Что мы знаем о нынешней России? Совсем немного. Только то, что нам преподносят средства массовой информации. А это, как правило, мнения и высказывания политиков. Причем, крайне противоречивые. То есть, четкого представления о том, как и чем живут сегодня россияне, у нас нет. Москва не в счет. Москва, всем известно, - это привилегированное государство в государстве. Как и Киев в Украине. Здесь же речь пойдет о российской глубинке, где жизнь людей мало чем отличается от нашей…
ДОРОГО, НО СПОКОЙНО И С УДОБСТВАМИ
Уровень сервиса на железной дороге – это показатель нашей цивилизации. На мой взгляд, этот показатель заметно меняется к лучшему. Как в Украине, так и в России. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление, когда в июле нынешнего года я путешествовал по маршруту: Запорожье – Саратов – Запорожье.
Этот маршрут мне хорошо знаком. Периодически, с интервалом в несколько лет, я езжу по нему к родным, в Саратовскую область. И каждый раз обязательно одним и тем же поездом: «Симферополь – Екатеринбург».
Еще несколько лет назад о достойном сервисе в этом поезде можно было только мечтать. Он ничем не отличался от поездов советского периода, где все было одинаково серо и неуютно, где легко можно было нарваться на грубость проводника.
Теперь картина там совсем другая. Сразу при входе в вагон замечаешь исключительную чистоту и порядок во всем. Причем, этот порядок поддерживается на всем пути следования поезда. Проводники, а это, в основном, молодые женщины, тактичны и вежливы с пассажирами.
При пересечении границы охотно объясняют и помогают пассажирам заполнять декларацию. В отличие от прежних лет, неплохой порядок поддерживается теперь и в туалетах поезда. Во всяком случае, туалетное мыло и туалетная бумага там всегда имеются.
Но больше всего приятно удивило меня, когда проводница Оксана принесла мне пакет с постельными принадлежностями. Простыни безукоризненно чистые, хорошо отглаженные, белоснежное полотенце. Спрашиваю: «Сколько я должен за такое удовольствие?». «Нисколько, - отвечает, - это входит в стоимость билета».
При продаже билета в запорожской кассе мне этого, к сожалению, не объяснили. Недобросовестная проводница могла бы воспользоваться этим и взять с меня вторично. Но, как я убедился, для работников поезда честь дороже денег. Потом, как сообщила мне Оксана, они получают необходимую зарплату и дорожат своим местом.
Переезд границы у Красной Могилы Донецкой области всегда был утомительным для пассажиров. Поезд задерживался, как правило, на два-три часа. Особенно неприятно было проходить таможенный досмотр в ночное время, когда люди спят.
Теперь процедура досмотра как с украинской, так и с российской стороны сведена до минимума. Задержка на границе длится в общей сложности чуть более часа. По-моему, теперь пограничники и наши, и российские научились общаться с пассажирами во время проверок.
Если раньше наблюдались с их стороны случаи грубости, то теперь сказать этого я не могу. С пассажирами они обращаются корректно и достаточно тактично. Ну, разве что, некоторые из них забывают иногда при входе в купе поздороваться или при уходе пожелать пассажирам счастливого пути. Конечно, это мелочь, но, поверьте, неприятно видеть представителя государства, который по- казенному обращается с людьми.
Приятно отметить, что за последние годы железнодорожные вокзалы и в Украине, и в России заметно преобразились. Даже небольшие станции смотрятся нарядно, по-праздничному. Здания вокзалов и прилегающие к ним постройки отремонтированы, приведены в порядок. Чувствуется, что руководство железных дорог соседних государств держит эти вопросы под контролем.
Любопытная деталь. В районе станций Ясиноватая и города Красноармейск, что в Донецкой области, большинство служебных помещений и даже некоторые жилые дома выкрашены в бело-голубой цвет. Даже в этом проявляется политическая приверженность жителей этих мест. Интересно побывать бы на западе Украины. Там, наверное, модным считается цвет оранжевый.
И еще один момент, связанный с железными дорогами. На российских железнодорожных переездах, кроме шлагбаума, устанавливают две металлические плиты, которые автоматически поднимаются при закрытии шлагбаума. И тем самым закрывают проезд для автотранспорта. Тут уже никакой лихач не сможет проскочить при закрытом шлагбауме. Я так понимаю, что это устройство предотвращает трагедии на железнодорожных переездах. К сожалению, таких устройств на железных дорогах Украины я не заметил.
Да, железнодорожные билеты сегодня достаточно дорогие. За поездку в купейном вагоне до Саратова мне пришлось заплатить более 500 гривен. Во столько же обошелся мне и обратный путь. То есть, в России цена на железнодорожные билеты такая же примерно, как и у нас. И все-таки впечатления от поездки остались хорошие, потому что условия для пассажиров стали теперь куда лучше, чем раньше. Как говорится, дорого заплатил, зато по-человечески ехал.
РОССИЙСКИЕ КОНТРАСТЫ
Стоит только пересечь границу у станции Красная Могила и перед вами открываются бескрайние Сальские степи. Тут уже любоваться нечем: ни лесов, ни рек, ни садов. Сплошная полупустыня. Лишь изредка мелькают старые деревеньки, где доживают свой век пенсионеры. Туда еще не дошла большая цивилизация. Даже газ имеется не во всех селениях и это при том, что Россия является газовым монополистом.
Среди этого монотонного степного пейзажа особенно ярким и нарядным показался мне вокзал узловой станции Лихая. Это Ростовская область. Там поезд стоит минут 20. Вышел из вагона размяться. Обошел вокзал, подхожу к памятнику Ленину, который стоит в небольшом скверике возле вокзала.
Тут же, в скверике, сидят пассажиры, ожидающие своего поезда. Решил сфотографировать памятник, выбираю удобную позицию. Шустрый мальчишка лет семи заинтересовался моими действиями, подошел, наблюдает.
- Знаешь, кто это? - спрашиваю.
- Знаю, - говорит, - это Ленин.
- Хороший он человек? - продолжаю.
- Плохой, - отвечает.
- Почему плохой?
- Потому что царя убил!
Неожиданный серьезный ответ мальчишки рассмешил меня и в то же время навел на размышления. Этот эпизод красноречиво говорит о том, как нынешнее подрастающее поколение относится к своей истории.
Для них эта история видится уже совсем в ином свете, чем преподносили ее нам. Они живут настоящим и мало интересуются прошлым. В этом я убедился чуть позже, общаясь со своими внуками – школьником и студенткой ВУЗа. Об истории России, тем более Украины, у них самое смутное представление.
Мне нравится путешествовать поездом. Смотришь в окно и видишь, как перед глазами проплывают картины, сменяя одна другую. Словно на кинопленке. Только что был степной пейзаж и вот уже передо мной расстилается водная гладь, которой не видно конца. Это Цимлянское море, результат строительства Волго-Донского канала. Когда-то это была всесоюзная стройка, о ней много писали и говорили.
Волгоград открылся как-то неожиданно. Город растянулся вдоль Волги на десятки километров. Из окон вагона хорошо видны многочисленные башенные краны. Город интенсивно строится.
Впрочем, у нас в Запорожье новостроек не меньше. На вокзале шум и суета. Продавцы предлагают все, что твоей душе угодно. Ясно, не дешево. На вокзалах дешевого не найдешь. Мужчина лет пятидесяти, подойдя к вагону, оглянувшись по сторонам, негромко предлагает водку, рекламирует ее как волгоградскую. От нечего делать вступаю с ним в разговор, спрашиваю, чем примечательна его продукция.
«Как? - удивляется он. – Это же «Волгоградская»! Нигде вы больше такой не найдете. Берите, это память о городе-герое Волгограде».
Водка мне не нужна, а поболтать хочется. Говорю: «У нас в Запорожье есть еще лучшая водка – «Хортица». А Хортица, как известно, колыбель казачества».
И тут мой собеседник, забыв о водке, встретив человека, небезразличного к своей истории, раздраженно и возмущенно начал мне доказывать, что казачество началось не с Хортицы, а с Дона.
И что именно донские казаки являются прародителями всех других казачеств. Передо мною был явный последователь Жириновского. Даже по характеру похожий на него. Меня распирало любопытство, я уже не мог остановиться, говорю: «Ладно, с казачеством все ясно. А как вы оцениваете политическую ситуацию в России и в Украине?». «Водочник» с тем же запалом отреагировал на мой вопрос: «Если бы сейчас я увидел Путина, я бы плюнул ему в лицо. А вашего Ющенко вообще растоптал бы».
«По-моему, - говорю, - вы не правы. О Путине многие россияне отзываются положительно».
Продавец водки уже не говорил, а кричал, привлекая внимание прохожих: «За что можно хвалить Путина? Ничего доброго он нам не сделал. Такая богатая страна, все у нас есть, а мы живем бедно! Вы думаете, от хорошей жизни я торгую водкой? Работы нет, вот и приходиться зарабатывать на жизнь таким образом. А ваш Ющенко вообще не думает о своем народе, тянет Украину в НАТО».
Не удержался я и подкинул своему собеседнику вопрос по Крыму. Тут он вообще вышел из себя: «Никакого вам Крыма! Крым был и останется российским».
Должен сказать, что это был единственный встреченный мною россиянин, который так резко и однозначно высказался о руководителях России и Украины. Другие, а их было немало за три недели моего пребывания в России, высказывались более сдержанно.
Большинство, не восторгаясь деятельностью Путина и Медведева, даже критикуя их, говорили, что на сегодняшний день они не видят им в России альтернативы. Отмечали, что в стране, благодаря Путину, установился более-менее нормальный порядок. Короче говоря, отношение рядовых россиян к своим руководителям государства спокойное. А вот Ельцина они ругают, на чем свет стоит. Называют его шутом и т.д.
О политической ситуации в Украине отзываются по-разному. Большинство опрошенных считают, что это игра украинских политиков, которая по их словам, ничего хорошего украинскому народу не даст.
Инженер-электрик из села Воскресенское Саратовской области высказался так по этому поводу: «Нам надоело смотреть этот дурдом, который тянется уже не один год». Более деликатно и точно, на мой взгляд, сказала об этом жительница города Энгельса, предприниматель Галина. Она выразилась так: «Грустно смотреть на то, что у вас происходит».
Нет, рядовые люди в России не считают Украину «врагом №3», как это подают у нас некоторые средства массовой информации, ссылаясь на опросы, которые якобы проводились в России.
С разными людьми я говорил на эту тему. И все они настроены на дружбу и сотрудничество с украинским народом. Считают, что Украина и Россия, как два соседних независимых государства, должны жить в мире и дружбе.
Конечно, многие россияне не понимают, почему часть украинцев стремится в НАТО. Но они и не выступают против этого категорично, считают это личным делом украинского народа. По Крыму тоже я не услышал от своих российских собеседников однозначного ответа.
Например, жительница Саратова Ольга Петрова, сказала, что ей трудно разобраться в украинской ситуации, поскольку разные телеканалы подают противоречивую информацию о событиях в Украине. То есть, российские СМИ поступают точно так же, как и наши средства массовой информации, когда речь идет о событиях в соседнем государстве.
В саратовской глубинке последний раз я был три года тому назад. За это время больших перемен там не произошло. Правда, появились новые магазины и рынки, хотя это не показатель благосостояния людей. Кое-где обновились дороги. Больше стало дворцов.
А что касается безработицы, то она никуда не делась. По-прежнему жители малых городов и районных центров вынуждены искать себе работу в Саратове или в Москве. Уровень заработной платы остается невысокий, примерно такой же, как и у нас в области.
А вот пенсионеры российские относительно наших живут получше. И эта разница особенно обозначилась с нынешнего года, когда под давлением профсоюзов и общественности, был принят закон о льготах для ветеранов труда.
Ветеранами труда в России считаются женщины, имеющие трудовой стаж 35 лет и мужчины – 45 лет. Эта категория людей теперь пользуется 50-процентными скидками по всем видам коммунальных услуг, по оплате за телефон и проезде в общественном транспорте.
В Украине ветераны таких льгот не имеют. У нас есть категория пенсионеров, так называемые «дети войны», которые пользуются льготами по оплате за газ и электроэнергию. Но только со скидкой 25 процентов. С первого августа базовая пенсия россиян повысилась на 15 процентов. Кстати, у нас она тоже увеличилась, хотя и не на столько, как в России.
Николай Зубашенко, журналист
Запорожье – Саратов – Запорожье,
Продолжение следует
Фото: www.proshkolu.ru, www.nadietah.ru, stepnoy-sledopyt.narod.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий