пятница, 23 июля 2021 г.

МИФЫ. История знаменитого подвига Ивана Сусанина, которого не было. (Историческая разведка/

Когда смотришь лексические словари, там написано о слове «Сусанин»: «Человек, намеренно заманивающий кого-либо куда-то, разговорный. О человеке, сбившемся с пути». Соответственно, описывается подвиг Сусанина, где главное – вот эта фраза: «Где находился избранный на престол царь Михаил Федорович». Сусанин врагов намеренно завел в непроходимый, болотистый лес, где и был потом замучен. Но запомните фразу: «Спасая царя Михаила Федоровича».

Около 50 картин существует, все примерно одинакового содержания: лес, Сусанин, поляки. Хотя неизвестно, что за люди там были. Бандиты, казаки, поляки – не известно.

Я сам жил в лесной местности в детстве, и удивлялся: как можно войти в лес зимой? Вы когда-нибудь ходили? Туда войти невозможно, там снегу по колено. На опушку еще можно, там ветер сдувает, а дальше просто невозможно без лыж или снегоступов войти. Вот как они туда зашли? А вторая мысль была: все-таки, поляки – это не африканцы, наверное, они могли вернуться по своим следам, почему они погибли-то?

Есть миф, который постоянно повторяется в разных видах. Вот вам картина Рериха, где очень хорошо показано, кого спасает Сусанин – государя!

Опера опять же. До революции называлась «Жизнь за царя», после революции – «Иван Сусанин», потом какое-то время в «эпоху демократии» называлась «Жизнь за царя», а теперь она называется «Иван Сусанин или жизнь за царя», это хорошо отражает нашу эпоху. Но, как бы то ни было, в опере все замечательно изображено. Посмотрите, как Гоголь пишет: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно. Подвиг любви лежал в основе этого. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным».

Рылеев вторил Гоголю: «Убейте! замучьте!— моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!» - и так далее. То есть, этот подвиг всячески воспевается. Когда стали обсуждать памятник к Тысячелетию России, то в мастерской Микешина собирались самые выдающиеся люди и обсуждали: кого изобразить на третьем уровне из государственных и прочих деятелей. Список был большой, но только двоих не хотели ни в коем случае – Бориса Годунова и Ивана Грозного. Эти кандидатуры сразу решили не помещать. Пришел Микешин к императору, Александр II прочитал и спросил: «А батюшка?» А ведь только закончилась эпоха Николая I, все от нее еще не отошли. Но пришлось поставить Николая и убрать Шевченко.

Естественно, на памятник попал и Сусанин. Против этого резко возражал Николай Костомаров, который написал, что «мифа не должно быть на памятнике истинным героям России». Сусанин не совершал никакого подвига, случайно попал под сабли какой-то банды и, благодаря ловкости родственников, подсунувших царю челобитную про его подвиг, стал героем. На слова Костомарова многие возмутились. Говорили: «Что вы себе позволяете, как же так?! Был подвиг, а вы?!».

Костомаров, великий русский историк, возмутился в свою очередь, и сел писать работу, посвященную всему этому. Не буду говорить подробно, но он задал несколько вопросов: почему мы узнаем о подвиге только через семь лет после свершения его? Почему молчат официальные летописи – это же такой выигрышный момент, это обязательно должно быть зафиксировано там. Почему грамота появилась? Кто может подтвердить, что он погиб от рук поляков? Это еще надо доказать, что там были поляки и убили Сусанина за отказ вести к царю Михаилу Романову, а не просто по какой-то другой причине.


Он начал разыскивать – кто это запустил?

Есть такой Сергей Глинка, известный враль русской истории. О войне 1812 года он так и написал, что там ни одного слова не подтверждается документально. И Костомаров нашел, что благодаря Сергею Глинке появилась впервые вот эта история о Сусанине, который завел поляков в леса, и анекдот сделался общепризнанным фактом. Вот один из этих выводов. Перешел он из одного учебника в другой, из одной работы в другую, пока – очень интересно! – не нашелся современный учитель из Костромы Зонтиков, который написал замечательную статью.

Сведя все факты, он пришел к выводу, что Сусанин спасал не царя, а спасал своего помещика Михаила Романова, потому что царем он стал уже после всех этих событий. То есть, Зонтиков очень хорошо показал, что этот подвиг произошел в конце 1612 года, Михаил был избран в начале 1613 года, а комиссия за ним поехала в марте. То есть, история действительно была.

Была в то время, когда Михаил Романов вместе с матерью Марфой были в осаде вместе с поляками в Кремле. Их осаждало второе ополчение, и они там сидели, потому что принадлежали к кругу семибоярщины, которая была на стороне поляков. В какой-то момент Пожарский и другие выпустили женщин и детей, и они уехали в свое имение в деревню Домнино, в которой у них был боярский дом.

А Сусанин был старостой в деревеньке, которая находилась в пяти верстах от Домнино. И, когда эта банда пришла, то его взяли проводником, чтобы дойти до этой деревни. И, по-видимому, это было так: он послал своего зятя, который предупредил Романовых, и они переехали сначала в Железноборовский монастырь, а потом – в Кострому, где жили в момент приезда делегации из Москвы. А Сусанин повел банду совершенно в другом направлении. Он их проводил вдоль дороги, вдоль речки Шачи в деревню Исупово, и они, обнаружив обман, его убили.

Мы представляем, как они были злые. Они вернулись назад в Домнино, а там уже никого нет. То есть, реальный подвиг был. Очень хорошо с космической карты видно – это места, которые расположены в разных направлениях. Это Исупово существует до сих пор, когда туда приезжаешь, это совершенно удручающее зрелище, хотя это, вообще-то, святыня. Святыня подвига человека. Может быть, конечно, сейчас что-то изменилось, я был три года назад.

Между прочим, это знаменитая церковь, и, скорее всего, вы все ее знаете. Это Саврасов! «Грачи прилетели», одна из знаменитых русских картин. Сельцо Сусанино.

Сейчас даже вам могут «повторить подвиг» Сусанина. Выглядит это болото, конечно, совершенно грандиозно, действительно, в нем можно погибнуть. Вот вам Сусанин стоит, который за сто рублей вас поведет в лес, но уже в более благоустроенном порядке, и потом будет сцена его убийства, которая страшно пугает присутствующих людей. Я там не был, из Интернета скачал, потому что такое безвкусие я не могу видеть, но само по себе это очень интересно.

И вот в 2005 году – сенсация: нашли прах Сусанина! Правда, было написано, что молекулярно-генетическая экспертиза не дала ни положительных, ни отрицательных результатов. Но ученых это не смущает, будут искать. Не менее чем 95% может говорить о том, что найден именно Сусанин, принявший мученическую смерть.

Знаете, в генетике не может быть 95%. Или 100% или ничего. А тут еще президент приезжал в Костромскую область, резкое ухудшение отношений с Польшей было, и в одной газете было ядовито написано: «Неожиданно обнаружены останки мужчины восточно-балтийского типа, в котором только безродный космополит не узнает народного героя Ивана Сусанина».

Это все я говорю к тому, что не только историк, а любой человек, должен разделять мифологию и историческую реальность. Историческая реальность бывает не менее трагической и не менее героической, чем созданный на ее основе миф. И поэтому мифы всегда витают вокруг реальных событий, они неизбежно складываются в результате передачи информации.

Наверное, каждый из нас замечал: мы видели какое-нибудь необыкновенное событие, мы его рассказываем, а потом начинаем понимать, что мы другим людям примерно повторяем эту новеллу. То есть, она существует, она должна быть гармонична, связна, и эта мифология неизбежна. Я – не противник этого, пусть это существует, но в реальности оно может быть не так. Поскольку мы все-таки здравые и трезвые люди, то историю и мифологию нужно разводить.

Евгений Анисимов, доктор исторических наук, профессор

Комментариев нет:

Отправить комментарий