Давно ни для кого не секрет,
что жилищно-коммунальное хозяйство Украины нуждается в глубоких реформах. Люди
очень недовольны качеством ЖК-услуг, а попытки властей реформировать эту
отрасль до сих пор были достаточно вялыми и не приносили желаемых результатов.
Наболевшая
проблема
На расширенном заседании
Кабинета министров, состоявшемся 2 июня 2011 г., было принято решение о
создании Рабочей группы по разработке концепции реформирования
жилищно-коммунального хозяйства. Эту группу возглавил первый
вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев.
В ее состав вошли руководители министерств и ведомств, главы областных
государственных администраций и мэры городов.
Хочется воскликнуть: «Ну,
наконец-то! Все страны бывшего СССР давно проводят реформу ЖКХ. Например, в
России уже планируется ее третий этап – первый был в 1995 г., а второй – в 2005
г.». Но восклицать так не стоит. Дело в том, что Законом «О внесении изменений
в Закон Украины «Об общегосударственной программе реформирования и развития
жилищно-коммунального хозяйства на 2004–2010 годы» была утверждена программа
реформирования ЖКХ до 2014 г.
Этой программой предусмотрены
конкретные меры по реформированию ЖКХ, а объемы ее финансирования должны
превышать 23,4 млрд грн. И, в принципе, непонятно, к чему создавать очередную
комиссию, а не выполнять уже намеченные и утвержденные меры.
Кстати, 1 июня Президент
Украины Виктор Янукович своими Указами уволил вице-премьер-министра, министра
регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины
Виктора Тихонова и его первого заместителя Юрия Хиврича. В министерское кресло
сел донецкий губернатор Анатолий Близнюк, которому теперь придется разгребать
проблемы ЖКХ и заниматься вопросами его реформы. А проблем в этой сфере
предостаточно, и невозможно охватить весь их спектр в одной статье. Поэтому
остановимся лишь на нескольких.
Почему
тормозится создание ОСМД?
Одной из наиболее острых
проблем в сфере ЖКХ являются взаимоотношения между покупателями и продавцами
жилищно-коммунальных услуг. Успешный опыт некоторых стран бывшего соцлагеря
(например, Польши) показывает, что эффективнее было бы создавать объединения
сособственников жилья и отказываться от услуг ЖЭКов. И в Украине еще в 2001 г.
был принят Закон Украины «Об объединении сособственников многоквартирного дома»
(далее – Закон об ОСМД). Однако на практике в переходе к таким объединениям
существует ряд проблем.
Например, если жильцам нового
дома объединяться в ОСМД выгодно, то людям, проживающим в старом, выгоды от
этого никакой. Ведь старый жилфонд находится в плачевном состоянии, а
капитально отремонтировать его своими силами жильцам, конечно, не под силу. К
слову, стоимость капремонта старого дома может составлять несколько миллионов
гривен. Как жильцам дома собрать такие деньги или получить кредит?
В Законе об ОСМД предусмотрено,
что бывший собственник, на балансе которого пребывал дом до передачи на баланс
ОСМД, обязан принимать участие в организации и финансировании первого после
передачи капитального ремонта (ч. 1 ст. 24 Закона об ОСМД). Но если бывший
балансодержатель готов это сделать, что мешало ему сохранять дом в надлежащем
состоянии до этого?
Посмотрев на наши ЖЭКи, ответ
найти нетрудно. А если вспомнить состояние наших бюджетов, так же легко
догадаться, что и на помощь со стороны государства рассчитывать не приходится.
Кстати, дома-то находятся на балансе ЖЭКов, но являются объектами коммунальной
собственности. А значит, все упирается именно в бюджетные деньги, которых, как
известно, никогда ни на что не бывает достаточно. И передача старого жилфонда
на баланс ОСМД при такой ситуации – это просто перекладывание проблем на плечи
жильцов.
Конечно, можно говорить и о
привлечении инвестиций в ЖКХ. Но, как известно, частному капиталу интереснее
более рентабельные и менее запущенные отрасли. Поэтому в настоящее время на
рынке ЖК-услуг инвестиции практически отсутствуют. А чтобы инвестор пришел, он
должен хотя бы понимать правила игры.
Следовательно, нужно создавать
прозрачные механизмы, и начинать, прежде всего, с нормативно-правовой работы.
Кроме того, важно понимать, что частные инвесторы будут нацелены на являющихся
монополистами поставщиков ЖК-услуг, а не на потребителя, и существует риск, что
в результате произойдет просто смена лиц, контролирующих теплосети, водоканалы
и т. д.
Чтобы этого не случилось, и
необходима жилищная реформа, которая означала бы внедрение четких и прозрачных
правил взаимоотношений потребителя с поставщиками услуг. Но мы удивительным образом
до сих пор живем по советскому Жилищному кодексу, хоть за 20 лет независимости
Украина успела принять все возможные кодексы, в т. ч. и те, которых ранее не
существовало (Налоговый, например).
Тарифный
просчет
Не менее острой проблемой ЖКХ
является расчет тарифов на электричество, воду, газ, тепло и прочие услуги. При
этом если ОСМД имеет право выбрать организацию, которая будет обслуживать дом
(проводить капитальные и текущие ремонты, убирать территорию, вкручивать
лампочки в подъездах), то поставщиков электричества, воды, газа и тепла
выбирать не приходится – они монополисты.
Соответственно, цены их услуг
конкуренцией не ограничены. А тарифная государственная политика является
сегодня одним из самых обсуждаемых вопросов – доходы населения падают, повышается
уровень безработицы (особенно ярко это было видно во время
финансово-экономического кризиса), а тарифы при этом растут как грибы после
дождя.
Все это вызывает критику в
обществе. Кроме того, нельзя не отметить, что тарифы на электроэнергию и газ едины
для всей Украины, а стоимость тепла, горячего и холодного водоснабжения
существенно отличается по регионам. Так, например, в Черновцах за воду жильцы,
у которых установлены счетчики, платят по 4,63 грн за 1 кубометр, а в Виннице –
по 1,56 грн (информация по состоянию на 01.06.2011). При этом тарифы
утверждаются разными органами власти.
Впрочем, действующая власть
намерена устранить такую разницу в тарифах по стране. Для этого был принят
Закон «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг». Согласно
этому Закону, создана соответствующая Национальная комиссия, одной из задач
которой является установление тарифов на коммунальные услуги для субъектов
природных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках (п. 2 ст. 5
этого Закона).
Собственно, речь идет не об
установлении единых тарифов для поставщиков ЖК-услуг, а о едином порядке
формирования этих тарифов. В связи с этим 01.06.2011 Кабмином было утверждено
постановление №869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные
услуги», которое вступило в силу 18 августа.
Документом предусматривается
порядок формирования следующих тарифов: 1) на тепловую энергию, ее
производство, транспортировку и поставку, услуги централизованного отопления и
поставки горячей воды; 2) на централизованное водоснабжение и водоотвод; 3) на
услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий; 4) розничного
тарифа на электроэнергию; 5) установления розничных цен на природный газ для
населения.
Но что, по идее, должно произойти
после пересчета тарифов по новым правилам? Сразу можно сказать, что разницу в
тарифах это устранить не поможет. Будут установлены единые подходы к расчету
себестоимости производства ЖК-услуг и единая методология расчета тарифов на ее
основе. Но сама эта себестоимость в разных регионах и на разных предприятиях
различна – в зависимости от того, например, используется устаревшее или
новейшее оборудование.
Эксперты утверждают, что тарифы
в результате внедрения новой методики станут более прозрачными и понятными, но
обывателя, в принципе, это мало волнует – важнее то, что они, по всей
вероятности, станут еще выше. Впрочем, их еще никто не пересчитывал, так что,
как говорится, поживем – увидим.
Вместо
заключения
Конечно, очень хочется
надеяться, что власти, наконец, отвлекутся от бесконечных обсуждений проблемы,
разработки концепций, проведения разного рода собраний, заседаний и т. д. и
начнут предпринимать реальные меры по реформированию ЖКХ, что дело все же
сдвинется с мертвой точки, и украинцы наконец-то почувствуют реальные
результаты реформ.
И дай Бог, чтобы эти результаты
носили позитивный и продуктивный характер, а не просто переложили на наши плечи
застаревшие проблемы, корни которых кроются во временах СССР и, как следствие,
в совдеповском мышлении, возможно, мешающем и нам, и реформаторам.
Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»
Комментариев нет:
Отправить комментарий