Глава Киевской городской государственной администрации — о том, как часто и зачем общается с президентом Украины, будет ли противостояние с Леонидом Черновецким, пробежках по утрам и о том, как собирается отпраздновать свое 50-летие
- Александр Павлович, за то время, что вы работаете в мэрии, можете назвать самые большие проблемы, с которыми столкнулись?
— Первая серьезная проблема, с которой мы столкнулись вначале — это неэффективная система управления.
Я был крайне удивлен, что взаимодействия между районными и городскими властями не существовало.
Вторая проблема — состояние инженерных сетей, которые эксплуатируются сейчас «Киевэнерго», «Киевводоканалом». Я просто в ужасе от запущенного состояния, в котором они находятся: работы по локализации аварий проводятся каждый день. Третья проблема — бюджет. Он не реальный. Поэтому до конца года дефицит составит порядка 1,7 млрд. (в целом бюджет Киева — 19 млрд. грн., — Прим. Ред.). Это очень много, но сегодня благодаря поддержке Кабмина и Минфина нам удалось стабилизировать ситуацию.
Я был крайне удивлен, что взаимодействия между районными и городскими властями не существовало.
Вторая проблема — состояние инженерных сетей, которые эксплуатируются сейчас «Киевэнерго», «Киевводоканалом». Я просто в ужасе от запущенного состояния, в котором они находятся: работы по локализации аварий проводятся каждый день. Третья проблема — бюджет. Он не реальный. Поэтому до конца года дефицит составит порядка 1,7 млрд. (в целом бюджет Киева — 19 млрд. грн., — Прим. Ред.). Это очень много, но сегодня благодаря поддержке Кабмина и Минфина нам удалось стабилизировать ситуацию.
— Какие изменения ждут мэрию?
— Считаю, что городом должны управлять профессионалы, поэтому мы провели конкурсный отбор специалистов и выбрали лучших. Что касается увольнений, профессионалам бояться нечего — они без работы не останутся. Совершенно необязательно, что произойдут какие¬то принципиальные изменения. Все продолжают работать на своих должностях с приставкой и.о.
— Кого не возьмете в свою команду?
— Не то, что не возьму, мы однозначно сократим должность одного заместителя. Преждевременно я бы не хотел комментировать кадровые вопросы. Они слишком тонкие.
— Можете назвать свои самые значимые достижения?
— В числе позитивов первым бы назвал то, что мы начали работу над разработкой плана развития города на 15 лет вперед. Это важнейший документ, в котором будут определены стратегические цели, приоритеты и основные пути их достижения. Без него в Киеве так и будет царить хаос. Второе: нам удалось завершить киевские долгострои. Строители работали «по-¬советски», в три смены, но успели закончить эстакаду на Московской площади, пустили скоростной трамвай, а к 10 декабря уже будут работать три новых станции метро.
— Но на всех объектах полно недоделок. Эстакада на Московской работает, а съезды закрыты, и теперь, чтобы объехать площадь, нужно тратить дополнительно 20 минут. А на «скоростном» остановок нет...
— Мы закончили только первую очередь этих объектов. Московская площадь полностью будет сдана к 15 декабря. Зачем же держать весь объект, если его можно частично использовать? А все остановки на линии скоростного трамвая в современном комфортабельном виде будут готовы в феврале.
— «Сегодня» писала о том, что на скоростном было много недостатков — крепления, рельсы с браком, но власти этого не признавали. Так мы были правы?
— Да. Там был целый комплекс проблем: отсутствовала проектная документация, при том, что стройка велась уже четыре года. Нам пришлось доработать проект, провести экспертизу. Оказалось, что некоторые крепления, рельсы, полотно не соответствуют стандартам или выполнены с нарушениями, которые не допустимы на таких объектах. 92 тысячи креплений и почти 7 км рельсов пришлось поменять. Сейчас трамвай перевозит 120 тысяч человек в день – это подтверждено документально. А значит, он был нужен. И еще из позитивов я хочу отметить, что мы начали возвращать утерянные или почти утерянные активы — «Киевгорстрой», «Киевгаз», «Киевводоканал» и ряд других.
— Хорошо, их вернут. А что от этого изменится для киевлян, тарифы станут ниже, сети начнут лучше работать?
— Я четко понимаю, что делать дальше — искать инвестиции для развития водоканала. Это предприятие сегодня по своему техническому состоянию является одним из худших в Украине. И это в столице. Позор! Это предприятие прошлого века. Любое оборудование, которое эксплуатируется 30¬40 лет, морально и физически устаревает. Особенно это касается энергосбережения.
Сегодня мы можем сэкономить на расходах водоканала, реализовав политику энергосбережения: уменьшив потребление электроэнергии где¬то до 40%, уменьшить потери в аварийных сетях тоже до 40%. Это снизит себестоимость продукции и сдержит рост тарифов на жилкомуслуги. По водоканалу у меня нет сомнений, что, восстановив контроль над управлением этим предприятием со стороны территориальной общины, мы сможем найти партнера и привлечь инвестиции для развития предприятия.
— А как вы считаете, водоканал можно передавать в частные руки? Например, в Одессе он был таким долгое время. Но ведь это стратегическое предприятие, а у Киева всего 67% акций «Киевводоканала».
— Уже 91%.
— Так быстро? Вам удалось за 4¬5 месяцев вернуть такой большой пакет?
— У нас 91%. О деталях я пока не хочу говорить. По поводу собственности водоканалов вообще — есть два цивилизованных способа решения этого вопроса. Первый — когда водоканал контролируется муниципалитетом. Считаю, что для Киева это правильное решение. И есть второй вариант — когда предприятие отдается в концессию частной компании. На условиях, что она вкладывает, например, миллиард долларов инвестиций, в течении 10¬20 лет окупает эти инвестиции. И уже усовершенствованное предприятие с новыми технологиями по окончании договора возвращается городу. Может быть и такой вариант. Но что касается «Киевводоканала», я считаю, он должен быть подконтролен территориальной общине.
— А что с «Киевэнергохолдингом»?
— Мы продолжаем разбираться в ситуации. «Киевэнергохолдинг» управлял акциями «Киевгаза», «Киевводоканала», «Киевэнерго». Если по «Киевгазу» и «Кивводоканалу» нам понятна ситуация, то по «Киевэнерго» мы ведем работу. В принципе, чьи генерирующие мощности, и кто вырабатывает энергию, значения особого для жизнедеятельности города не имеет. Вопрос в инженерных сетях: чьи они, насколько эффективно управление ими.
У нас с «Киевэнерго» серьезная проблема. Существует договор об аренде сетей, который не устраивает ни город, ни компанию. В нем не прописан механизм, который мог бы защитить интересы киевлян, и отсутствуют механизмы, которые позволили бы компании вкладывать средства в развитие сетей.
Сегодня у нас уже есть принципиальная договоренность с «Киевэнерго», что мы прорабатываем возможность расторжения старого договора и составляем новый на условиях концессии. Думаю, он станет примером того, как нужно строить отношения между муниципалитетом и бизнесом. Мы пропишем, какая сумма инвестиций должна быть вложена в обновление сетей, в какой период времени и, конечно, окончание срока действия этого договора.
— А с президентом часто общаетесь?
— По мере необходимости, он звонит, приглашает, и я иногда обращаюсь к нему за советом и консультацией.
— А какие советы – хозяйственные?
— Конечно. Виктор Федорович очень помогает Киеву. В процессе работы часто возникают ситуации, где нужна поддержка президента.
— Какая вам поддержка нужна – он должен на кого¬-то надавить?
— Давайте пример приведу. Вспомните, когда в последний раз кто¬-то из президентов участвовал в городских мероприятиях? А Виктор Федорович недавно осмотрел объекты, которые строятся в Киеве, лично был на праздновании юбилея метрополитена, и дал распоряжения структурам, которые связаны со строительством метро. С такой поддержкой мы уверены, что метро в Киеве будет строиться.
— Теперь, надо понимать, что объемы субвенций из госбюджета увеличатся?
— Конечно. И на строительство дорог, и на подготовку к Евро. Сегодня мы ведем переговоры об уменьшении изъятий в госбюджет.
— А с Леонидом Михайловичем давно виделись, какие с ним проблемы обсуждаете?
— По мере необходимости. Я ведь глава КГГА всего несколько дней. А до этого было так: мы готовили какие¬то проекты решений, распоряжения, а Леонид Михайлович их подписывал как глава администрации.
— То есть вы зависели от его подписи?
— Мне иногда приходилось комментировать и аргументировать тот или иной вопрос, почему мы делаем именно так. Это рабочие моменты и вопросы, они были не каждый день, но были.
— А когда последний раз виделись?
— Полторы недели назад, в прошлую пятницу.
— С разделением полномочий мэра Киева и главы КГГА, в столице получаются два центра влияния. Не боитесь, что между вами и Черновецким могут быть непонимание и даже противостояние?
— Это зависит от того, есть ли поддержка Киеврады. Из той практики работы, которая сложилась в Киеве, хочу сказать, что мы никогда себе не позволим внести на рассмотрение горсовета те решения, которые противоречат интересам киевлян. Вы можете вспомнить, чтобы два, год назад за решение голосовали больше 100 депутатов? Поэтому противоречий я не вижу.
— С приходом вашей команды заведено несколько уголовных дел против бывших чиновников — Качурова, Кухаренко, Асадчий и другие. Будут ли доведены до суда эти дела или будут спущены на тормозах?
— Это вопрос правоохранительных органов. Ведется следствие, которое, если сочтет необходимым, передаст дело в суд. Только суд решит, виновны эти люди или нет.
— Есть мнение, что эти дела заведены для давления на Черновецкого и его окружение, чтобы по-¬новому распределить финансовые потоки, забрать акции.
— Давление может быть одной политической силы на другую. Но тут люди из разных фракций, из разных партий, какое может быть давление? Нужно создать систему противодействия коррупции. Например, программно¬целевой метод формирования и использования бюджета. С 1 января такой пилотный проект мы запустим в Киеве. Это хорошая профилактика коррупции.
— Что это значит?
— Деньги из бюджета будут направляться на реализацию конкретной программы и под конкретный результат. Этот метод позволяет контролировать эффективность использования денег не по окончании года, а поквартально. Те, кто работает эффективно, могут рассчитывать на дополнительное финансирование, а те, кто нет, могут его недополучить. Такой метод будет использоваться и во взаимоотношениях с районами.
Поэтому в следующем году районы, которые будут эффективно проводиться реформы, например, в медицине, образовании, коммунальной сфере, могут получить больше финансирования. Вся информация о распределении денег будет на нашем сайте. Все будет прописано до копейки, вплоть до авторучек, и каждый киевлянин сможет увидеть механизмы прохождения средств. Наладить такую систему нам помогает Мировой банк и агентство международного развития США, они проводят для нас консультации.
— Одной из коррупционных схем прежней власти была земля. Выделялось по 10 соток непонятным людям, земля отдавалась без аукционов...
— Бесплатной раздачи земли больше не будет. Мы будем выставлять на аукцион участки, и получать их будет тот, кто больше заплатит и кто предложит лучший проект. Аукционы будут открытыми. Пресса сможет там присутствовать.
— Будут ли расти тарифы на коммунальные услуги? И когда заработает программа льгот добросовестным плательщикам?
— Тарифы на отопление и горячую воду сегодня определяет НКРЭ, не думаю, что завтра они их поменяют. Но мы готовы вводить проект, который позволит своевременным плательщикам получать скидки. Думаю, он начнет действовать с первого квартала следующего года.
— Больничные кассы — не боитесь, что этот проект может провалиться?
— Все зависит от того, кто будет руководителем. Мы привлекли самые авторитетные общественные организации, которые работают в системе здравоохранения, и они предлагают нам менеджеров. Для нас этот проект очень важен, потому что город будет партнером и будет отстаивать интересы людей пенсионного возраста. Реализуя его, мы решим вопрос бесплатного медикаментозного обеспечения пенсионеров, обеспечим бесплатным лечением участников боевых действий, инвалидов. В течение полугода этот проект точно заработает.
— Вы приемы граждан ведете? Можно к вам записаться?
— Можно, я веду приемы. За исключением форс¬мажорных обстоятельств, когда меня могут срочно вызвать в Кабмин, например. Кроме того, я каждый день встречаюсь с людьми на различных мероприятиях.
— Какой работой вы занимались в КГБ и как оцениваете тот период деятельности?
— Какой работой занимался в спецслужбе, обычно не рассказывают, и я этого не стану говорить. А что касается оценки, то это был очень полезный опыт в моей жизни. Он мне дал много навыков, которые в дальнейшем пригодились в процессе общения с людьми, дал понимание психологических процессов. Это интересная и большая школа, и она мне до сих пор помогает.
— Продолжаете бегать по утрам?
— Какое-¬то время я прервал пробежки, времени не было. А сейчас я начал плавать в бассейне.
— Чем занимается ваша супруга?
— Моя супруга до недавнего времени работала музруком в детсаду в Комсомольске. Сейчас у нас есть внучка, а дочь пошла в университет, так что супруга уделяет им больше внимания и нигде не работает, хотя мы над этим думаем.
— Ваша дочь учится на журналиста в Киевском международном университете. Хотя большинство известных людей выбирают для своих чад КНУ имени Шевченко, в частности, институт международных отношений. А кто вуз дочке выбирал?
— Она сама выбрала. Она посетила «дни открытых дверей» в нескольких вузах и выбрала этот. Я поддержал ее решение.
— Как вы будете праздновать свой юбилей, кого пригласите?
— Раньше всегда старался куда¬-то уезжать с семей и детьми, потому что это личный праздник. Но тут сложились обстоятельства — у митрополита Владимира 75-¬летие, и его чествование выпало на 22 ноября. Меня пригласили, и я бы хотел у него побывать. А вечером буду с семьей, ни в какой ресторан не пойду. Я не люблю этого. Когда был депутатом, мог с кем¬то переговорить, сходить на чашку кофе в ресторан. А сейчас нет – по ресторанам не хожу.
— Какой самый памятный подарок за свои 50 лет получали на день рождения?
— Есть такой подарок, мне подарили дети одного детского садика. Они нарисовали картину. Она получилась очень оригинальной, от нее веет позитивом. Эта картина висит у меня дома.
РОДИТЕЛИ — ОСНОВАТЕЛИ ГОРОДА
В городе Комсомольске, где живет мама Александра Попова - Анна Харитоновна (папа Павел Яковлевич умер пять лет назад. — Авт.), брат Сергей Павлович и сын Дмитрий, Поповых хорошо знают. И не только потому, что 13 лет он был мэром города.
Родители нынешнего главы КГГА — одни из основателей города Комсомольска. Они познакомились в Кривом Роге, куда попали на ударную комсомольскую стройку после вузов. «Строили домну №4. Приезжали комсомольцы по путевке. Там мы познакомились. Я была в производственном отделе, Павел Яковлевич — главным механиком управления, встречались на оперативках. В 1967 году его перевели на строительство Комсомольска, который был еще законсервирован. А в 1968 году переехали и мы. Сначала отправили управляющего треста, а он уже приглашал к себе кадры», — рассказала нам Анна Харитоновна.
Родители работали по 12—16 часов. С детьми была бабушка. Когда Саша заканчивал 9-й класс, семья переехала в Тюмень на строительство газопровода. Там же он окончил Тюменский инженерно-строительный. Женился Александр Павлович на «девушке со своей улицы». Семья Ирины Владимировны жила через три дома от Поповых. Она на год младше мужа, по специальности музработник и большую часть жизни работала в детсадиках.
ОТ МАСТЕРА ДО ГЛАВЫ КГГА
Имя: Александр Попов
Родился: 22.11.1960 в Кривом Роге (Украина)
Карьера: Глава КГГА
Александр Попов пришел в киевскую мэрию в июне этого года с поста министра ЖКХ. Рекомендовал в столичную администрацию его, как говорят, президент. Свою карьеру будущий главный чиновник Киева начал мастером Полтавского ГОКа в городе Комсомольске, где теперь работает его сын, 24-летний Дмитрий Попов.
С 1987 по 1993 годы — самая загадочная часть его биографии — служба в органах госбезопасности (КГБ, СБУ), откуда он ушел в запас в звании подполковника СБУ. Около года после отставки работал в коммерческой структуре. Начиная с 1994 года четыре раза становился мэром Комсомольска. В марте 2007 года по представлению премьер-министра Виктора Януковича был назначен на должность министра ЖКХ, созданную с нуля, но потом оставил ее со сменой правительства.
После досрочных выборов в ВР стал народным депутатом от Партии Регионов, а в марте 2010 года вновь на три месяца возглавил МинЖКХ. С приходом его на Крещатик, 36, в столичную мэрию пришли аскетизм и сдержанность. В его кабинете на втором этаже нет ничего лишнего, одевается в костюмы от Воронина, живет на Левом берегу в обычной высотке на последнем этаже. Охрана появилась у него только после вступления в должность. Обедает он в мэрии, в рестораны ходить не любит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий