Несмотря на такой курьезный случай, Сигэру Исиба все же получил большинство голосов и был избран на новый срок.
Японцы не спят. Японцы не дремлют. Они практикуют инэмури.
Антрополог Бригитта Штегер обнаружила, что японское общество более терпимо
к "досыпанию" в общественных местах - это явление известно как
"инэмури"
Обозреватель <link type="page"><caption> BBC
Future</caption><url href="http://www.bbc.com/future/"
platform="highweb"/></link> решил разобраться, что это такое
и как с этим можно жить.
По мнению японцев, эта практика отличается не только от ночного сна в постели, но и от послеобеденного сна или привычки прикорнуть днем.
Как это понять?
Ключ к разгадке лежит в самом термине, который состоит из двух китайских
иероглифов: "и", что означает "присутствовать" в ситуации,
отличной от сна, и "нэмури" - "сон".
Для понимания социальной значимости инэмури и
правил, которым подчиняется эта практика, полезно вспомнить предложенную
американским социологом Эрвингом Гоффманом концепцию "вовлеченности в
социальные ситуации".
До определенной
степени, вербально или невербально, мы вовлечены в каждую ситуацию, при которой
мы присутствуем. Однако мы обладаем способностью разделять свое внимание между
господствующей и подчиненной вовлеченностью.
В таком случае
инэмури можно рассматривать как подчиненную вовлеченность, с которой можно
мириться, если она не мешает соответствующей социальной ситуации, - аналогично
грезам наяву.
Несмотря на то, что спящий может мысленно "отсутствовать", он должен быть готов вернуться в социальную ситуацию, когда потребуется его активное участие.
Кроме того, он
должен поддерживать видимость соответствия господствующей вовлеченности своим
положением тела, жестами, одеждой и так далее.
Примером
может служить практика инэмури на работе. В
принципе, в таких условиях требуется внимательность и активное участие, и если
человек засыпает, создается впечатление, будто он впал в летаргию и уклоняется
от выполнения своих обязанностей.
Однако подобное
поведение также может быть воспринято как следствие переутомления от усердной
работы.
Его могут
оправдывать тем, что совещания обычно продолжаются долго и часто предполагают
просто заслушивание докладов председателя.
Усилие, предпринятое для посещения совещания, часто ценится больше, чем фактические достижения.
Как выразился
один из моих собеседников, "мы, японцы, живем по принципу Олимпийских игр:
главное не победа, главное - участие".
Усердие, которое
выражается в сверхурочной работе и полной самоотдаче, очень ценится в Японии
как признак высокой нравственности.
Человек, который
старается принять участие в совещании, несмотря на усталость или плохое
самочувствие, демонстрирует усердие, ответственность и готовность к
самопожертвованию.
Преодолевая
физическую слабость и отодвигая свои потребности на второй план, человек
нравственно и умственно укрепляется и наполняется положительной энергией. Такой
человек считается надежным и может рассчитывать на повышение по службе.
И если он в
итоге не выдержит и заснет от изнеможения, простуды или иного недомогания, его
можно извинить, объяснив это тем, что на него "напал демон сна".
Скромность также почитается за ценную добродетель, поэтому хвастать собственным усердием считается неприличным, и для достижения общественного признания приходится изобретать более тонкие методы.
А поскольку
усталость и болезнь часто воспринимаются как результат прилежного тяжелого
труда, инэмури - или даже притворное инэмури, когда человек просто сидит с
закрытыми глазами - может использоваться как знак того, что человек усердно
поработал, но сильная воля и высокая нравственность позволяют ему держать свое
тело и чувства под контролем.
Таким образом, привычка японцев к инэмури совершенно не обязательно указывает на склонность к лени.
Напротив, это
неформальная характеристика общественной жизни в Японии, направленная на то,
чтобы обеспечить исполнение своих обязанностей путем временного
"отсутствия" в рамках этих обязанностей. Поэтому это утверждение
совершенно справедливо: да, японцы не спят и даже не дремлют - они практикуют
инэмури. А это совсем другое дело.
Опубликовано: Журналист VVP
Комментариев нет:
Отправить комментарий