пятница, 5 марта 2021 г.

Почему за преступления не вешали дворян? Лабиринтами истории


Самыми популярными видами казни в Средневековье были обезглавливание и повешение. Причем применялись они к людям разных сословий. Обезглавливание применялось в качестве наказания знатных людей, а виселица была уделом безродных бедняков. Так почему же аристократии рубили голову, а простонародье вешали?

ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ — УДЕЛ КОРОЛЕЙ И ДВОРЯН

Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении многих тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель знатно рода клал голову на плаху, он проявлял смирение. Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной смертью. Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видеть низкие предсмертные проявления. Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от холодного оружия.

Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие деньги, чтобы он сделал свое дело с одного удара. Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Приговор в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это значительно упрощало казнь.

Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книге «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная — отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание — это удел королей и дворян».

ПОВЕШЕНИЕ

Если к лишению головы приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины. Повешение — самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних времен считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойников называли «заложными».

Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно. Смерть не наступает моментально, человек испытывает физические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца. Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни зевак. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.

У многих народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ — обязательная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть — самое худшее, что может случиться, и уготована она только предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.

Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) были снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» — она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ

Несмотря на четкое разграничение по принадлежности к тому или иному сословию, бывали исключения из устоявшихся правил. Например, если знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства и всех привилегий, связанных с титулом. Если во время задержания он оказывал сопротивление, то его ждала виселица.

Среди военных к повешению приговаривались дезертиры и предатели. Для офицеров такая смерть была настолько унизительной, что часто они совершали самоубийство, не дожидаясь исполнения назначенного судом наказания. Исключение составляли случаи государственной измены, при которых дворянин лишался всех привилегий и мог быть казнен как простолюдин.

«Крестьянская» и «дворянская» казни: чем они отличались на Руси

Смертная казнь является древнейшим видом наказания, которое известно человечеству. Оно применялось всеми народами в древнее время в виде кровной мести и было закреплено в законодательстве государств в средние века.

Смертная казнь в истории Руси

В статье историка Алены Шестаковой «Процесс развития и применения смертной казни в России» (журнал «Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе», 2014 г) исследователь пишет, что закрепление этого вида наказания историки относят к V веку.

В Древнерусском государстве смертная казнь была введена пять веков спустя, в 996 году. О том, что князь Владимир назначил этот приговор за разбой, впервые говорит «Повесть временных лет». Правда, впоследствии мудрый князь заменил приговор денежным штрафом.

Наследуя византийские традиции, русская церковь издает переводной свод законов – Кормчую книгу, в которой и содержится правовая норма, регламентирующая этот вид наказания. Государство закрепляет смертную казнь в законе в 1398 году, назначив ее за кражу, которую преступник-рецидивист совершает в третий раз. В дальнейшем казнят за кражи из церкви, конокрадство, поджог и государственную измену.

Судебник 1497 года расширяет сферу применения казни за клевету, разбой, святотатство, преступления против церкви и государства, убийство господина. В дальнейшем своды законов Руси еще больше расширяют зону действия смертной казни. К середине XVII века она распространилась настолько широко, что оказалась во главе всех наказаний.

Российские государи и смертная казнь

С середины XVIII века применение смертной казни значительно уменьшилось. Этому способствовала политика российских императриц — Елизаветы Петровны, которая отменила смертную казнь, и Екатерины II. Последняя применила ее лишь дважды за свое правление: за преступление против короны был приговорен подпоручик Василий Мирович, а также после подавления Крестьянской войны казнили Емельяна Пугачева с соратниками.

Последующие государи неохотно применяли смертную казнь. Так, Александр I за 25 лет своего царствования приговорил всего 24 человека, и те были осуждены к этой мере военно-полевыми судами за период войны с Наполеоном 1812 года. В XVIII-XIX веках границы применения смертной казни постепенно сокращались.

Наибольшего размаха смертная казнь достигла в период правления Ивана IV Грозного и Петра I. При Иване Грозном было казнено более 4 тысяч человек. Людей казнили с невероятной жестокостью и по самым разным поводам, иногда просто по настроению или подозрению самодержца.

Были распространены такие виды казни, как повешение, отсекновение головы, утопление и сожжение, четвертование и колесование, посажение на кол, закапывание живьем, заливание в глотку расплавленного металла и прочие, самые немыслимые способы умерщвления. Петр I мог казнить за самые различные проступки: опоздание в караул, врачебную ошибку. После подавления Стрелецкого бунта царь своими руками отрубил голову пятерым бунтовщикам.

Смертная казнь для дворян и крепостных

Представителей разных сословий на Руси подвергали смертной казни по-разному. Дворянство, как высшее сословие, могло претендовать на отсечение головы на эшафоте. На этот процесс сходилось огромное число зрителей, поэтому казнь носила торжественный и «благородный» характер. Все происходило быстро, за считанные секунды, при этом казненный не успевал ничего почувствовать и практически не мучился.

Крепостные крестьяне, напротив, составляли низшее сословие, стоящее, по представлению общества, всего лишь на ступеньку выше домашнего скота. Помещики нещадно эксплуатировали крепостных, продавали и наказывали по своему усмотрению.

Если преступниками оказывались крестьяне, и дело доходило до казни, то их чаще всего просто вешали, иногда четвертовали или применяли другие виды казни. Когда в 1775 году было подавлено Крестьянское восстание, то Емельян Пугачев, как предводитель, был приговорен к публичной казни через четвертование. Да и то перед этой процедурой ему незаметно для публики вначале отрубили голову.

Остальные его соратники были повешены на виселицах по несколько человек, а деревянные сооружения с висящими телами были пущены вниз по течению реки, для устрашения населения. В одной только Нижегородской губернии установили 219 виселиц, казнено было 326 бунтовщиков.

Всего было арестовано около 12,5 тысяч повстанцев, которых били кнутами в тюрьмах, рубили им руки и ноги. Однако затем Екатерина II объявила об амнистии преступников, которые за время своих походов уничтожили более 2 800 дворян, включая женщин и детей, и они вышли на свободу. Вскоре императрица издала указ о восстановлении запрета смертной казни.

Гражданская казнь дворян

В отличие от низших сословий, дворяне могли подвергаться гражданской казни, которую начали применять в XVIII-XIX вв. В этом случае они оставались в живых, и их жизни ничего не угрожало, однако социальный статус и доброе имя полностью уничтожались. Дворянин лишался всех своих имущественных и иных прав, у него отбирали все звания и чины. Офицеров разжаловали в солдаты.

Действие происходило на площади, в присутствии зрителей. Над приговоренным символически преломляли шпагу, лишая звания и преимуществ дворянского происхождения. В 1864 году гражданской казни подвергся публицист Николай Чернышевский, после чего писателя отправили на каторжные работы.

В 1826 году к смертной казни приговорили декабристов – дворян и офицеров. 31 участник восстания был приговорен к отсечению головы, пятеро – к четвертованию. Николай I смягчил наказание – согласно его указу, вместо отсечения головы группе декабристов назначили каторжные работы.

Лишь пятеро заговорщиков были казнены менее мучительной смертью через повешение. Остальные сосланы в Сибирь, разжалованы из офицеров в солдаты. Осужденные подверглись также гражданской казни, лишившись дворянства, сословных привилегий и всех званий.

Открытый источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий