Утром 15 февраля 1898 года два мощных взрывов прогремели на корабле, стоявшем на Гаванском рейде. Густые клубы дыма окутали крейсер и скрыли от взоров случайных зевак на берегу мгновенно вздыбившуюся палубу и развороченный нос. В считанные минуты “Мэн” — броненосный крейсер Северо-Американских Соединенных Штатов — в 9 часов 40 минут ушел под воду, унося вместе с собой на дно 266 человек... Всего экипаж насчитывал 374 офицеров и рядовых
Подобные катастрофы не редкость в
истории военных флотов, но ни одна из них не вызвала таких последствий, как
гибель “Мэна”, гибель, которая оказалась так кстати для американцев и так
некстати для испанцев...
Когда в конце XIX века стало
ясно, что владение испанской колонией Кубой, дающее господство в Мексиканском
заливе и Карибском море, гарантирует тем самым и контроль над строившимся тогда
Панамским каналом, Соединенным Штатам не пришлось долго искать повода для
объявления войны Испании. В 1895 году, лицемерно заявив протест против
испанских репрессий по отношению к кубинским повстанцам, США повели резкую
дипломатическую войну против Испании. В разгар этой войны на Гаванский рейд
неожиданно вошел американский крейсер “Мэн”...
Броненосец прибыл в Гавану в конце
января 1898 года для защиты американских интересов на Кубе, где происходило
национально-освободительное восстание против Испании.
На корабле длиной 98,9 м было
четыре 254-миллимитровых орудия, а также
семь 57-миллиметровых скорострельных орудий. Свое название судно получило в
честь американского штата. Служба 6682-тонного крейсера началась незадолго до
трагического инцидента, в 1895 году.
Полковник Яков Жилинский,
командированный на Кубу, написал об этом ЧП так: «В конце января 1898 в Гавану прибыл
американский крейсер «Мэн». Посылка крейсера была со стороны правительства США
жестом вызывающим и демонстративным. 15 февраля 1898 крейсер погиб от взрыва
при неизвестных обстоятельствах. Взрыв произошел вечером, когда команда была в
сборе и люди уже спали. Погибла вся команда, кроме офицеров, которые по
счастливой для них случайности были в отсутствии. Американцы, конечно же,
немедленно приписали этот взрыв испанской мине. Но моряки-специалисты
доказывают, что такой взрыв не мог произойти от мины, а произошел внутри судна.
При взрыве мины должна была образоваться пробоина в подводной части, а на самом
деле крейсер был разорван надвое».
На Кубе в это время проходили
масштабные антииспанские выступления. Точная причина взрывов так и не была
установлена, но инцидент был использован жёлтой прессой для обвинения в
случившемся испанских властей. В полную мощь заработала американская машина
пропаганды.
Взрыв «Мэна» широко освещался американской прессой. Среди жителей США была распространена версия, что корабль подорвали испанцы. Один из заголовков в американской газете был сформулирован следующим образом: «Гибель военного корабля «Мэн» — работа нашего врага».
Итогом стало обращение 11 апреля 1898 года президента Мак-Кинли к Конгрессу с призывом
произвести «насильственное умиротворение Кубы». Конгресс признал независимость
Кубы, потребовал вывести с испанские войска и уполномочил президента
использовать вооружённые силы.
В апреле 1898 года американские
суда начали блокаду Кубы. Уже через 4 месяца Испания, потерпевшая поражение,
была вынуждена заключить перемирие. Результаты для испанцев оказались
печальными, США в ходе войны
аннексировали Гавайскую республику, оккупировали Пуэрто-Рико, высадились на
Кубе, получили от Испании Филиппины, приобретя в итоге целую колониальную
империю с населением 8,5 миллиона человек.
Помимо Кубы, Испании принадлежали
Филлипины, Пуэрто-Рико, Гуам — выгодно расположенные острова, богатые
ресурсами. На Кубе имелись богатые запасы марганцевых и железных руд,
фосфоритов.
2
5 августа 1910 года Конгресс
одобрил проведение аварийно-спасательных работ по подъему останков Мэйн,
представляющих угрозу судоходству в гавани. 2 февраля 1912 года останки Мэйн
подняли, работы велись военно-инженерными частями армии США. Затем корабль
отбуксировали в открытое море, где и затопили на большой глубине – это
произошло 16 марта 1912 года, со всеми подобающими почестями.
Позже следствие установило, что
взорвалось более пяти тонн пороховых зарядов для орудий главного и
вспомогательного калибров.
Практически сразу возник ряд
вопросов, которые опровергали официальную американскую версию. По мнению
специалистов, взрыв, разломивший корабль пополам, не мог произойти от мины
(тогда образовалась бы пробоина в подводной части крейсера).
В 1910 году, когда корабль
попробовали поднять на поверхность, эта версия подтвердилась. Выяснилось, что
взрыв произошел внутри крейсера, а не снаружи, без внешнего воздействия мины
или торпеды.
Большая часть экипажа в это время
находилась в жилых отсеках, расположенных, за исключением кают комсостава, в
носовой части. 260 человек погибли практически сразу, еще 6 скончались позже от
полученных ранений. Командир корабля Сигсби и большинство офицеров уцелели,
поскольку находились в корме.
Но 28 марта военно-морской
трибунал постановил, что причиной взрыва стала мина, которую подорвали под
днищем корабля. От ее взрыва якобы сдетонировал боекомплект в пороховых погребах
броненосца.
Подозрительно и то, что в 1911
году американцы неожиданно свернули все работы по подъему корабля, а документы,
связанные с гибелью крейсера, засекретили.
Но все эти сомнения и подозрения
появились уже после войны, когда дело было сделано. А в феврале 1898 года вся
американская общественность в патриотическом угаре подхватила брошенный
правительством клич: «Подлые испанцы взорвали “Мэн”!» Долгожданный предлог для
войны был найден. И она предсказуемо закончилась полным поражением Испании.
3
USS Maine (ACR-1), стал первым
кораблем военно-морского флота США, которому было присвоено имя штата Мэн. Это
был броненосец второго класса водоизмещением 6682 тонны, изначально
конструировавшийся, как броненосный крейсер 1-го ранга.
Конгресс утвердил строительство
корабля 3 августа 1886 года, киль был заложен 17 октября 1888 года на
военно-морских верфях в Нью-Йорке. 18 ноября 1889 года броненосец спустили на
воду, крестной матерью стала мисс Алиса Трейси Уилмердинг, внучка госсекретаря
Бенджамина Трейси. 17 сентября 1895 года на корабле подняли флаг ВМФ США, и он
вступил в строй действующих под командованием капитана Крауниншилда.
4
В 1914 году один из 6-ти якорей
Мэйн бал доставлен в Ридинг, Пенсильвания, и установлен в городском парке. На
церемонии открытия памятника присутствовал Франклин Рузвельт, в то время
помощник военно-морского министра.
В 1976 году адмирал Хаймэн
Риковер, ВМС США, опубликовал результаты своего расследования обстоятельств
гибели броненосца, в ходе которого он пришел к выводу, что причиной взрыва
стало не внешнее воздействие – взрыв мины, а внутренее – пожар в угольных
бункерах. Некоторые историки не согласились с его выводами, утверждая, что
невозможно самовозгорание угля без того, чтобы его не заметили. Другие остались
верны двум наиболее распространенным версиям – действительно имевшей место
диверсии испанцев, либо козням политиков США, искавших повод начать войну и
возбудить при том гнев против Испании.
Национальное географическое
общество США организовало в 1998 году экспедицию, исследовавшую останки
корабля, и направило результаты в компанию Advanced Marine Enterprises для
проведения структурного анализа. Компьютерный анализ показал, что взрыв вполне
мог быть вызван внутренними причинами, тем самым возгоранием угля, о котором
первым заговорил адмирал Риковер. Уголь мог начать тлеть, а затем от высокой
температуры произошел взрыв угольной пыли, сдетонировавший заряды в пороховых
погребах.
Однако Advanced Marine
Enterprises добавили в своем заключении, что повреждения днища броненосца и
морского дна в месте взрыва вполне могут свидетельствовать о внешнем взрыве. Не
получилось ни да, ни нет, в попытке найти ответ на главный вопрос – что именно
погубило броненосец, чья-то злая воля или происшествие на борту, приведшее к
взрыву.
5
Причины гибели – факты
Немедленно после гибели корабля
президент США Макинли потребовал проведения расследования. Следовали
прокуратуры флота прибыли в Гавану и начали следствие. Выжившие и свидетели, а
также водолазы ВМФ, подтвердили однозначный и бесспорный вывод – корабль погиб
из-за взрыва в пороховых погребах. Однако не нашлось ответа – и до сих пор его
нет – на главный вопрос: что именно вызвало этот страшный взрыв. С 1898 года и
по настоящее время проводилось четыре тщательных расследования, считающихся
основными в этом деле. Из них сделано два вывода. Первый – заряды сдетонировали
в результате внешнего взрыва, то есть диверсии, и второй – причина внутренняя,
самовозгорание угля в угольной яме А16, находившейся рядом с пороховыми погребами.
6
Версия внешнего взрыва
Согласно этой версии, мина,
установленная злыми испанцами в целях предотвращения вмешательства США в
испано-кубинский конфликт, стала причиной гибели Мэйн. Ей поверило большинство
американцев в то время, и эта версия более, чем устраивала политиков, давно уже
искавших повода наброситься на издыхающую колониальную империю Испании, вернее,
на ее останки.
Однако позже и в настоящее время,
версия признана неубедительной, так как правительство Испании в то время должно
было быть безумным, совершив такую диверсию. Испания не имела никаких шансов в
войне с США, все это знали и понимали, и тогда, и сейчас. Как раз наоборот,
Испания делала все возможное, чтобы избежать конфликта с США и сохранить за
собой свое последнее владение в Новом Свете, Кубу.
Если взрыв мины действительно
имел место и не был актом диверсии, то это могла быть сорванная с якоря мина,
установленная в ряду прочих для защиты подходов в гавани. Мина начала
дрейфовать, и в конце концов ткнулась в злополучный броненосец. Есть некоторые
весьма веские свидетельства в пользу минной версии – ряд очевидцев утверждал,
что было два взрыва, разделенных несколькими секундами времени. Другое важное
свидетельство – положение листов обшивки в месте огромной пробоины в подводной
части корпуса – листы загнуты внутрь корпуса, что очевидно свидетельствует о
внешнем взрыве.
Кроме того, в месте гибели
броненосца, на дне гавани, имеется большая воронка, скорее всего, взрывного
происхождения. Против минной теории выступают два факта – отсутствие в водах
гавани мертвой рыбы и отсутствие столба воды в момент первого взрыва. То есть
столба воды не заметил никто, а ведь это неизбежное сопутствие взрыву мины у
борта или под днищем корабля. Мертвая рыба также является неизбежным спутником
взрывов в воде, хотя воды гавани уже и в то время были настолько загрязнены,
что отсутствию мертвой рыбы не стоит удивляться, потому что ее не было ни
живой, ни мертвой.
Спуск на воду броненосного крейсера «Мэн». Источник: wikipedia.org |
7
Версия самовозгорания угля
Многие изначально, еще в 1898
году, предположили, что причиной взрыва стало самовозгорание угля в соседней с
погребом угольной яме А16. Самовозгорание угля было частым явлением на судах и
кораблях послевоенной (Гражданская война в США) постройки. На свежих иломах
угля начинается процесс оксидирования, сопровождающийся выделением тепла, и
когда температура достигает точки возгорания, уголь начинает тлеть. Жар от
тлеющего угля, утверждают сторонники угольной версии, вызвал взрыв пороховых
зарядов. Последний осмотр угольной ямы А16 был произведен в 8 утра того дня –
времени до момента взрыва было достаточно для самовозгорания и последующего
тления.
Однако против этой версии имеется
ряд серьезных фактов. На броненосце никогда не было происшествий, связанных с
самовозгоранием угля или его нагреванием, да и вообще на большинстве кораблей к
тому времени эта проблема перестала быть проблемой. Сорт угля, находившегося в
яме, не считался опасным в этом плане. Уголь не был подвержен прямому действию
солнечного света, а яма не была расположена вблизи источников тепла, которые
способствовали бы быстрому нагреванию. Не было никаких показаний аномально
высокой температуры где-либо на борту корабля. Дисциплина на Мэйне была
высокой, экипаж славился выучкой, и следовательно, нет причин считать, что
возгорание угля стало следствием небрежности.
8
Расследования
Первые два официальных следствия
проводились трибуналом ВМС США в 1898 и 1911 годах, неофициальные следствия
проводились адмиралом Риковером в 1976 году, и Нэшнл Джиогрэфик в 1999 году, и
все эти следствия пришли к противоречивым выводам.
Следствие 1898 года
21 февраля началось следствие под
руководством капитана ВМС Уильяма Сампсона. Комиссия Сампсона пришла к выводу,
что причиной взрыва пороховых погребов стал наружный взрыв мины, однако в
официальном докладе Комиссии было заявлено, что «следствию не удалось выяснить
конкретного виновника или виновников взрыва мины». Что не помешало
правительству США обвинить в трагедии Испанию, и начать войну.
Следствие 1911 года
К 1908 году топор войны был давно
уже зарыт, и выяснилось, что останки броненосца отнюдь не стали украшением в
Гаване, мешая судоходству и нормальной работе порта. Правительство США, равно
как и общественность, хотели извлечь останки погибших и предать их подобающему
захоронению. Попутно можно было выяснить, или удостовериться, в причине гибели
корабля. Броненосец надо было поднять, что и сделали в декабре 1910 года, и
комиссия под руководством адмирала Врилэнда приступила к следствию номер два.
Различные секции корпуса
пронумеровали и тщательно сфотографировали, были построены модели Мэйн, а также
того, что от него после взрыва осталось. Комиссия пришла к выводу, что
детонация зарядов была вызвана внешним взрывом – как и первая комиссия, однако
первоначальный взрыв произошел дальше к корме, чем считалось ранее, и первый
взрыв был менее мощным, чем предполагалось первой комиссией.
Останки погибших, извлеченные из
корпуса Мэйн, были торжественно захоронены на Арлингтонском кладбище, а сам
броненосец затопили на глубине, в открытом море.
Следствие 1976 года
В 1976 году адмирал Риковер
заинтересовался загадкой гибели броненосца, и в компании с несколькими чинами
ВМС США организовал еще одно расследование, попытавшись проанализировать
имеющиеся факты на основе опыта расследования гибели кораблей, полученного в
ходе 2-й Мировой войны и позже. Вот на основе этого опыта он и пришел к выводу,
что причиной стало самовозгорание угля, опубликовав материалы своего
расследования в виде книжки на 23-х страницах. В заключение его расследования
говорится, что нет никаких свидетельств в пользу версии наружного взрыва,
вызванного миной. Общественность приняла его версию, и она стала
предпочтительной. Так было в течении более четверти века, пока за дело не
взялся журнал Нэшнл Джиогрэфик.
Следствие 1999 года
В 1999 году, 100-летнюю годовщину
гибели броненосца, журнал Нэшнл Джиогрэфик передал все имеющиеся по делу
материалы в лаборатории Advanced Marine Enterprises для проведения
компьютерного моделирования и анализа катастрофы. Результатом стало заключение
о предпочтительности минной версии, в ее пользу больше данных. С выводами
компьютеров не согласились сторонники угля, и само собой, адмирал Риковер. На
124-й ежегодной сессии Института военно-морских исследований США произошел
бурный диспут, затянувшийся на два часа, но окончательного ответа так и не
давший.
Заключение
Гибель броненосца осталась
загадкой. Не выяснено главное, что стало причиной детонации пороховых зарядов.
Внешняя причина или внутренняя? А не выяснив этого, нельзя разбираться далее –
кто его утопил. Если взрыв был внешним, то это означает мину. И какой-то чей-то
злой умысел практически полностью исключается. Испания этого сделать не могла,
что признано всеми сторонами. Американские сторонники войны с Испанией также
вряд-ли могли организовать такую диверсию, в ту эпоху.
Боевых пловцов еще не было,
мини-подлодок тоже, а представить себе команду водолазов в громоздких костюмах,
волокущих к борту Мэйн мину, не берется никто, ни даже самый отчаянный борец с
американским империализмом. Если это была мина, то мина, сорванная с якоря, и
отнесенная судьбой к борту Мэйна, а уж удачность взрыва с точки зрения
интересов правящей верхушки США, это только удачность, и ничего более.
Если взрыв произошел по
внутренним причинам, если первый взрыв, сдетонировавший второй, произошел
внутри корпуса, то тут, как говорится, возможны варианты. Тут можно
порассуждать о готовых на все политиках, даже на гибель своих сограждан. Хотя
если привлечь в помощь здравый смысл, то версия политического злодействия
кажется весьма сомнительной. Войну все равно бы развязали, с Мэйном или без
него. И можно было устроить куда более дешевую провокацию, чем потопление
нового броненосца, вошедшее в историю ВМС страны, как одно из самых кровавых.
Кроме того, устройство взрыва на
борту корабля могло сразу же возбудить нездоровый интерес к очевидному факту –
каким таким таинственным образом испанцы ухитрились организовать все это.
Следующий вопрос – если взрыв был
организован ястребами американской внешней политики – они что, нашли камикадзе
в рядах экипажа? Как вообще можно было найти готового на такое страшное дело
среди моряков броненосца, не вызвав слухи? То есть, и тут следует признать, что
злой умысел скорее всего отсутствует, пишет www.odin.tc
Комментариев нет:
Отправить комментарий