Победа на Каннском фестивале (в разделе «короткий метр») нашего молодого режиссера Марины Вроды (фильм «Кросс») оказалась для родины некой неожиданностью. Ведь никто же «не посылал», никто «не планировал» и никто «не калькулировал» подобное счастье... А оно, кино, на тебе — взяло и свалилось!
Естественно, глупо «ворожить», будто бы кто-то на каком-то верху лоббировал эту скромную работу о детках, которые бегут неизвестно куда и неизвестно зачем… (Как и сама наша родина, впрочем). Попросту жюри Канн приняло близко к сердцу и сюжет, и атмосферу в кадре, и оригинальный авторский взгляд украинского режиссера.
Станет ли этот «Кросс» серьезным стартом для Марины? Или, не дай-то Бог, уже и финишем (высшей точкой в ее карьере)... Как это порою случается с некоторыми: всем памятен аналогичный взлет Игоря Стрембицкого в тех-таки Каннах (с короткометражкой «Подорожні»). Но где же этот юноша пылкий со взором горящим? Не найти, не дозвониться…
Как всегда, и настоящее, и будущее порою часто зависит только лишь от самого человека. Даже не от родины, которая, задрав голову, по-прежнему бежит как та Лола (из известного фильма). И даже не от Николая Яновича Азарова, который расщедрился на 111 млн. гривен на очередное развитие украинского кино, вдохновившись второй импортной «веткой» в нашем искусстве.
И уж, конечно, мало что зависит от Кати Копыловой, которая грозится запустить аж десять «коротких метров» — после такого успеха «Кросса»…
...Хочется напомнить, что у нашего нынешнего каннского триумфатора был не только успешный «короткий» забег. Но и «полный» метр тоже. На Star Media под опекой кинопродюсера Юрия Минзянова она сняла телефильм «Улыбнись, когда плачут звезды» (прикрывшись псевдонимом Маргарита Красавкина). Вот и решили, вдохновившись важным информповодом, поговорить с г-ном Минзяновым — о судьбе Марины и о будущих судьбах родного кино…
***
— Юра, вы один из практических наставников нашей нынешней триумфаторши. Интересно вот что: не много ли шума нынче вокруг нашей каннской победы? Ведь «короткий метр» еще не значит — длинная дистанция?
— Здесь у меня ответ однозначен: для Украины, я так считаю, это большая Победа (с большой буквы). Ведь сколько лет мы безрезультатно пытались привлечь внимание мирового киносообщества к украинскому кино? И вдруг маленькая 15-минутная картина выстреливает. Поражает председателя жюри короткометражных фильмов знаменитого режиссера Мишеля Гондри своей лаконичностью, образностью, невероятной атмосферностью (прекрасная операторская работа Володи Иванова!). В общем, высоким художественным уровнем.
Канны бывают безжалостными (как в случае с великим Ларсом фон Триером в этом году). Канны бывают добрыми и снисходительными — холят и лелеют счастливчиков-дебютантов, давая им путевку в жизнь, и потом еще долго по-матерински опекают их. Но каннские отборщики и каннское жюри почти всегда объективны в оценке молодых. Там понимают то, что хочет сказать молодой художник, о чем он хочет поведать миру. Короткий метр — это возможность рассказать минимальными средствами, своим особым языком о том, что тебя волнует, может быть, удивляет, а может быть, даже страшит!
— Вы опекали Марину в работе над ее пока единственным большим фильмом. И что бы сказали о ней как о творческом человеке? По плечу ли ей большие проекты? Или, возможно, ее удел — камерное направление?
— Марина Врода — человек исключительной кинематографической одаренности. Она очень активная, целеустремленная. С ярко выраженной социальной позицией.
Когда она только пришла к нам на Star Media и высказала желание попробовать свои силы в полнометражном кино для ТВ, то очень непросто оказалось выбрать драматургический материал. В результате мы остановились на одной истории, которая увлекла ее и меня. Но для этого пришлось переписать сценарий практически на 90%! К тому же до этого, работая у Сергея Лозницы на фильме «Счастье мое», она приобрела огромный, ценный опыт в работе с актерами, и ей уже не были так страшны московские звезды, которых мы пригласили на картину.
Теперь я понимаю, что Сергей Лозница — участник прошлогоднего Каннского кинофестиваля, передал ей не только опыт и свои знания (а это была очень сильная кинематографическая школа, по словам Марины), а и своеобразную эстафетную палочку в виде «Золотой пальмовой ветви».
— Полный метр Марины, о котором мы говорим, снимался для российского ТВ, где выдающегося художественного качества никто и никогда не требует. Вот в чем вопрос: вредит или все-таки помогает (в художественном смысле) нашим молодым практика ТВ-муви?
— Действительно, наш с Мариной фильм «Улыбнись, когда плачут звезды» снимался по заказу одного из российских каналов. И перед нами стояла нелегкая задача соединить своеобразное авторское видение Марины с форматными требованиями канала. Ведь не секрет, что российское телевидение сейчас существует в режиме жесткого диктата форматов и сетки — все очень ожидаемое и одинаковое. Безусловно, это был эксперимент с моей стороны. Мой продюсерский риск. На него я шел сознательно, наверное, потому что верил в талант молодого режиссера. Верил в ее успех.
И в общем-то неважно, зрительское ты делаешь кино или авторское, главное, с кем ты делаешь. И, если попадаются сильные режиссеры, пусть и хрупкой женской стати, то результат обязательно будет. У нас получился в итоге авторский фильм — со зрительским потенциалом. То есть тот результат, которого мы и добивались. Фильм прошел в эфире с хорошими рейтингами, и канал остался доволен работой.
— Был когда-то во времена перестройки популярный документальный фильм — «Легко ли быть молодым?» Легко ли им быть, на ваш взгляд, уже сегодня, если от того или иного молодого «творца» требуется только коммерческая жилка? К тому же есть немало вопросов и к кинообразованию: насколько оно оторвано или припаяно к современным кинореалиям?
— Знаете, я никогда не преподавал в институте, но всю свою сознательную жизнь работаю с молодыми. За всю продюсерскую деятельность открыл для кино десятки имен молодых кинематографистов — режиссеров, сценаристов, операторов. Как это происходит? Приходят сами ребята. Приносят свои работы. Талантлив человек или нет — вижу сразу. Здесь не нужна особая продюсерская интуиция. Как говорят, экран все покажет.
Так, например, пришел ко мне Сережа Чекалов. Человек, которого разрывают сейчас на части все украинские, да и не только, продакшн-компании. Не имея кинематографического образования, заработав в рекламе деньги, он снял 20-минутную короткометражку, от которой мы все пришли в восторг.
Или Леша Мамедов — выпускник Мюнхенской киношколы. Он снял у меня два телевизионных фильма, сейчас в Италии под руководством Андрея Кончаловского готовит большую масштабную картину о Микеланджело. Я уверен: скоро мы о нем услышим, и им будет гордиться наша страна.
Или Сергей Крутин, Александр Буденный, Роман Барабаш… Работая у нас в Киеве, в телесериальном кино, они очень востребованы и практически каждый месяц получают предложения от российских продакшенов.
У нас работает ассистентом молодой парень из Черкасс — Артем Хакало, который снимает за свои собственные средства кототкометражки в жанре космической фантастики со сложнейшей компьютерной графикой! Его фильм был показан недавно в Москве на Форуме молодых кинематографистов. Так вот, он постигает ремесло режиссера по книгам и учебникам, написанным Джеймсом Камероном и Стивеном Спилбергом.
— Юра, получается, в кино наступает эпоха способных самоучек, для которых не обязательна студенческая скамья, если есть ноутбук, YouTube, iPad2…?
— В наших учебных заведениях, к сожалению, воспитывают «художников». При этом совершенно не учат ремеслу и профессии. Поэтому такие, как Артем, и не хотят поступать в институт Карпенко-Карого. Предпочитая учебники голливудских мастеров и ежедневную практику на съемочной площадке. Надо отчетливо понимать: у нас растет следующее кинопоколение… Это те люди, которые родились вне Советского Союза, в другой стране. И они хотят говорить с нами своим новым языком, поднимать актуальные темы, анализировать новые понятия, новые явления жизни. Старая драматургия, старое кино мало-помалу уходят насовсем. А новое пытается выработать свой киноязык, чтобы вести диалог с современным зрителем. А когда к этому диалогу успешно подключается весь мир, как в случае с Мариной Вродой, то я уверен: талантливая молодежь принесет нам еще не одну «пальмовую ветвь»
Источник: http://zn.ua/articles/81781
Фото proficinema.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий