вторник, 6 марта 2012 г.

Эксклюзивное интервью Константином Боровым о бизнесе и политике.


 Известный политический деятель и крупный бизнесмен России рассказал журналу о режиме Путина, политической обстановке, кто такой Прохоров и про особенности бизнеса в России.
Эмиль Нуралиев: Здравствуйте, сегодня у нас в гостях известный бизнесмен и политик Контантин Боровой.
Максим Купричёв: Здравствуйте, нам очень приятно, что вы сегодня пришли к нам в гости для обсуждения такой интересной темы и первый вопрос будет следующим: Как вы думаете, то что крупные бизнесмены так рвутся в политику,
то что их так стало много в различных политических партиях это хорошая тенденция или же негативная плохая?
Константин Боровой: Ну, я не думаю, что они рвутся в политику. Проблема ведь в том, что мы унаследовали от Советского Союза  ситуацию, такую как охлократия, идея «всё поделить» доминирует все еще в обществе.  Сегодня многие люди не хотят капитализма. Знаете как, был такой анекдот в самом начале демократического процесса, что все хотят жить как в Америке, а работать как в Советском Союзе. На самом деле создание демократического государства оно не возможно без людей самых ответственных. Например, отцы-основатели Соединенных штатов это вот то, что сегодня называется «олигархами». Они создали эту страну. Они создали принципы. Да им особо не задавал никто вопросов на чем они заработали деньги. Они создали американскую демократию.
Эмиль Нуралиев: Сырьевая экономика в общем.
Константин Боровой: Они заработали деньги на торговле рабами.
Максим Купричёв: Способ не самый хороший.
Константин Боровой: Это не важно, они создали демократию. В России начали создавать демократию, крупные предприниматели. Березовский, Гусинский, Ходорковский.  Ну, это самые известные. На самом деле их было значительно больше. Но в какой-то момент победила вот эта идея охлократическая совершенно, то есть «взять и поделить». Как это так?  Богатые будут управлять всей страной. Мы ведь привыкли к тому, что последняя кухарка должна принимать решения. Вот кухарка может принять только одно решение «взять и поделить». А до тех пор, пока не будут доминировать принципы ответственного решения. Будет это безобразие. Я помню в 91 году  мы создавали биржи. Руководитель комитета  Верховного совета СССР по биржам был таксист бывший.
Максим Купричёв: Хорошо продвинулся.
Константин Боровой: Член Верховного совета, мы с ним часто встречались, разговаривали.  Он простой такой. Я говорю: « Но ты же идиот, ты же не черта в этом не понимаешь, как ты можешь принимать решения?» Он какие-то слова говорил: «Я из народа». Безответственная власть.  
Эмиль Нуралиев: Из народа?
Константин Боровой: Да, из народа. Это профессиональная деятельность. Вот представьте себе, что у вас произошел какой-то юридический казус, вам надо с судом разбираться. Вы куда идете? К адвокату. Да? И вот представьте себе, что все адвокатские конторы – это Шандыбины, которые вам предлагают вашу защиту или врачи. Вот заболел. Вот куда? Вы к профессионалам идете. А тут вот Шандыбины и говорят: «Да нет, сейчас там отрежем эту ногу».
Эмиль Нуралиев: А как вы оцениваете инициативу Михаила Прохорова и его политическую деятельность?
Константин Боровой: Никакой инициативы Михаила Прохорова не было. Было решение Кремля создать партию либеральную, правую и наняли мальчика.
Максим Купричёв: А почему не получилось? Он же вроде не глупый и все возможности есть.
Константин Боровой: Потому что он самостоятельный человек. Он попытался руководить этим процессом. Ему сказали «нет», ты руководить не должен, должен выполнять указания. Вот тебе скажут сидеть – сиди. Скажут молчать – молчи. Он заявления какие-то начал делать, свои мысли высказывать. Этого нельзя.  Мы живем не в условиях демократии. Мы живем сегодня в условиях авторитарного режима,  когда самостоятельные политики невозможны. Его наняли быть куколкой так сказать управляемой. А он подумал, что ему дали проект развития партии. Ни кого это не интересует. Сколько нужно будет, столько и дадут процентов. Бороться за избирателей не нужно. Нужно сидеть и изображать эту часть политического спектра. Он не правильно понял задачу.
Эмиль Нуралиев: Создавать видимость работы?
Константин Боровой: Создавать видимость существования многопартийной системы в России, которой нет и до тех пор, пока этот режим не будет отстранен от власти многопартийной системы не будет.
Эмиль Нуралиев: Как вы думаете в 2012 году будет смена политического вектора или нет?
Максим Купричёв: Вероятность есть?
Константин Боровой: Нынешняя власть не настроена на сколько-нибудь модернизацию системы власти. Она нужна. Без этого Россия задыхается. Эффективность экономики падает каждый день. При 19 долларах за баррель Россия выживала в 96-м году, а сегодня не выживает и при 120 долларах за баррель. В тот момент, когда цена на нефть упадет, а она упадет очень скоро до 50-60 долларов за баррель. Наша страна превратиться в банкрота. Нечем будет выплачивать всю заработную плату. Нечем будет платить пенсии.
Эмиль Нуралиев: А как вы считаете, сегодня какая партия могла бы противостоять нынешней власти?
Константин Боровой: Сегодняшняя власть создала условия, когда функционировать никакая независимая самостоятельная политическая партия не может. Ее не зарегистрируют, как это было с Парнас, ей не дадут производить избирательный процесс, ей не дадут общаться с избирателями. Я думаю, что когда эти перетрубации, этот сложный процесс в России начнется, возникнет несколько политических партий, настоящих, не шутовских как ЛДПР, Жириновского и коммунистов, которые сегодня уже на все согласны, а настоящие политические партии.
Максим Купричёв: Сегодня к бизнесменам народ относится не очень хорошо, а если бизнесмены еще и в политике, то вдвойне плохо. Если мы возьмем США, того же Майкла Блумберга, мэр Нью-Йорка. Он миллиардер, крупный бизнесмен. Его народ сначала не встретил, однако уже не знаю, на какой срок его переизбирают, потому что он из Нью-Йорка конфетку сделал. Вот что должно у нас в стране случиться с народом, чтобы народ воспринимал бизнесмена не как «вора», а как человека, который может изменить что-то к лучшему, как качественного управленца?
Константин Боровой: Общество находится сейчас под воздействием очень мощной пропаганды такого советского типа. Это реклама не существующего, не существующих отношений. Вот есть некоторая группа силовиков, которые борются с влиянием криминала, влиянием предпринимателей. Легко понять, что эта группа и есть олигархи и есть люди, которые сочетают в себе владение огромной собственностью. Один из руководителей нашей страны по оценкам западных специалистов владеет $450 млрд.
Эмиль Нуралиев: Но это же не доказанный факт.
Константин Боровой: Ну, это экспертная оценка. Даже когда Forbes дает оценку, тоже ориентируется не на объективные данные.
Эмиль Нуралиев: Сейчас Москва на первом месте по количеству миллиардеров в мире, этим можно гордиться?
Константин Боровой: Я не думаю, что Москва на первом месте по количеству миллиардеров в мире.
Эмиль Нуралиев: Но это по оценке Forbes..
Константин Боровой: Это же сырьевые миллиардеры. Вот сейчас чуть-чуть упала цена на нефть и этих миллиардеров не стало в момент. Это бизнес, который сопровождается государством, это не в полной мере рыночная экономика . Поэтому оценка миллиардер – не миллиардер, очень сложная в России.

Максим Купричёв: Как вы думаете, почему народ не интересуется политикой? Мы проводили опрос в своем журнале, и многие отвечали: «Меня политика не интересует».
Эмиль Нуралиев: И «Я не пойду голосовать».
Максим Купричёв: Тогда что они хотят?
Эмиль Нуралиев: Такая тенденция получается: насколько народ не интересуется политикой, настолько политика не интересуется народом.
Константин Боровой: В 91 году люди поняли, что от них что-то зависит, от их политической активности. Они ходили на митинги, на Манежке, многие не знают, были митинги по пол миллиона человек. От народа что-то зависело. Начиная с 2000-го года, может чуть-чуть раньше, была деформирована политическая система России, что люди поняли, что от них ничего не зависит. Не имеет смысла принимать участия в политической деятельности. Люди выживают. Вот в тот момент, это произойдет очень скоро, когда они поймут, что они уже выживают, когда эффективность политической и экономической системы будет такова, что они выживать не смогут. Как в Советском союзе было в 90-м году – пустые полки, есть нечего. Деньги есть, а есть нечего.
Максим Купричёв: А потом наоборот, денег нет, а полки полные.
Константин Боровой: На грани голода существовал Советский Союз. Речь шла в 91-92-м году о гуманитарной помощи. Приходили корабли с лекарствами,  с питанием, с одеждой. Сегодня экономика при помощи проникновения в нее нефтедолларов она может существовать, но через некоторое время она не сможет существовать.
Константин Боровой: Я думаю, что граждане в этот момент заботясь о собственном выживании, начнут интересоваться политикой, начнут думать, включится мыслительный процесс, который сегодня заторможен. «От меня ничего не зависит», - думает человек. - «Чего я пойду на митинг? Ну побьют меня, все равно ничего не измениться». А вот в тот момент, когда от него будет зависеть его жизнь, физическая жизнь, он пойдет на улицы. В этот момент очень хотелось бы, чтобы граждане не сделали выбор связанный с фашистами, с радикальным национализмом. Потому что это гражданская война, это полная дезинтеграция России. Это конфликты изоляция, голод, проблемы. К сожалению, современная власть делает все, чтобы Россия в конце-концов пошла этим путем.
Максим Купричёв: Смотрите, в США существует множество бизнесменов, которые действительно сделали себя сами. Мы этим особо похвастаться не можем, потому что у нас сырьевые бизнесмены. То есть, что осталось после развала Советского Союза кто что смог себе так сказать «отхватил». Кто нефтезавод, кто металлургический завод. Если даже по списку Forbes посмотреть. То же самое мы с вами и увидим. А когда мы увидим бизнесменов, которые сделали себя сами уже в России? Будем любоваться на наши отечественные бренды. Не на Google, не на Apple, а на наши собственные?
Константин Боровой: У нас много отечественных брендов, много предпринимателей, которые сделали себя сами.
Максим Купричёв: Но их никто не знает в мире? Даже в России очень мало знают.
Константин Боровой: Ну, например Касперский.
Максим Купричёв: Ну, он только один.
Константин Боровой: Нет, ну таких фирм огромное количество. Вы так сказали:  «Каждый отхватил себе и теперь…». Это предпринимательская деятельность. Началась ваучерная приватизация, у каждого гражданина появились ваучеры, появились ресурсы, с помощью которых можно было приобрести собственность. Часть людей поменяли эти ваучеры на бутылку водки, большинство. А вот Олег Дерипаска студентом был. Первые его сделки были на бирже, которой я руководил. Он даже не каждый день ел.
Он начал занимать деньги, продавать все, что ему принадлежало. Так купил ваучеры и приобрел завод. Сначала маленький, потом больше. Никто из Российских предпринимателей не заработал свои деньги на торговле наркотиками или торговле рабами. Все они прошли  нормальный путь. Михаил Ходорковский, сначала Минатеп, банковская группа, кредиты, потом эта группа вроде за $25 млн. приобрела компанию, которая платила государству десятки миллионов долларов, чтобы она существовала, чтобы люди зарплату получали.
Он ее приобрел, провели очень радикальную рационализацию деятельности компании, пригласили американских специалистов. Затратили огромные деньги. Компания стала прибыльной. А потом, когда цена на нефть поднялась, она стала очень прибыльно. Он стал миллиардером. Вот вы так говорите «они отхватили себе». Они не отхватили себе. Я знаю многих предпринимателей, которые продавали последнее для того, чтобы приобрести бизнес.
Максим Купричёв: Рисковали в таком случае.
Константин Боровой: Было огромное количество людей, которые это видели и не хотели рисковать. Сегодняшнее объяснение, что они стали там миллиардерами, потому что они наворовали. Это позиция недоумков, которые не хотели рисковать, которые не хотели вкладывать деньги, которые боялись этого.
Боялись, что завтра все поменяется и вернется Советский союз и все отнимут. А были люди, которые рисковали всем. Ни одного из крупных предпринимателей я не знаю того, кто бы заработал деньги не честным путем. Ни одного. Вот все говорят, что вот они наворовали и все. Но когда начинаю разбираться, то никто ничего не наворовал. Все проделано честным очень последовательным путем. Ходорковский, все понимают, что это политически мотивированный процесс. Способ отнять компанию Юкос у него и у Невзлина. Вот это воровство.
Эмиль Нуралиев: Такая ситуация получается, если взять того же Ходорковского, то он по оценкам нелегальным путем присвоил себе нефть, продавал ее и всю прибыль инвестировал в акции иностранных компаний. В Россию в принципе ничего не шло.
Константин Боровой: Что такое «присвоил себе нефть»? Он добыл нефть. Вы подметая улицы и зарабатывая, присваиваете себе мусор что ли? Что за глупость. Он зарабатывал. Он создал компанию,  добыл нефть, он ее продал. Присвоил, заработал какие-то деньги. Он имеет право на них делать все, что угодно. Что такое? Вы заработали деньги, а вы на эти деньги покупаете какие-то иностранные брюки, какой-то свитор. Наши покупайте. Что это такое? Ну-ка вас в тюрьму. Это охлократия, это плебейство.
Какое вы имеете право указывать, чего ему делать на заработанные деньги, с которых он заплатил налоги. Он приобрел себе иностранные компании. А один из руководителей нашего государства владеет в Германии иностранной компанией за $25 млрд. Имеет право. Но он правда своровал эти деньги и мы у него их потом попросим, если будет такая возможность.
Эмиль Нуралиев: Как вы считаете, государство сильно давит на малый и средний бизнес и вообще на бизнес в целом?
Константин Боровой: Сегодня существовать, функционировать малый и средний бизнес в России не может. Вот вчера мне рассказывал молодой человек, он открыл компанию в Китае, снял помещение, к нему приходит пожарник и говорит: «Вот открыл компанию, давно?» – «Вчера». Он посмотрел и говорит: «Погоди». Через 2 часа возвращается, повесил огнетушитель, какую-то систему там установил, еще что-то и чеки ему положил из магазина. Вот я тебе все купил, ты не волнуйся, не думай, что у тебя там пожар будет.
Все заинтересованы в том, чтобы развивалась экономика. Развивается экономика – чиновники получают зарплату. А у нас наоборот все получилось. Чиновники душат. Сейчас уже пошел этот процесс. Сокращается пространство бизнеса. Они уже привыкли паразитировать, а бизнес сокращается. Сегодняшняя система она не позволяет противостоять чиновникам. Любой бизнес душится со временем.
Максим Купричёв: А если бы вы сейчас, в данном случае, обладали бы полномочиями изменить современную нашу систему, вот чтобы вы конкретно изменили?
Константин Боровой: Сегодня нужно восстанавливать демократические основы. То, что было заложено конституцией 93-го года. Выборность, сменяемость власти, выборность губернаторов. Это основа, это база. Это то, на чем все остальное стоит. До тех пор пока не будет восстановлена демократия, не будет экономической демократии, не будет экономических свобод. Я уже говорил, что с каждым годом эффективность современной экономической системы в России падает. Чтобы остановить это падение, необходима смена власти. Нужны другие люди.
Эмиль Нуралиев: Сменяемость власти. А вот именно кого? Если брать другие партии, то там …
Константин Боровой: Сегодня нет политических партий в России. Ну что вы? ЛДПР – шутовство, коммунисты – никто, Единая Россия, Справедливая Россия – это просто бюрократы, которые как в министерство нанимаются на должность.
Максим Купричёв: Так, получается, если новую партию создавать, ее все равно не пустят. Так что бессмысленно получается?
Эмиль Нуралиев: Достойных кандидатов тоже вроде нет.
Константин Боровой:  В современных условиях создать новую партию нельзя. Потому что власть противостоит,  и будет противодействовать всеми силами. Потому что любая активность общества приведет к смещению. Я думаю, что эта власть будет отстранена революционным путем. В тот момент, когда эффективность экономики упадет так, что  они уже перестанут кормить народ. Это значит, что люди перестанут получать зарплату, пенсионеры – пенсию и произойдет такая не очень цивилизованная смена власти через уличные акции. Так возникнут новые политические партии  новые и лидеры. Спасибо Константин Натанович, нам было очень приятно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий