вторник, 6 марта 2012 г.

«НОВУЮ ВОЛНУ» В ЮРМАЛ губит...русский? Неожиданная версия о конфликте вокруг знаменитого фестиваля


СМИ переполнены новостями о том, что знаменитый конкурс «Новая волна» больше не будет проходить в Юрмале. Организатор фестиваля композитор Игорь Крутой заявил, что не видит возможности проводить мероприятие в этом традиционном месте. Сотрудничество с Юрмальской думой, по его словам, дошло до той точки, когда продолжать его невозможно. Маэстро Раймонд Паулс так отозвался о властях города-курорта: «Дума лишь хочет урвать денег, но не думает, что дать взамен».

 СМИ рассказывают о каком-то странном конфликте, который по своему уровню как-то не увязывается с масштабами фестиваля, - он якобы связан с работой кафе, расположенного на территории концертного зала «Дзинтари», нежеланием сторон идти навстречу друг другу.
 В борьбу за проведение «Новой волны» вступила литовская Паланга. Ее мэр Шарунас Вайткус заявил порталу DELFI, что для проведения фестиваля тут есть все условия. «По численности гостиниц, которых в городе насчитывается 70, Паланга занимает второе место после Вильнюса, - сообщил мэр.- У нас отличная туристическая инфраструктура, кроме того, у нас есть свой реконструированный аэропорт». Он сказал, что цель любого курорта, в том числе и Паланги, привлечь туриста, вне зависимости от его национальности.
 Казалось бы, конфликт из-за каких-то доходов, связанных с кафе. Но у известного политолога Юрия Долинского, пишущего на прибалтийскую тематику, которому позвонил корреспондент «Свободной прессы», иное мнение.
 - Думаю, суета вокруг кафе - лишь повод, который используют латвийские власти, чтобы избавиться от фестиваля. Истинная причина скрыта, но угадывается. Причем, полагаю, инициаторы конфликта сидят в Сейме. Мне кажется, в основе – идеологическая причина, связанная с борьбой против русского языка, или точнее, с борьбой русской общественности за придание русскому языку статуса второго государственного. 18 февраля – референдум на эту тему, вокруг вопроса – настоящая истерия. Правые, а у них большинство в парламенте, заявляют о том, что стремление придать русскому языку, на котором, кстати, говорит примерно 40% населения, - это чуть ли не военная атака на страну, антигосударственные действия, что «оккупанты» снова хотят захватить Латвию и т.д., и т.п. И между прочим, самые радикальные политики республики уже давно возмущаются по поводу того, что Юрмала из-за «Новой волны» превратилась чуть ли не в русскую столицу страны. Их раздражает русская речь, русские песни...
«СП»: - Не сгущаете ли вы краски? Президент Латвии Андрис Берзиньш недоволен тем, что фестиваль может уйти из Юрмалы, назвал такое решение неразумным и подчеркнул: там нет политической подоплеки.
 - С чего вдруг он вспомнил о политической подоплеке, если речь лишь о каком-то кафе? Да и чего вы ожидали? Чтобы президент сказал: да, мы хотим, чтобы в Юрмале прекратила звучать русская речь? Между прочим, Берзиньш категорически против придания русскому языку статуса второго государственного и даже обещал подать в отставку, если референдум даст результат, какого он не желает. Но вот в чем еще проблема: президент в Латвии – почти как свадебный генерал. Все решает парламент. А в парламенте – большинство - у правых и националистов, которые вовсе выступают против референдума. В правящем парламентском большинстве есть политики, не скрывающие своего отношения к русским, как к «оккупантам».
«СП»: - То есть вы хотите сказать, что влиятельные политики оказывают давление на власти Юрмалы?
 - Да, пожалуй, я бы хотел это сказать. Если это делается, то с помощью телефонного права, кулуарного давления. Иначе страну обвинят в отступлении от демократии. Но естественно, это версия, а не категорическое утверждение. Есть факты, которые трудно иначе объяснить.
«СП»: - Ваши аргументы кажутся не очень убедительными.
 - Знаете, что наводит на мысль о политической заданности конфликта. Руководство того кафе, если судить по прессе, ведет себя просто вызывающе, потребовав от организаторов фестиваля согласовывать список VIP-гостей. Где такое видано? Как будто специально педалируют развитие конфликта. Разве могут организаторы согласиться на такое требование? И вот из-за какой-то ерунды зашатался весь фестиваль. Поэтому я не исключаю, что «ерунда» простимулирована телефонным указанием.
 Есть и еще признаки заданности конфликта. С лукавым заявлением выступил мэр Юрмалы Гатис Трукснис – о том, что город-курорт может спокойно обойтись и без «Новой волны», при этом некоторые представители властей говорят, будто самоуправление не зарабатывает в дни фестиваля ни сантима. Может быть, в кассу именно самоуправления именно от мероприятий «Новой волны» ничего и не попадает, однако подсчитано: за неделю фестиваля, а в этом году он должен был бы пройти 24-29 июля, его организаторы и туристы тратят в Юрмале примерно 14 миллионов евро. Об этом сообщила Латвийская ассоциация гостиниц и ресторанов. Так что о каком тут кафе речь? Смешно говорить.
 Есть и долгосрочные убытки (или прибыль – в зависимости от окончательного решения вопроса)  Руководитель одной из латвийских компаний по продаже недвижимости заявил: если «Новая волна» уйдет из Юрмалы, на 10-20% упадут цены на жилье в центральной части города, упадут и цены на аренду. Кроме того, здесь строится ряд объектов, связанных с туристической активностью в Юрмале. Исчезнет фестиваль – будут заморожены инвестиции. «Новая волна» способствует развитию Юрмалы – это же ясно. И что: власти против? Вам это не странно?


 Есть еще и политический сигнал. Городские депутаты правого толка противятся идее организаторов фестиваля, которые хотели бы все же сохранить его в Латвии – в Риге и провести на Домской площади. Это предлагает Игорь Крутой. Домская площадь - одна из самых больших в латвийской столице, сакральное место, получила название из-за Рижского Домского собора, крупнейшего средневекового храма стран Балтии, заложенного еще в 1211 году. А вот фракция правоцентристской партии «Единство» в Рижской думе предлагает провести фестиваль в Парке победы, где находится мемориал освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков.
«СП»: - Вы указываете на идеологическую подоплеку сопротивления?
 - А вы разве не чувствуете политического сарказма правых? Место у собора не подходит для русскоязычного фестиваля– идите к памятнику «оккупантам». Правда, в Рижской думе у этой фракции нет большинства, мэр Риги - лидер объединения «Центр согласия» Нил Ушаков, поддерживающий референдум о русском языке. Но в парламенте, наоборот, депутаты этого объединения не допущены в правящее большинство несмотря на лучший результат, полученный на внеочередных парламентских выборах в сентябре прошлого года. Правые и заказывают музыку. Городская правоцентристская фракция подвергла сомнению высказывания руководства Рижской думы о том, что конкурс принесет славу латвийской столице, если сюда перенесут «Новую волну», назвала эту идею неким предвыборнымй проектом «Центра согласия».
«СП»: - Таким образом, «Новая волна» переедет в Литву?
 - Сомневаюсь. Тогда это будет не «Новая волна», а какой-то другой фестиваль. «Новая волна» тесно связана именно с Юрмалой или хотя бы с Ригой – столица рядом. Конкурс возродился в 2002 году и считается преемником советского фестиваля эстрадной песни «Юрмала». Я думаю, здравый смысл возобладает, страсти улягутся. Националисты должны взвесить, что выгоднее – изгнать русский язык из Юрмалы, потерять доходы, отказаться от мероприятия, формирующего в целом позитивный имидж Латвии и ее столицы, или оставить все как есть? Ну а если моя версия ошибочна – тем более найдут общий язык.
 Рига, http://svpressa.ru
На снимке: Латвия. Юрмала. 27 июля. Композитор Раймонд Паулс, певица Алла Пугачева и композитор Игорь Крутой с дочерью Александрой (слева направо) на церемонии открытия Международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки "Новая Волна 2011".  Фото: ИТАР-ТАСС

Комментариев нет:

Отправить комментарий