Борьба с «дедовщиной»,
разворовывание земель обороны и государственного имущества, сохранность
арсеналов и торговля оружием – эти болевые точки армейской жизни стали темами
для разговора с военным прокурором Центрального региона Николаем Голомшей. В
эксклюзивном интервью МАИР он также рассказал о том, почему военной службе
правопорядка нужны дополнительные полномочия, сколько уголовных дел было
возбуждено в отношении тех, кто должен обеспечивать безопасность страны, и как
отучить командиров использовать солдат в качестве крепостных.
-
Николай Ярославович, в прошлом году военная прокуратура приложила немало усилий
для того, чтобы минимизировать такое явление, как «дедовщина», предотвратить
возможные факты насилия по отношению к солдатам срочной службы. Изменилась ли
ситуация? Прокуратура продолжает фиксировать случаи, когда насилие по отношению
к своим подопечным применяли отцы-командиры?
- К сожалению, подобные факты, все еще имеют
место в воинских формированиях Центрального региона. Но они получают принципиальную
оценку. Нам удалось добиться того, что теперь во всех воинских частях есть
телефон «горячей линии» и солдаты имеют к нему свободный доступ. Так, что о
проблемах, мы узнаем из первых уст.
Буквально на днях военной прокуратурой
Житомирского гарнизона принято к производству уголовное дело, возбужденное
военной службой правопорядка (ВСП), в отношении младшего сержанта одной из
военных частей. Ночью, будучи на боевом посту в состоянии алкогольного
опьянения, он нанес легкие телесные повреждения пятерым солдатам. В Киеве
прокуратура гарнизона завершила расследование по еще одному делу этой
категории. Лейтенанту Вооруженных сил Украины предъявлено обвинение по ч. 2 ст.
424 УК Украины.
Всего в прошлом году прокурорами нашего
региона расследовано 65 уголовных дел о неуставных взаимоотношениях и
применения насилия к подчиненным. В сфере охраны жизни и здоровья
военнослужащих к ответственности привлечено почти 600 должностных лиц.
Немалая заслуга в этом –
общественных организаций. Они помогают нам мониторить ситуацию и вырабатывать
совместные меры реагирования, а главное, профилактики неуставных
взаимоотношений или, проще говоря, «дедовщины». Например, недавно мы провели
совещание, в котором принял участие известный правозащитник, член Комиссии по
противодействию пыткам Эдуард Багиров.
-
В советское время была распространена практика, когда солдат срочной службы
использовали в качестве бесплатной рабочей силы для строительства генеральских
дач. Сейчас есть что-то подобное? Как на такие случаи реагирует военная прокуратура?
- Такие факты есть, и когда мы их выявляем, то
даем соответствующую правовую оценку. К сожалению, приходится напоминать
некоторым военным, что командир – это не барин, а солдаты – не его крепостные.
Например, в ноябре 2011 года военной прокуратурой Черниговского гарнизона
возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 423 УК Украины. Злоупотребив служебным
положением, отдельные командиры с мая по октябрь прошлого года,
«переквалифицировали» подчиненных им военнослужащих-контрактников в ночные
грузчики для «Дельта Фуд».
Зафиксированы и другие
ситуации. Так, в сентябре 2011 года был привлечен к административной
ответственности командир взвода военной
части ВСУ в звании капитана за то, что использовал солдат срочной службы на
хозяйственных работах на стороне. Всего в прошлом году по результатам
правозащитной деятельности нами составлено и направлено в суд 40 протоколов о
коррупции. По результатам их рассмотрения 39 виновных лиц привлечены к
административной ответственности.
Нами установлены коррупционные деяния и
старших офицеров. К примеру, аппаратом военной прокуратуры Центрального
гарнизона составлен протокол о совершении административного коррупционного
правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 172-2 Админкодекса, в отношении
главного инженера – заместителя командира военной части ВСУ в звании
подполковника.
-
Сегодня юристы активно дискутируют по
поводу проекта нового Уголовно-процессуального кодекса и реформы уголовной
юстиции в целом. Помнится, на своей первой пресс-конференции Генпрокурор Виктор
Пшонка высказался за предоставление Военной службе правопорядка ВСУ права на
оперативно-розыскную деятельность. Каково Ваше мнение?
- Во многих демократических странах мира есть
военная полиция, которая наделена всеми необходимыми полномочиями. В Вооруженных
силах Украины уже существует ВСП. В перспективе, ей необходимо иметь право на
оперативно-розыскную деятельность. В частности, именно ВСП должна заниматься
теми, кто уклоняется от воинской службы. Сейчас эту работу ведут органы
внутренних дел.
Военная служба правопорядка должна
активизироваться и полноценно защищать интересы государства. В том числе,
следить за тем, чтобы не разворовывали земли обороны, не воровали военную
технику, боеприпасы, оружие и т.д.
Но первым шагом этой реформы должно стать
выведение Военной службы правопорядка из подчинения Генеральному штабу
Вооруженных сил. Их необходимо замкнуть напрямую на Министра обороны Украины.
Должна быть четкая вертикаль. К тому же, это послужит гарантией того, что
сотрудники ВСП более не будут отвлекаться от исполнения прямых обязанностей. И
перестанут зависеть от командиров на местах.
-
Следствие им тоже потребуется?
- Сегодня расследованием категории военных
преступлений занимается военная прокуратура. Я убежден, наши следователи делают
это очень профессионально, поскольку очень тщательно разбираются в военной
специфике.
-
Вы затронули тему хранения оружия и военной техники. Хотелось бы узнать, как Вы
оцениваете состояние законности в этой сфере?
- Это очень актуальная тема, ведь она
касается преступной халатности командиров частей, а подчас и их соучастия в
воровстве с целью наживы. Так, военной
прокуратурой Харьковского гарнизона направлено в суд уголовное дело в отношении
начальника аппаратной телеграфной засекреченной связи командного пункта,
который обвиняется по ч. 2 ст. 410 и ч. 2 ст. 422 УК Украины. 26 января
окончено расследование и уголовного дела относительно бывшего военнослужащего,
который во время срочной службы (на должности пожарного) в начале апреля 2011
года похитил из воинской части около 1 кг детонирующего кабеля, который
содержал пластичное взрывчатое вещество (пластид) военного назначения.
Кроме того, следственным отделом прокуратуры
региона закончено досудебное следствие по делу бывшего заместителя командира
части ВСУ и начальника службы РАО. Они, злоупотребляя служебным положением,
специально разукомплектовали 4 единицы зенитно-самоходной установки «Шилка» и
украли другое оборудование, чем нанесли ущерб на сумму свыше 700 тыс. грн.
-
К слову, о военном оборудовании и Харьковской области. Недавно местные
таможенники на границе c РФ задержали гражданина, пытавшегося контрабандой
вывести секретный прибор из Украины. Как Вы считаете, реально ли упредить саму
возможность контрабанды оружия и секретной интеллектуальной собственности? Кто
этим должен заниматься?
- Вся эта процедура прописана в Законе «Об
оперативно-розыскной деятельности», его субъектом является Служба безопасности
Украины. Думаю, что и таможенные органы должны более активно работать на таком
важном и стратегическом направлении. Но для этого им, опять же, требуется ОРД.
Да, сегодня у них есть подразделения по борьбе
с контрабандой, но нет возможности существующими методами проанализировать
сомнительный субъект внешнеэкономической деятельности, прощупать (в случае достаточных
оснований) его связи, качественно задокументировать намерения тех или иных лиц.
Тот, кто поставил диагноз, должен знать симптоматику и зародыш этой болезни. Конкурирующие службы должны производить
совместные мероприятия, но в тоже время должен быть и взаимоконтроль. Чтобы это
не порождало коррупцию.
-
Наверняка, найдется немало тех, кто скажет, что у нас нет проблем с незаконной
торговлей оружием... Зачем расширять полномочия таможни, если выявлять нечего?
- У нас армия не исчисляется потребностью -
сколько раз на нас нападают. Мы говорим
о том, как эффективно сработать на упреждение агрессии, чтобы соперник подумал
сто раз о том, а стоит ли с нами состязаться. В случае с оружием – это
стратегический вопрос, связанный с национальной безопасностью. Есть институт
государственных органов, которые призваны работать превентивно. У нас
действительно нет массовой контрабанды оружия, выявляются лишь единичные
случаи, но и они указывают на такую проблему. Мы также видим данные по всему
миру, как интегрируется это зло во все страны.
Если мы знаем, например, что
грядет какая-то болезнь, и она уже подбирается к Европе, а потом может попасть
к нам, мы употребляем вакцину, она не дает возможности болезни проникнуть в наш
организм. Тут та же ситуация. Мы видим, что эта тема постоянно на слуху в мире,
развязываются войны, идет незаконная торговля оружием. Мы должны думать о
будущем, держать в поле зрения эту проблему. Таможня должна стать еще одним фильтром. Это
колоссальная ответственность и серьезный взаимоконтроль.
- Возвращаясь к проекту нового УПК, Ваше
мнение о возможном продлении полномочий прокуратуры на следствие еще на пять
лет?
- Я много лет проработал следователем
прокуратуры, из них, около семи в ранге заместителя Генерального прокурора
Украины курировал «важняков». Мое глубокое убеждение: нельзя одним росчерком
пера уничтожать школу и традиции следствия в органах прокуратуры. Наработанный
нами опыт и кадры надо использовать даже в случае, если будет принято решение о
создании отдельного органа. Настоящий следователь прокуратуры имеет
профессиональное чутье отличать правонарушения от преступлений, это - умение видеть финиш уже на старте.
-
Вы думаете, что в Украине все-таки создадут Национальное бюро расследований или
отдельные Следственный комитет, по примеру России?
- Как это будет сделано решать не нам. С моей
точки зрения, нельзя монополизировать следствие в одних руках. Когда есть
монополия, возникает риск того, что вскоре туда проникнет коррупция. Не стоит
забывать о ментальности украинцев, которая, скажем, кардинально отличается от
ментальности американцев. Они изначально стремились к тому, чтобы защитить
частную собственность от разношерстной криминализированной публики, поэтому
подчас шли друг на друга с оружием. В Украине другая проблема. Мы даже дверь в
сельских домах не закрываем. Если кто во дворе побывал, то все село знает, где
живет этот вор. Ментальность нашего народа такова, что должно быть на «одного
пана два гетьмана». У нас нельзя давать возможность людям монополизировать
власть в одних руках.
Сегодня, в принципе, правильно
уживается многогранная система противовесов, когда есть следствие в органах
прокуратуры, МВД, СБУ и налоговой. Это
конкурирующая система, она не дает возможности для масштабного рода
злоупотреблений, но создает возможность взаимного контроля. Отдать следствие в
одни руки – получить орган, который гипотетически могут политизировать. И мы
будем иметь очень нежелательный результат. Вот, создание компетентного
государственного органа по борьбе с коррупцией в нашей стране, со всеми
полномочиями – ОРД и следствия – это правильная идея.
Беседовала Татьяна Бодня. http://mair.in.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий