Несмотря на обвинения в заангажированности и политическом преследовании, лидер БЮТ и влиятельный человек в нынешней оппозиции Юлия Тимошенко так и не предоставила аргументов, опровергая данные проверки деятельности работы Кабмина под ее руководством. Безусловно, учитывая статус КРУ как госоргана, есть повод усмотреть в его действиях политический мотив, но аудит - это всегда цифры и факты. В личном разговоре глава КРУ Петр Андреев подвел для ИМК итоги расследования деятельности Кабмина под руководством Тимошенко, раскрыл некоторые из наиболее одиозных схем отмывания бюджетных денег, и рассказал о сотрудничестве с международными аудиторами.
- Петр Петрович, хотелось бы начать нашу с Вами беседу с коротких итогов двойного аудита, где особое внимание было уделено деятельности Кабмина Юлии Тимошенко. Каков основной критерий аудита? Совпали Ваши прогнозы с тем, что Вы получили?
- Проведение национального аудита мы начали с марта месяца, после того как Президент дал поручение разобраться с реальной ситуацией в государстве. Определить в каком состоянии находится украинская экономика в целом, в частности, государственный сектор, насколько эффективно использовались государственные ресурсы. Определить, какие сегодня реально есть проблемы с доходами. Вот это были основные задачи и направления. Мы отработали, подготовили все материалы, программу проверок. И два месяца, начиная с мая, начали работать. Что обнаружили!? Выяснилось, скажем, что при выводе денег из бюджета правительство Тимошенко использовало схемы, успешно опробованные еще в 2004 -2006 годах.
- Много ли у Вас документов, где стоит подпись именно Тимошенко? Кроме документа, который Вы демонстрировали во время прямого эфира «Большой Политики»?
- Никто не ставит вопрос, какие лично Тимошенко документы подписывала и роль самой Тимошенко в этом. Мы говорим о ее правительстве, и о тех стратегических ошибках, допущенных этим правительством, и кто принимал решение? Сама Тимошенко, Турчинов или кто-то другой, наших граждан это абсолютно не интересует, и мы не ставим вопрос о персонификации ответственности, мы ставим вопрос о том, что пришла команда совершенно не способная к управлению государством, и мы это увидели неоднократно. Может хватит калечить эту страну!? Если нет опыта, соответствующих знаний, то зачем идти и создавать подобную ситуацию.
Сегодня из ресурсов государства, если взять только один Госрезерв, практически ничего не осталось. И сейчас правительство вынуждено искать ресурс для того, чтобы, по сути, заново создавать запасы в Госрезерве, ведь никто не знает как будет развиваться ситуация в целом в мире, на внешних рынках и т.п.
Вымыли продовольственный ресурс, 368 тысяч тонн зерна из Госрезерва разворовали, более 236 тысяч тонн зерна - из Аграрного фонда. Перечислили деньги в коммерческую структуру, которой якобы было поставлено это зерно, но наша ревизия и инвентаризация показали, что нет: ни объектов, ни зерна, к тому же большинства складов не существует: ни крыши, ни окон, ни дверей. А там, согласно документам, должно храниться зерно Аграрного фонда, которое является интервенционным? И скажите, как правительство проводит интервенции, чтобы можно было снизить цену!?
Плюс пиар-акции, связанная с покупкой велосипеда для почтальонов, вместо того, чтобы купить на харьковском заводе наши «Украина» и раздать почтальонам, они купили вдвое дороже в Белоруссии. А почему?! Да потому что харьковские не дадут откатов, а тут они поставили еще свою посредническую компанию и разницу сняли, перевели в наличность и пошла раздача всем чиновникам. В общем, политика двойных стандартов - это говорили одно, а делали противоположное. А главный расчет был в том, что победителей не судят.
- Вы не первый раз занимает эту должность. Как известно Вы были председателем КРУ в 2006-2007 годах, почему тогда не проводился такой масштабный аудит? Проводился он в таких масштабах впервые за все время независимости, потому что, судя по количеству материалов и задействованных экспертов, складывается впечатление, что столь подробно аудит еще не проводился? И именно этот факт указывает на косвенные, но все же попытки в политическом преследовании яркого и влиятельного представителя оппозиции Юлии Тимошенко.
- Я хочу сказать, что в 2006 - 2007 годах по материалам КРУ также было достаточно материалов по фактам хищения и т.д. К сожалению, в дальнейшем ситуацию политики сводили на нет, потому что множество заказных статей, грязных, которые выпускались, чтобы дискредитировать руководителей, в том числе и меня. Особенно серьезные масштабы информационные атаки достигли тогда, когда КРУ боролось с Тендерной палатой. Единственные, кто поддержал в этой ситуации, и рассматривали вопрос на совещании, кардинально принимали решение - это тогдашний Премьер-министр Виктор Янукович и первый вице-Премьер Николай Азаров.
Была дана оценка многим членам ПР, которые были задействованы в работе Тендерной палаты, и оценка достаточно негативная. И многие тогда потерял работу. А относительно меня и моей семьи и началась травля. В результате этого расследования человек 200 терроризировали: и мою жену, и семью, проводили проверки, выезжали на объекты.
К тому же, когда Ющенко с подачи главы своего Секретариата Виктора Балоги подписал распоряжение Генеральной прокуратуре, МВД, СБУ проверить деятельность той аудиторской фирмы, учредителем которой была моя жена, я уже не работал, меня тогда одним из первых из Кабинета Министров уволили.
Что касается Тимошенко, то ей надо было быстренько сделать ныне покойного Николая Сивульского начальником КРУ, и уже через день после назначения, она заявила о миллиардных суммах хищений правительством Януковича. Если помните, там вот эти сказки, что 50 долларов ежесекундно... Но ни одного материала, уголовного дела, ни одного доказанного факта о хищении...
- И сколько представителей ПР пострадали по итогам расследования 2006-2007 гг?
- Сейчас не помню, меня тогда Премьер-министр принимал несколько раз с этими материалами, тогда отработали движение всех финансовых потоков, показали, какие коммерческие структуры за этим стоят. К сожалению, Президент Виктор Ющенко, несмотря на то, что я уже тогда не работал (мы уже в оппозиции были), начал рассказывать очередные сказки на ТВ относительно моей жены, что, мол там аудиторская фирма занимается злоупотреблением, коррупцией и т.д.
И все это на фоне тех жестких мер в отношении руководителей министерств, которые не реагировали или делали вид, либо были заинтересованы в замалчивании тех или иных фактов. Помните, какие тогда возникали конфликты ... Когда Александр Мороз выскакивал и кричал, что немедленно выйдет из коалиции, потому что Андреев такой-сякой, или КРУ делает такие выводы или материалы, которые связаны с Николаем Рудьковским...
- Вы говорили о законе. Я так понимаю, что столкнувшись с тем, что Ваших ревизоров не пускали на государственные объекты, Вы хотите в новом законе прописать больше власти, полномочий?
- Я бы не сказал, вопрос так не стоит. Мы, прежде всего, исходим из основных функций КРУ. Если вопрос стоит о том, чтобы работать на картинку, то давайте мы просто ликвидируем эту службу, она не нужна. А если мы говорим, что должен быть очень жесткий контроль за использованием бюджетных ресурсов, и мы стремимся в Европу, то не можем допускать хищения миллиардных сумм из Государственного бюджета. А 80% Госбюджета наполняют налогоплательщики с низким и средним достатком.
Нет системы отслеживания, и раньше были такие проблемы, но мы подготовили проект закона, отработали его, потом - смена власти и все с начала. Но впоследствии они сами пришли к этому, и был законопроект, который разработан с участием, в том числе БЮТовцев, где полномочия были расширены. Но опять не сложилось. Дело в том, что в отличие от нас в госорганах, вроде нашего, в странах ЕС есть полномочия финансового расследования. И когда уже полностью доказана вина, материалы идут прямо в суд и передаются в Генпрокуратуру для принятия решений, и она выступает как одна из сторон в ходе расследований.
- А чей опыт хотелось бы подражать?
- По решению Президента, мы изучали французский опыт, именно французская система работает в государственном казначействе, к тому же, выполняет функции контроля за использованием бюджетных денег. Мы изучали опыт Франции и там, фактически, французы, чиновники и силовые структуры контролируют все. И если во всей вертикали той или иной бюджетной программы теряется по ходу где -то в пределах 3%, некоторые эксперты говорят до 5% максимум, то ресурса хватит для того, чтобы реализовать эту бюджетную программу и получить положительные результаты.
Но если более 3% и это устанавливают контролирующие силовые структуры, то это «ЧП» на всю страну. Поэтому и нашли вот такой симбиоз, но для этого есть огромные полномочия государственных инспекций по финансовому контролю во Франции. Они вообще удивляются, как госфининспектор приходит на объект, контроля и говорит: «Дайте мне документы», и если не дают, это у них также «ЧП» на всю страну.
На этого чиновника в течении двух часов они составили акт, что им не предоставили в течении получаса те или иные документы, сразу же реагирование со стороны министра. И всю жизнь этот государственный чиновник не имеет права быть на государственной службе.
Их контролирующие органы наделены функциями досудебного следствия, и в состав этих контролирующих органов входят подразделения, непосредственно занимающиеся расследованием всех хищений, которые связаны с расходами бюджетных средств. Потому что от того, как реализуется бюджетная программа, бюджетные средства, в целом зависит общее состояние экономики и решение социальных вопросов.
Именно решение этих вопросов позволяет стране развиваться. У нас сейчас проблема заключается в том, что мы передали материалы во все структуры, но о реализации этих материалов у меня нет абсолютно никакой информации. Установили факты хищения, а далее в процессе следствия доказывается вина должностных лиц и определяется специально, по незнанию и т.д., хотя ничто не освобождает от ответственности.
- Коррупционные процессы, действительно, достигли максимальных масштабов за последние 5 лет, или мы просто об этом не знали?
- А разве вы слышали о таких проблемах в 2003-2004 годах, или о проблемах с госзакупками, пока не появилась Тендерная палата. Проблемы стали возникать в 2005-06 годах, когда радикально поменялась власть. Потому что есть факт: в 2003-04 годах в Украине рост ВВП составил 14,5%. И если бы не революция, то по нашим внутренним подсчетам мы могли бы получить рост ВВП до 19%. Что стало бы тогда крупнейшим показателем в мире. Просто темп, который взяла Украина, многих не устраивал.
Если бы Украина продолжила развиваться такими темпами хотя бы в течении 3-х лет, то экономически она бы настолько стала независимой, что ею бы просто невозможно было бы манипулировать. И я считаю, что это также одна из основных проблем так называемой «оранжевой» революции. Надо было Украину «прибить» и лишить возможности развиваться ... Ведь легче нам использовать как плацдарм или для борьбы с Россией, или для борьбы со странами бывшего СССР, и насаждать здесь националистические идеи, усиливая антагонистические настроения внутри страны.
Мы в 2006-07 годах приняли развалившуюся страну. Развалившуюся! Ведь Виктор Федорович, освобождая премьерское кресло, оставил почти 27 млрд. гривен на расчетных счетах на первое января. Но буквально за 4 месяца новое правительство во главе с Тимошенко весь это ресурс исчерпало. Приняли несколько нормативных законодательных актов, которые еще больше подкосили национальную экономику актов. Ведь они начали уничтожать экспортную составляющую, потому что она, видите ли, была сконцентрирована в основном на Востоке, Юге и Центре страны.
Это при них было принято решение ввести НДС на импорт российских энергоресурсов. А правительство во главе с Януковичем и первым вице-премьером Азаровым бился над тем, чтобы Россия отменила налог на свой экспорт энергоресурсов в Украину, и мы, наконец, убедили их в том, что им выгодно отменить НДС для того, чтобы искусственно не увеличивать экономическую составляющую, поскольку Украина этот НДС включала в расходы. И в итоге отмена этого налога РФ в конце 2003-го дала украинской экономике серьезный импульс. Потому что вся наша экономика, в том числе и производственный сектор, больше не тратили 20% на уплату НДС.
Сейчас перед нами возникла другая проблема - не допускать такие нарушения при действующем министерстве, при действующем правительстве и только тогда это даст нам возможность вывести страну. Реальная ситуация, состояние экономики, развитие всех сфер жизни страны (если я раньше был оптимистом и видел, что полгода нам хватит) такие, что сейчас я думаю, мы еще весь 2011 год будем выходить из этой ситуации.
«Не за горой» 2012 год, Украина взяла на себя обязательства международные относительно выполнения всех объемов работ, связанных с ЕВРО-2012. 2011 год еще будет очень сложным для страны. Но по крайней мере за этот год необходимо создать базу, основу для того, чтобы дать толчок для развития экономики страны. Это будет основная задача, которая стоит перед нами. И сейчас мы работаем над тем, чтобы перекрыть все каналы утечки бюджетных денег. Довольно много на сегодня у меня вопросов к нашим министрам...
- И к министру транспорта?
- Нет, не только к министру транспорта, практически к руководителям всех министерств. Мы направили материалы, связанные с реализацией, то есть из контрольных мероприятий, которые были в 2008, 2009 годах, когда проверялся определенный период финансовой деятельности о фактах нарушения и хищения, давалась оценка деятельности должностных лиц, принимавших решения и допускали эти нарушения, чтобы министры разобрались с материалами и навели порядок.
Реакция, какая есть со стороны наших министров, теперь уже действующих, к сожалению, абсолютно не такая, какая должна быть. И многие чиновники, принимавшие участие и были задействованы в этих схемах, до сих пор работают, находясь на государственной службе, что вообще не должно быть. Положительные сдвиги есть, я бы не сказал, что все так плохо, но у меня есть претензии к реализации материалов нашей контрольно-ревизионной службы и до тех управленческих решений, которые они сегодня принимают.
- Ефименко может грозить отставка за то, что не пускал ваших ревизоров?
- Я же не могу принимать такие решения, это дело Кабинета Министров и там же не один Ефименко, у нас только на сегодня около 40 фактов препятствования нашим работникам во время проведения национального аудита. Где министры оперативнее реагируют, а где, увы, игнорируют, поэтому приходится обращаться к Премьер-министру, к вице-премьерам, которые курируют, мол, принимайте меры и дайте нам возможность работать. Я же не буду вызывать ОМОН и вместе устраивать ревизии, мы все же цивилизованное государство.
Есть мера ответственности каждого чиновника и должностного лица, согласно действующему законодательству, хорошее оно или плохое, давайте мы будем выполнять нормы закона, сами руководствоваться законами и всех других приучать. Плохой закон - давайте сядем и решим проблему, вынесем на заседание парламента или правительство его рассмотрит, а потом передадим в парламент, будут внесены соответствующие изменения и он станет лучше. Вот те новые нормы, которые будут приняты в рамках действующего закона, мы все их будем выполнять и будем в одинаковых условиях. Демократия у нас превратилась в анархию, а как насчет ответственности, - у нас об этом почему-то никто не вспоминает, а ведь в законе есть и права и обязанности.
- Ну а теперь, когда Президент получил такие грандиозные права, которые, по словам оппозиции, даже превышают полномочия Кучмы, Вам должно быть все-таки легче, если вы, фактически, выполняете его распоряжения?
- Со стороны Виктора Федоровича и в 2006 -2007 годах у нас была самая большая поддержка по реализации наших задач. И кто бы, что не говорил и не рассказывал, я открыто каждому могу сказать «в глаза», что за все время работы, когда Виктор Федорович был Премьер-министром, он никогда не звонил и не ставил задач относительно привилегий. Всегда было одно жесткое требование и мне в этом было гораздо легче - главное закон. Этого же принципа Президент Янукович придерживается и сейчас.
Источник: http://imk.ua/ru
ФОТО: image.tsn.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий