четверг, 8 декабря 2022 г.

Зачем летали над СССР авиаразведчики Швеции? Тайны "Холодной войны" /Лабиринтами истории


В Швеции произошло сенсационное событие: "в связи с истечением срока давности" местная полиция безопасности СЕПО рассекретила важнейшие документы времен "холодной войны", связанные со сбитым в 1952 году шведским самолетом ДС-3.

Долгие годы эта история осложняла отношения между СССР и Швецией. Несмотря на все предоставленные  документы, шведская общественность требовала "подлинной правды о преступлении советских военных". 

В многочисленных публикациях на эту тему факт "вероломства СССР" даже не вызывал сомнений. Вопрос задавался только один: когда  Советы принесут официальные извинения? Теперь он отпадает.

В рассекреченных архивах содержатся показания бывшего полковника ВВС Швеции Стига Веннерстрема, работавшего на советскую разведку. Самое любопытное в протоколах допросов - факты, связанные с гибелью самолета ДС-3. Они полностью меняют представление шведов не только о том, кто был виноват в данной конкретной истории, но и о самом понятии шведского нейтралитета.

Выясняется, что шведские "герои-летчики" были сбиты не по ошибке, а во время выполнения разведывательного полета над территорией СССР. И вот что важно: информацию, полученную с борта ДС-3, шведы немедленно передавали американцам и англичанам. В общем, полный нейтралитет!

Обломки сбитого самолета

Обнажившаяся правда оказалась настолько непохожей на прежнюю благостную картину, что даже ведущая газета страны "Дагенс Нюхетер" назвала политику Стокгольма тех лет "ложью" и "двойной игрой против собственного народа". В то время как официальная пропаганда вовсю трубила о нейтралитете, между Швецией и США уже в 1949 году были заключены секретные договоры о военном сотрудничестве.

Прежде всего они касались обмена разведданными. Но не только. Как сообщает "Дагенс Нюхетер", в разгар "холодной войны" даже шоссейные дороги строились в Швеции с тем расчетом, чтобы в случае необходимости служить взлетно-посадочной полосой для стратегических бомбардировщиков ВВС США.

Двустороннее военное сотрудничество было настолько тесным, что, как пишет газета, при помощи шведов американцы создали на Балтике настоящее "кольцо слежения" за советскими радарными установками. Оказавшись на переднем крае "холодной войны", шведам приходилось таскать для своих тайных союзников "каштаны из огня".

Так, например, трагически завершившийся рейс самолета ДС-3 был 25-м по счету вылетом экипажа в район советских военных баз в Вентспилсе и Лиепае. На борту самолета был установлен лучший по тем временам радиопеленг американского производства. Как свидетельствуют рассекреченные архивы, в результате полетов ДС-3 над территорией СССР Стокгольм и Вашингтон получали "необычайно ценную информацию".  И все же возникает вопрос: почему так долго и упорно гибель ДС-3 делали камнем преткновения в отношениях  стран, если шведское руководство знало истину?

2


Швеция в течение почти 40 лет утверждала, что самолёт выполнял учебный полёт. Только после давления со стороны семей членов экипажа власти подтвердили, что DC-3 был оснащён британским оборудованием и вёл наблюдение для НАТО.

В 1991 году генерал Фёдор Шинкаренко признал, что в 1952 году он приказал сбить DC-3, подняв на его перехват МиГ-15бис

Пулевые отверстия на 79001 показали, что DC-3 был сбит истребителем МиГ-15бис. Также было определено точное время приводнения, так как одни из часов в кабине остановились в 11:28:40 по центральноевропейскому времени. Обнаружены и идентифицированы останки четырёх членов экипажа из восьми человек.

10 июня 2003 года капитан авиакомпании и бывший пилот ВВС Швеции Андерс Яллай и историк Карл Дуглас из шведской компании Marin Mätteknik AB обнаружили останки сбитого DC-3 с помощью гидролокатора на глубине 126 м.

Спустя 52 года останки DC-3 были подняты на поверхность 19 марта 2004 года. Обломки самолёта были извлечены с помощью дноуглубительных работ. Причём применялась технология заморозки грунта, дабы не повредить фюзеляж и детали самолёта. 

Самолёт был перевезен на военно-морскую базу Мускё для исследования и восстановления, и 13 мая 2009 года был выставлен в Музее ВВС Швеции в Линчёпинге. Модель самолёта «Tp 79» в масштабе 1:12 тоже была передана в аренду Музею ВВС 5 мая 2009 года

Василий Егоров 


Комментариев нет:

Отправить комментарий