Болгарский совок начался в 1944 году, был чем-то похож на польский и румынский (и отличался в лучшую сторону от совсем уж тоскливой жизни в СССР), а закончился в 1989 году — когда Болгария выбрала путь цивилизованного развития. С момента конца болгарского совка прошло уже 30 лет — но его следы ещё можно увидеть по всей стране — это и
достаточно печальные панельные районы (с бодрыми названиями "Младость" и "Дружба"), которыми застроены все окраины Софии, и всякие советские памятники — вроде родного дома товарища Тодора Живкова, и даже целый "коммунистический храм" под названием Бузлуджа.
В сегодняшнем очень интересном посте — мы проедемся по всем этим местам, и я наглядно покажу вам, что осталось от болгарского совка.
Дом Тодора Живкова.
Последним руководителем болгарского совка был товарищ Тодор Живков — он просидел в кресле руководителя Народной Республики Болгария (так тогда называлась страна) с 1954 по 1989 годы — аж 35 лет. Тодор Живков считался оносительно мягким правителем в сравнении с каким-нибудь абсолютно отмороженным Чаушеску (который хотел строить режим как в Северной Корее и устроил настоящий культ личности) — но был тоже вполне закоренелым совком и собирался уйти с трона только вперёд ногами.
Этим планам товарищу Тодору помешало его смещение в 1989 году — болгары перешли от совкового "социализма" на путь нормального развития достаточно мягко, без эксцесов — в отличие от Чаушеску, который как известно следил за здоровьем, но умер от перенасыщения свинцом — товарищ Тодор Живков был просто отпрален на пенсию и мирно прожил до 1998 года. В его доме, который находится в городке Правец — сейчас музей, на дверях калитки которого указано, что товарищ Тодор Живков является почетным гражданином города.
Помимо самого дома Тодора Живкова, на участке есть также собственно музейный комплекс — в нескольких залах которого размещаются подарки, которые товарищу Тодору Живкову везли от имени руководителей "дружественных социалистических стран". Главным обрзом это оружие и всякая вычурная посуда из глины либо металла, а также всякие национальные сувениры.
Булавы и мечи для "Светочи Болгарии, что ведёт трудовой болгарский народ в светлую эру Коммунизма".
И автоматы, чтобы отстреливать всех, кто мешает в этом великом походе.
А вот дом, в котором в 1911 году родился товарищ Тодор Живков. Скорее всего — это уже более поздняя реновация, дом выглядит весьма свеженьким — скорее всего, дом был реконструирован или вообще заново отстроен в пятидесятые-шестидесятые годы, во время правления Живкова.
Дом небольшой. На первом, каменном этаже когда-то было хранилище для припасов — это что-то вроде высокого эксплуатируемого подвала. Дверь слева — вход в дом, а деревянная площака справа предназналась для сна на улице в жаркую погоду.
Внутри всё подчеркивает, насколько скромно жила семья товарища Тодора Живкова. Это кухня-гостиная, она же прихожая. Внутри небольшой открытый очаг и маленький низкий столик, направо — небольшая кухня с горшками и плошками.
Налево от кухни находится спальня — спальное место находится на полу и усыпано вышитыми подушками — всё чем-то напоминает традиционное турецкое жильё, что в общем-то неудивительно для Болгарии.
А на одной из стен висит картина из серии "старая болгарская коммунистка рассказывает юным пионерам о трудных временах" — всё в точности так же, как было в советской пропагандистской литературе.
Центральная площадь самого городка Правец перестроена в стиле "социалистический модерн" и чем-то напоминает город Славутич — после посещения родного дома товарища Тодора Живкова болгарских пионеров, а также гостей страны в обязательном порядке вели сюда, чтобы показать, "как похорошела Болгария при нашем товарище Тодоре".
Здесь же находится несколько "образцово-показательных" жилых домов — которые в общем-то сильно отличаются от реального болгарского совкового жилья, которое я вам покажу ниже.
Как сами болгары относятся к такому музею, посвященному памяти Тодора Живкова, который считается последним болгарским диктатором? Многие выступают за снос музея, так как считают, что он является частью культа личности Живкова, что в лёгкой форме существовал в социалистчиеской Болгарии. Впрочем — пока что музей продолжает работать.
Софийский сóвок.
Образцово-показательные дома в городке Правец в количестве трёх штук показывали образцово-показательную "витрину социализма", хотя 99% остальных социалистических болгарских зданий выглядели совсем иначе — всё как в том анекдоте про ад (мол, не не стоит путать промо-акцию с действительностю). Буклеты рисовали просторные и светлые дома — хотя на самом деле болгарские панельки мало чем отличались от советских, построенных в СССР.
Вот так выглядит типичный совковый двор в Софии — местами здесь остались даже те самые совковые детские площадки, которые были весьма опасными.
Болгарские совковые окраины — район "Дружба", который стал прототипом Сити-17 из игры-антиутопии Half-Life 2. Квартиры в домах небольшие, во дворах полно неокультуренного пространства.
Вот тоже типичный болгарский совок — всё выглядит как какой-нибудь типичный полузаброшенный совковый город из средней полосы РСФСР и уж точно мало похоже на ту "промо-акцию социализма", которую можно увидеть в родном городе товарища Живкова.
Жильё на советских окраинах города значительно дешевле, чем в центре города — условия и среда здесь намного хуже. Не знаю почему — но болгары никак толком не реновируют советские панельные окраины, остави всё, "как есть". Скажем, в той же Польше или Эстонии совершенно иная ситуация — почитайте мои материалы по ссылочкам.
Внутри панельных кварталов легко можно увидеть такое:
В подъездах — какие-то заброшенные магазины, вокруг которых валяется мусор.
Согласно теории разбитых окон, подобная среда порождает и соответствующее поведение граждан — вот так болгары паркуются в своих спальных районах. Никто не чувствует место за порогом квартиры своим домом — всё как в бывшем СССР. Даже застеклённых балконов с тем самым хламом вроде наволочек с окаменевшими подлещиками и лыжами "телеханы" хватает.
В общем, вот так выглядят остатки болгарского совка (сами болгары произносят это слово с ударением на "о" — "болгарский сóвок") в Софии. Да — видимо, не о таком будущем мечтал товарищ Тодор Живков. Лучше бы он умных экономистов читал, чем такими экспериментами заниматься.
Бузлуджа.
Ещё одним остатком болгарского сóвка является Дом-памятник Бузлуджа, построенный на одноимённой горе, в 12 километрах от Шипкинского перевала. Место выбрано не случайно — болгарские коммунисты хотели увековечить свои деяния, дабы люди относились к ним с тем же "священным трепетом", с которым относились к освободительной войне 1877 года, одним из эпиздодов которой стала оборона Шипки.
Сложно сказать, для чего именно был построен дом-памятник. Хоть здание и обладает поистине колосальными размерами и внутренними объёмами — в нём не проводилось никаких собраний и съездов — место для этого слишком отадлённое и неудобное, да и инфраструктуры вокруг толком нет. Единственное назначение объекта (построенного в форме гигантской летающей тарелки) — быть святыней. Бузлуджа была чем-то вроде советского храма, возле которого происходили массовые приёмы в пионеры, в комсомол и в члены БКП. Ещё возле Бузлуджи коммунистические заправилы Болгарии время от времени принимали иностранных товарищей, а также отчитывались об успехах бригадирского движения и трудовых земледельческих хозяйств.
После 1989 года "всенародная поддержка" коммунистов растворилась в небытии, Бузлуджа полностью заброшена и медленно разрушается. Вот так выглядит подъезд к этой вершине — находящаяся на пустынной горной вершине бетонная "летающая тарелка" производит сюрреалистическое впечатление.
А вот так Дом-памятник выглядит вблизи. Крыша здания частично разобрана, а частично обвалилась — что можно разглядеть в продолговатых окнах "тарелки".
Видимо, возле памятника были ещё какие-то скульптурные группы, но сейчас они полностью демонтированы — остались только бетонные постаменты, из которых выглядывает ржавая арматура. Качество строительства не ахти — как и любой знаковый коммунистический объект, Бузлуджу возводили "ударными темпами" — что не могло не сказаться на качестве.
Стены вокгуг "тарелки" изрисованы граффити — главным образом, это просто ничего не значащие теги, но есть и несколько анти-коммунистических лозунгов.
Задняя часть комплекса с огромным шпилем — полагаю, что внутри был установлен лифт, а на самой вершине когда-то была смотровая площадка — куда могли подняться избранные болгарские коммунисты, а также важные гости страны. Осмотреть, так сказать, владения.
Комплекс Бузлуджа постепенно разрушается. Бетонные стены ещё держат форму, но сварные швы уже постепенно подтачивает вода — попадая в плохо загерметизированные стыки, вода замерзает зимой, расширяясь — чем немного увеличивает щели — и что в итоге приведёт к полному разрушению объекта. А ещё обратите внимание на то, что зелёные стеклоблоки в проёме между двумя стенами практически полностью разбиты камнями.
Возле входа ещё остались надписи о советской партии и коммунизме, а также об их "вечных победах".
Буквы постепенно осыпаются — вечность отмерила им срок в 30 лет.
Внутри объекта всё давно разрушено — из Бузлуджи тянет бетонной сыростью и тленом, и слышатся звуки капающей отовсюду воды.
В современной Болгарии обсуждают возможность создания в Бузлудже нечто вроде "музея коммунизма", который рассказывал бы в том числе и о его отрицательных сторонах — впрочем, пока всё это остаётся лишь на уровне обсуждений.
А вокруг вот такие виды — они прекрасны сами по себе, и без всякой идеологии)
Такие дела.
достаточно печальные панельные районы (с бодрыми названиями "Младость" и "Дружба"), которыми застроены все окраины Софии, и всякие советские памятники — вроде родного дома товарища Тодора Живкова, и даже целый "коммунистический храм" под названием Бузлуджа.
В сегодняшнем очень интересном посте — мы проедемся по всем этим местам, и я наглядно покажу вам, что осталось от болгарского совка.
Дом Тодора Живкова.
Последним руководителем болгарского совка был товарищ Тодор Живков — он просидел в кресле руководителя Народной Республики Болгария (так тогда называлась страна) с 1954 по 1989 годы — аж 35 лет. Тодор Живков считался оносительно мягким правителем в сравнении с каким-нибудь абсолютно отмороженным Чаушеску (который хотел строить режим как в Северной Корее и устроил настоящий культ личности) — но был тоже вполне закоренелым совком и собирался уйти с трона только вперёд ногами.
Этим планам товарищу Тодору помешало его смещение в 1989 году — болгары перешли от совкового "социализма" на путь нормального развития достаточно мягко, без эксцесов — в отличие от Чаушеску, который как известно следил за здоровьем, но умер от перенасыщения свинцом — товарищ Тодор Живков был просто отпрален на пенсию и мирно прожил до 1998 года. В его доме, который находится в городке Правец — сейчас музей, на дверях калитки которого указано, что товарищ Тодор Живков является почетным гражданином города.
Помимо самого дома Тодора Живкова, на участке есть также собственно музейный комплекс — в нескольких залах которого размещаются подарки, которые товарищу Тодору Живкову везли от имени руководителей "дружественных социалистических стран". Главным обрзом это оружие и всякая вычурная посуда из глины либо металла, а также всякие национальные сувениры.
Булавы и мечи для "Светочи Болгарии, что ведёт трудовой болгарский народ в светлую эру Коммунизма".
И автоматы, чтобы отстреливать всех, кто мешает в этом великом походе.
А вот дом, в котором в 1911 году родился товарищ Тодор Живков. Скорее всего — это уже более поздняя реновация, дом выглядит весьма свеженьким — скорее всего, дом был реконструирован или вообще заново отстроен в пятидесятые-шестидесятые годы, во время правления Живкова.
Дом небольшой. На первом, каменном этаже когда-то было хранилище для припасов — это что-то вроде высокого эксплуатируемого подвала. Дверь слева — вход в дом, а деревянная площака справа предназналась для сна на улице в жаркую погоду.
Внутри всё подчеркивает, насколько скромно жила семья товарища Тодора Живкова. Это кухня-гостиная, она же прихожая. Внутри небольшой открытый очаг и маленький низкий столик, направо — небольшая кухня с горшками и плошками.
Налево от кухни находится спальня — спальное место находится на полу и усыпано вышитыми подушками — всё чем-то напоминает традиционное турецкое жильё, что в общем-то неудивительно для Болгарии.
А на одной из стен висит картина из серии "старая болгарская коммунистка рассказывает юным пионерам о трудных временах" — всё в точности так же, как было в советской пропагандистской литературе.
Центральная площадь самого городка Правец перестроена в стиле "социалистический модерн" и чем-то напоминает город Славутич — после посещения родного дома товарища Тодора Живкова болгарских пионеров, а также гостей страны в обязательном порядке вели сюда, чтобы показать, "как похорошела Болгария при нашем товарище Тодоре".
Здесь же находится несколько "образцово-показательных" жилых домов — которые в общем-то сильно отличаются от реального болгарского совкового жилья, которое я вам покажу ниже.
Как сами болгары относятся к такому музею, посвященному памяти Тодора Живкова, который считается последним болгарским диктатором? Многие выступают за снос музея, так как считают, что он является частью культа личности Живкова, что в лёгкой форме существовал в социалистчиеской Болгарии. Впрочем — пока что музей продолжает работать.
Софийский сóвок.
Образцово-показательные дома в городке Правец в количестве трёх штук показывали образцово-показательную "витрину социализма", хотя 99% остальных социалистических болгарских зданий выглядели совсем иначе — всё как в том анекдоте про ад (мол, не не стоит путать промо-акцию с действительностю). Буклеты рисовали просторные и светлые дома — хотя на самом деле болгарские панельки мало чем отличались от советских, построенных в СССР.
Вот так выглядит типичный совковый двор в Софии — местами здесь остались даже те самые совковые детские площадки, которые были весьма опасными.
Болгарские совковые окраины — район "Дружба", который стал прототипом Сити-17 из игры-антиутопии Half-Life 2. Квартиры в домах небольшие, во дворах полно неокультуренного пространства.
Вот тоже типичный болгарский совок — всё выглядит как какой-нибудь типичный полузаброшенный совковый город из средней полосы РСФСР и уж точно мало похоже на ту "промо-акцию социализма", которую можно увидеть в родном городе товарища Живкова.
Жильё на советских окраинах города значительно дешевле, чем в центре города — условия и среда здесь намного хуже. Не знаю почему — но болгары никак толком не реновируют советские панельные окраины, остави всё, "как есть". Скажем, в той же Польше или Эстонии совершенно иная ситуация — почитайте мои материалы по ссылочкам.
Внутри панельных кварталов легко можно увидеть такое:
В подъездах — какие-то заброшенные магазины, вокруг которых валяется мусор.
Согласно теории разбитых окон, подобная среда порождает и соответствующее поведение граждан — вот так болгары паркуются в своих спальных районах. Никто не чувствует место за порогом квартиры своим домом — всё как в бывшем СССР. Даже застеклённых балконов с тем самым хламом вроде наволочек с окаменевшими подлещиками и лыжами "телеханы" хватает.
В общем, вот так выглядят остатки болгарского совка (сами болгары произносят это слово с ударением на "о" — "болгарский сóвок") в Софии. Да — видимо, не о таком будущем мечтал товарищ Тодор Живков. Лучше бы он умных экономистов читал, чем такими экспериментами заниматься.
Бузлуджа.
Ещё одним остатком болгарского сóвка является Дом-памятник Бузлуджа, построенный на одноимённой горе, в 12 километрах от Шипкинского перевала. Место выбрано не случайно — болгарские коммунисты хотели увековечить свои деяния, дабы люди относились к ним с тем же "священным трепетом", с которым относились к освободительной войне 1877 года, одним из эпиздодов которой стала оборона Шипки.
Сложно сказать, для чего именно был построен дом-памятник. Хоть здание и обладает поистине колосальными размерами и внутренними объёмами — в нём не проводилось никаких собраний и съездов — место для этого слишком отадлённое и неудобное, да и инфраструктуры вокруг толком нет. Единственное назначение объекта (построенного в форме гигантской летающей тарелки) — быть святыней. Бузлуджа была чем-то вроде советского храма, возле которого происходили массовые приёмы в пионеры, в комсомол и в члены БКП. Ещё возле Бузлуджи коммунистические заправилы Болгарии время от времени принимали иностранных товарищей, а также отчитывались об успехах бригадирского движения и трудовых земледельческих хозяйств.
После 1989 года "всенародная поддержка" коммунистов растворилась в небытии, Бузлуджа полностью заброшена и медленно разрушается. Вот так выглядит подъезд к этой вершине — находящаяся на пустынной горной вершине бетонная "летающая тарелка" производит сюрреалистическое впечатление.
А вот так Дом-памятник выглядит вблизи. Крыша здания частично разобрана, а частично обвалилась — что можно разглядеть в продолговатых окнах "тарелки".
Видимо, возле памятника были ещё какие-то скульптурные группы, но сейчас они полностью демонтированы — остались только бетонные постаменты, из которых выглядывает ржавая арматура. Качество строительства не ахти — как и любой знаковый коммунистический объект, Бузлуджу возводили "ударными темпами" — что не могло не сказаться на качестве.
Стены вокгуг "тарелки" изрисованы граффити — главным образом, это просто ничего не значащие теги, но есть и несколько анти-коммунистических лозунгов.
Задняя часть комплекса с огромным шпилем — полагаю, что внутри был установлен лифт, а на самой вершине когда-то была смотровая площадка — куда могли подняться избранные болгарские коммунисты, а также важные гости страны. Осмотреть, так сказать, владения.
Комплекс Бузлуджа постепенно разрушается. Бетонные стены ещё держат форму, но сварные швы уже постепенно подтачивает вода — попадая в плохо загерметизированные стыки, вода замерзает зимой, расширяясь — чем немного увеличивает щели — и что в итоге приведёт к полному разрушению объекта. А ещё обратите внимание на то, что зелёные стеклоблоки в проёме между двумя стенами практически полностью разбиты камнями.
Возле входа ещё остались надписи о советской партии и коммунизме, а также об их "вечных победах".
Буквы постепенно осыпаются — вечность отмерила им срок в 30 лет.
Внутри объекта всё давно разрушено — из Бузлуджи тянет бетонной сыростью и тленом, и слышатся звуки капающей отовсюду воды.
В современной Болгарии обсуждают возможность создания в Бузлудже нечто вроде "музея коммунизма", который рассказывал бы в том числе и о его отрицательных сторонах — впрочем, пока всё это остаётся лишь на уровне обсуждений.
А вокруг вот такие виды — они прекрасны сами по себе, и без всякой идеологии)
Такие дела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий