Единственный от Урала автогонщик Дмитрий
Тагиров начал подготовку к Чемпионату мира по автомобильному ралли. «Новый
Регион» решил встретиться с именитым спортсменом – действующим Чемпионом России
в абсолютном зачете и обладателем Кубка России по ралли 2010-го года. Почему
Тагиров избегает поездок по городу, какой учебно-гоночный Центр решил
организовать, по какой причине российские телеканалы не транслируют
автомобильные соревнования
и сколько стоит собрать автомобиль для раллийных
гонок, – в эксклюзивном интервью с раллийным гонщиком.
Кому
нужны гонки?
Н.Р.:
Дмитрий, автомобильные ралли редко увидишь по российскому ТВ. Между тем,
европейские каналы, например, EuroNews, постоянно ведут прямые трансляции таких
соревнований. С чем это связано? Почему в России этот вид спорта не так
популярен?
Д.Т.: Начнем с того, что в свое
время развалилась система РОСТО – ДОСААФ. Финансирования автомобильных
соревнований сегодня почти нет. В Европе, наоборот, строят новые автодромы,
трассы и наполняют их соревнованиями. С учетом развитой промоутерской службы,
публика на них ходит толпами. А кто не смог пойти – включает телевизионные
передачи, которые постоянно анонсируются. У нас такого нет. Есть редкие
программы по ТВ, но информация о них почти отсутствует. Возьмем, к примеру, биатлон, – один из самых
раскрученных сегодня видов спорта. Его охотно показывают по телевизору, для
трансляций находятся спонсоры. И понятно – биатлон интересен.
Среди автомобильных дисциплин
тоже есть интересные направления. Мы, к примеру (речь идет о команде Тагирова и
единомышленниках-гонщиках – прим. НР), думаем над организацией так называемых
Х-games – шоу, с сильной спортивной составляющей внутри. Это ралли с
трамплинами, с перелетами через дорожки, что очень зрелищно. Есть еще дрифт –
тоже шоу. В общем, если делать мероприятия, где спортивная составляющая
совмещена с элементами шоу, – они будут популярны. Например, если в
Екатеринбурге первый и заключительный этап гонок делать в центре города. Под
это можно делать даже праздник.
Н.Р.:
Вы хотите сказать, что россияне совсем не против автомобильных соревнований, то
есть спрос есть, но нет предложения?
Д.Т.: Отчасти да. Нужно просто
делать зрелищные мероприятия. Вот все тот же биатлон – в нем до последней
секунды непонятно, кто выиграет. Стоит промахнуться на последнем рубеже, и все.
Но у тебя еще сохраняются шансы компенсировать промах бегом. Таким образом,
зритель находится в постоянном напряжении.
Другой пример – Формула 1.
Старты интересны, дозаправки интересны, в остальном – одни и те же кадры.
Сидишь 15-20 минут и начинаешь засыпать. Формула 1 – королева автоспорта, но
мне лично не кажется она зрелищным. В Европе, например, во время этих гонок
показывают жизнь в боксах команды, у нас нет, – ведется трансляция кругов. В
общем, при хорошем финансировании и высококачественной организации зрелищных
мероприятий, автомобильные ралли с элементами шоу могут иметь большую
популярность.
Н.Р.:
А сколько стоит собрать автомобиль для раллийных гонок, чтобы участвовать хотя
бы в чемпионате России?
Д.Т.: Мой автомобиль (у
Тагирова – Subaru) стоит примерно 5 миллионов рублей и обладает нужными
свойствами для ралли. Машина отвечает всем требованиям безопасности, которые
выдвигаются на чемпионате мира, – это и каркас безопасности, и система
пожаротушения. Помимо этого, установлена специальная спортивная подвеска и так
далее. Конечно, можно собрать автомобиль и дешевле, просто наш мы специально
заказывали под соревнования на чемпионат мира.
Н.Р.:
За сколько «убивается» машина на гонках, в которых вы участвуете?
Д.Т.: Смотря, как ехать. Когда
мы в прошлом году участвовали в этапах чемпионата мира, у меня меняли только
привод, больше я ничего не ломал. Ну, если не считать того, что я два раза
переворачивался (смеется). Я ехал не в полную силу, исследовал трассы. В этом
же году я намерен бороться за результат, это значит, что после каждой гонки
придется менять все рычаги и другие агрегаты в автомобиле.
Н.Р.:
Немного об «уральской проблематике»: недавно прокуратура запретила ледовые
гонки на трех водоемах Свердловской области, из-за чего пришлось раньше срока
завершать чемпионат УрФО по этому виду спорта. Что скажете на этот счет?
Д.Т.: С одной стороны следить
за водоемами и наказывать за их загрязнение – это нужное направление
деятельности прокуратуры. Организаторы соревнований должны доказывать, что их
мероприятия на акватории пройдут без последствий. Например, если произойдет
разлив масла, тут же будет вырезан кусок льда и заменен другим. То есть
экология никак не пострадает. Надзорному органу нужно доказывать, что вы имеете
опыт по ликвидации таких происшествий, владеете нужными инструментами, вводите
определенные требования к участникам гонок (в частности, выезд на лед – только
на чистой резине), и обязуетесь их контролировать. Должен быть контроль за
состоянием трассы – чтобы не оставалось обломков от машин в результате аварий и
так далее. Если доказать властям и надзорным ведомствам, что именно так все
будет – в пределах правового поля, никаких вопросов и не возникнет.
Н.Р.:
Как вы относитесь к идее руководства екатеринбургского ГИБДД об объединении в
одном месте стритрейсеров? Речь идет о выделении какой-то одной площадки, где
они могли бы устраивать свои гонки, вместо того, чтобы кататься по центральным
улицам города.
Д.Т.: Да, все правильно, так и
нужно сделать. Необходим автодром, где можно было бы этим заниматься. Мы думаем
на эту тему тоже. У нас есть инициативная группа, которая рассматривает вариант
строительства автодрома для соревнований, рейс-дней. Но есть сложности – нужны
серьезные финансовые ресурсы. Так, на картинговую хорошую трассу необходимо
порядка 300 миллионов рублей.
Н.Р.:
А как вы ездите по городу, часто ли останавливают вас сотрудники ГИБДД?
Д.Т.: Инспекторы ДПС меня
останавливают крайне редко. В остальном – я так устроил свою жизнь, что в принципе
меньше передвигаюсь по городу за рулем авто. В мегаполисе для меня это
серьезная потеря времени. Поэтому я сделал так, чтобы работа, школа и детский
сад у моих детей были в шаговой доступности, практически в одном дворе.
Если все-таки выезжаю, то на пассажирском
сиденье. Редко езжу за рулем вне гонок. Гоночный режим и режим передвижения по
городу разные. В городе я начинаю крутить головой, мне все интересно, скорость
ведь не такая, как на ралли. Я начинаю смотреть на встречные машины, номера,
думать над другими участниками движения – почему тот или иной водитель такой
маневр совершил, я бы поступил, например, по-другому.
Постоянно какой-то анализ идет
в голове, занимаюсь помимо вождения кучей дел, хотя и контролирую ситуацию на
дороге. Поэтому мне все-таки лучше сидеть на пассажирском сиденье и просто
вести беседу с друзьями.
Н.Р.:
Тем не менее, у вас должно складываться мнение об уровне подготовки рядовых
водителей, которые встречаются в Екатеринбурге?
Д.Т.: Количество автомобилей
быстро растет, качество дорог при этом не улучшается. Новые автомобили, чем
дальше – тем мощнее, и оборудованы различными системами, что расслабляет многих
водителей. Общие признаки неопытного водителя – часто неправильные и
необдуманные действия.
Много раз наблюдал, как автомобилисты
совершают обгоны с надеждой на мощность двигателя и мощные тормоза. Это вместо
того, чтобы на прямом участке осуществить выверенный обгон, не в ущерб
безопасности других участников движения. К сожалению, пока еще не придумали
шины, которые бы прилипали ко льду лучше, чем к асфальту. И, получается, едешь
и часто видишь «улетевших» в кювет водителей новых авто, которых приходится
вытаскивать на веревке. Занесло, а почему? Потому что была скорость большая.
«Думал, она вырулит», – говорит водитель. Она (машина). А ты о чем думал?
Спокойно можно было ехать и ничего бы не произошло. Хотелось бы, чтобы в автошколах сразу
преподавали контраварийное вождение. Было бы очень здорово. Просто было бы
хорошо, если бы учили на права дольше.
Н.Р.:
Вам не предлагали после завершения карьеры стать инструктором в гаражах
властных структур или стать личным водителем кого-то?
Д.Т.: Нет, такого не было. Мы
думаем над созданием серьезного Центра по подготовке спортсменов и обучению
рядовых водителей. Эта идея поддерживается многими, в том числе, и
представителями власти. Хотелось бы
сделать такое учебное заведение, которое бы стало последним шагом для опытных
спортсменов и самым первым, базовым – для подростков и юношей. Чтобы учились
те, у кого нет опыта участия в чемпионате мира, и в то же время тренировались
дети, с самых первых лет жизни изучая, как должен двигаться автомобиль.
Сейчас мы думаем, где
географически можно обустроить такой Центр. Нужно, чтобы в этом месте находился
водоем для зимних тренировок. При этом должны быть удалены жилые массивы, чтобы
звуки мотора и выхлопа не тревожили жителей, но в тоже время Центр обязан
находиться в доступной близости к населенному пункту. Чтобы дети могли после
школы приезжать. Кроме того, нужно покрытие, не зависящее от погоды, чтобы при
выпадении осадков наши тренировки не превращались в трофи-рейды. Все это можно
сделать, главное – как это потом будет функционировать, кто будет за этим
следить. Это отдельный вопрос.
Планы на чемпионство
Н.Р.:
В прошлом году вы стали обладателем чемпионского титула в чемпионате России по
ралли и поучаствовали в чемпионате мира. Какие выводы сделали из прошлого
сезона, и какие планы на этот год?
Д.Т.: Из чемпионата России мы
выросли в прошлом году. Надо идти дальше. Планируем снова принять участие в
чемпионате мира по ралли (WRC, зачет Production). Уже поучаствовав в этом
турнире (и даже побывав на подиуме на одном из этапов – 3-е место на Ралли
Аргентина), поняли, что можем переваривать такие нагрузки, и знаем ключ к
успеху.
В прошлом году мы привыкали к
дорогам на чемпионате мира, больше изучали их. Запомнились особенно узкие
горные спецучастки, где с одной стороны – скала, с другой – обрыв. Нужно
контролировать скорость и вхождение в повороты. Одна ошибка – и либо ты
врезаешься в скалу, либо летишь с обрыва. Очень непросто. При этом, если ты спишь
хотя бы 5 часов в сутки, то это хорошо. Но порой и этого нет. Когда 3 часа на
сон остается, тут уже голова тяжелеет. Но, повторюсь, мы готовимся к этим
испытаниям и знаем ключ к успеху.
Комментариев нет:
Отправить комментарий