пятница, 18 февраля 2022 г.

КИТАЙСКАЯ РАЗВЕДКА В «МИРОВОЙ ДЕРЕВНЕ»


Особые усилия спецслужбы КНР прилагали на азиатском и африканском направлениях, выполняя тезис Мао Цзэдуна о «мировой деревне» (развивающихся странах) как базе мировой революции. В афро-азиатском мире разведка КНР сосредоточилась
на пропаганде и подготовке кадров для ведения партизанской войны.

Отличные предпосылки для разведывательно-подрывной деятельности в странах Юго-Восточной Азии создавало проживание там (90% из 15 млн. китайцев за пределами Китая) обширной китайской диаспоры (хуацяо), занимавшей ключевые позиции в сфере бизнеса (до 70% их было занято в сфере торговли и промышленности), а также существование национальных коммунистических партий. К 1955 году, например, китайцы составляли 45% населения Малайской Федерации (владели там 90% розничной торговли) и Сингапура, удерживали контроль над деловой сферой, в Таиланде хуацяо контролировали 70% торговых компаний и магазинов, занимали монопольное положение в торговле и 40% банковских депозитов Индонезии.

Китайцы проживали в городах компактными группами, создали свою образовательную и культурно-информационную сферу, противились ассимиляции и поддерживали прочные земляческие связи. Китайские спецслужбы с тех пор эффективно использовали китайские колонии, что объяснялось традиционным акцентом китайской разведки на работе именно с нелегальных позиций.

С 1949 года КНР поддерживала антиправительственные выступления в Бирме. В 1960 году Компартия Малайзии, почти полностью состоявшая из китайцев, предприняла попытку государственного переворота, а в Пекине открылось представительства «Движения за освобождение Малайзии» и «Патриотического фронта Таиланда». В том же Таиланде, пишет шведский исследователь, полковник Арвид Эрикссон, опорным пунктом подрывной деятельности стало китайское посольство в Лаосе. 

Китайские спецслужбы, утверждает он, стояли за планами террористических актов против руководителей Сингапура и прокоммунистическим восстанием в Индонезии в 1965 году (оттуда идеи Мао планировалось экспортировать на Филиппины), антиправительственными выступлениями. Они же снабжали оружием партизан-маоистов в Непале (действующих и поныне), а под видом «строителей» в горное королевство забросили 500 китайских военнослужащих. Тогда же китайцы активизировали подрывную деятельность на Цейлоне в связи с выборами премьер-министра.

На Ближнем и Среднем Востоке КНР открыла посольства во всех арабских странах, стремясь снизить влияние СССР в регионе и поддерживать раскольнические группировки в освободительных движениях. Руководящим центром разведывательно-подрывной деятельности в регионе выступало посольство КНР в Дамаске.


Объектом оперативной деятельности спецслужб КНР стали и государства Африки, где, по словам главы правительства КНР Чжоу Эньлая, «создалась чрезвычайно революционная ситуация». Опорным пунктом спецслужб КНР на «черном континенте» стал Каир. Основным направлением тайных усилий являлись молодые постколониальные государства южнее Сахары. С 1964 года направил в страны Африки самых опытных дипломатов, а в КНР приглашались многочисленные делегации из освободившихся стран. 

В Африке развернули широкую сеть корпунктов агентства «Синьхуа», традиционно использовавшихся для прикрытия кадровыми разведчиками. «Радио Пекина» повело усиленное вещание на английском, французском и местных языках (до 112 часов в неделю).

В Нанкине и Ухане открыли школы по подготовке партизан из Алжира, Анголы, Кении и ряда других африканских стран. Только в Гане китайцы создали шесть школ по ведению партизанской войны в других африканских странах, инструкции по партизанству выдерживались в духе доктрины «затяжной народной войны» Мао Дзэдуна (из Ганы после государственного переворота выслали 430 китайцев, среди которых — офицеры разведки и инструкторы по партизанской войне).

Далее последовала череда громких скандалов. В 1964 году посольство КНР в Судане уличили в снабжении оружием и деньгами зачинщиков беспорядков. Китайцы готовили провалившееся восстание в Демократической Республике Конго. В 1965 году правительство Кении установило факты нелегального ввоза в страну китайского оружия и присутствия агентуры их спецслужб, а Бурунди разорвала дипломатические отношения с Пекином. 

В Центрально-Африканской Республике обнаружили тайники с оружием китайского производства, выдворили несколько дипломатов и сотрудников «Синьхуа». Власти Дагомеи, Верхней Вольты, Нигера и Нигерии выдворяли дипломатов КНР или же отказывали им в аккредитации.

Открытые источники

Комментариев нет:

Отправить комментарий