давал.  Хотя  шум  на  эту  тему  в  90-е  годы  был  большой.
       
-Да,  возможность  была  упущена.  Все  застыло.  А  в  то  время  была  стопроцентная  возможность  построить  в  Запорожье  новый  мост.  Тем  более, что  еще  до  этого,  когда  первым секретарем Запорожского обкома   был Всеволожский,    он  по  нашей  просьбе  говорил  с  председателем  Совмина  СССР  Тихоновым  и  тот  обещал  поддержать  нас  в  этом.  То  есть,  наверху  была  создана  хорошая  атмосфера  для  восприятия  этой  идеи.  Нам  никто  не  сказал  нет.
        
-Если  бы  в  то время  была  поддержка  обкома  и  были  бы  деньги,  сколько  бы  времени  потребовалось,  чтобы  построить  мост  по  тому  проекту?
       
- Лет  7-8.
      
- До  91-го  года,  то  есть,  до  развала  Союза,  все равно  не  успели  бы  построить.
      
- Но  были  бы  близки  к  этому.
      
- Вы  и  сейчас  стоите  на  том,  что  тот  вариант  моста,  о  котором  Вы  говорите,  лучше  нынешнего?
       
-Конечно.  Я  в  свое время  ходил  и  к  Головко,  и  к  Поляку.  Говорил  им, что  нынешний  проект  неправильный.  И  с  Карташовым  говорил,  он  мое  мнение  разделяет,  но  говорит,  что  теперь  уже  поздно  отступать,  когда  решение  принято…

Николай Зубашенко, журналист

Комментариев нет:

Отправить комментарий