Норвежская компания NBT и “дочка” французской Total построят в Херсонской области Украины ветропарк суммарной установленной мощностью 250 мегаватт. Там же, на юге страны, сегодня реализуются еще несколько проектов в области альтернативной энергетики, в связи с чем можно говорить об определенном “зеленом” буме в Украине. “Апостроф” выяснил, с чем связана такая популярность альтернативной энергетики, и насколько опасно то,
что такие объекты в основной своей массе не учитывают объективные интересы государства.
В Херсонской области Украины построят ветровой парк суммарной мощностью до 250 мегаватт. Проект будут осуществлять норвежская компания NBT и “дочка” французского энергетического гиганта Total — Total Eren. Финансирование частично обеспечит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Соглашение по проекту ветровой энергетики “Сиваш” (по названию озера, вдоль берега которого планируется разместить ветряки) было подписано 23 января в рамках Всемирного экономического форума в Давосе в присутствии президента Украины Петра Порошенко.
Как написала в Facebook глава офиса Национального инвестиционного совета Юлия Ковалив, Total Eren и NBT в последующие 18 месяцев инвестирует в строительство ветрового парка более 350 миллионов евро. При этом, по ее словам, финансирование проекта в размере 150 миллионов евро предоставит ЕБРР вместе с консорциумом банков.
“Условия финансирования являются коммерческой тайной, кредит (ЕБРР, — “Апостроф”) привлекает девелопер проекта — французская Total Eren и норвежская NBT”, — уточнила Юлия Ковалив в комментарии изданию.
В отдельном сообщении Национального инвестиционного совета в Facebook говорится, что норвежская NBT планирует расширить строительство ветровых мощностей в Украине еще примерно на 700-800 мегаватт. По словам генерального директора NBT Йоара Викена, строительство предварительно планируется начать в Запорожской области в ближайшие 6-9 месяцев.
В пресс-релизе также приводятся слова главы офиса Национального инвестиционного совета Юлии Ковалив о том, что в 2018 году в Украине было введено в эксплуатацию более 800 мегаватт мощностей альтернативной энергетики — втрое больше, чем за 2017 год.
Битва титанов
NBT в апреле 2018 года купила ООО “Сивашэнергопром”, которому в далеком 2006 году Херсонская обладминистрация передала в концессию до 2055 года недостроенную на то время Сивашскую ветроэлектростанцию (ВЭС). Сейчас ветровая станция работает, ее мощность составляет около 3 мегаватт.
На сегодня крупнейшей в Украине ветровой электростанцией является Ботиевская ВЭС в Запорожской области, которая принадлежит ДТЭК Рината Ахметова. Установленная мощность этой ветроэлектростанции составляет 200 мегаватт (после реализации проекта “Сиваш” Ботиевская ветроэлектростанция утратит статус крупнейшей). При этом ДТЭК через свою операционную компанию в сфере возобновляемых источников энергии “ДТЭК ВИЭ” ведет строительство еще двух объектов в области ветроэнергетики — Приморской ВЭС на 200 мегаватт и Орловской ВЭС на 100 мегаватт (обе — в Запорожской области). К слову, ДТЭК ведет строительство в Днепропетровской области Никопольской солнечной электростанции на 200 мегаватт, которая станет крупнейшей солнечной электростанцией (СЭС) в нашей стране.
Ранее украинские власти заявляли, что создадут хаб альтернативной энергетики в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, которая была остановлена в 2000 году, и где сохраняется обширная электроэнергетическая инфраструктура. Первоначально упор делался на развитии здесь солнечной энергетики. В 2016 году в Министерстве экологии и природных ресурсов рассказывали о заинтересованности китайских инвесторов построить в Чернобыльской зоне солнечную электростанцию установленной мощностью 1 гигаватт. Но пока этот проект не реализовался, впрочем, как и все остальные, за исключением одного — небольшой СЭС на 1 мегаватт, построенной украинской частной компанией Solar Chernobyl, собственником которой является Евгений Варягин, бывший топ-менеджер в “солнечной” бизнес-империи братьев Андрея и Сергея Клюевых.
Сейчас на территории зоны отчуждения ведется строительство еще одной солнечной электростанции мощностью 1,5 мегаватт. Кроме того, Кабинет министров решил развивать в Чернобыльской зоне еще и ветряную энергетику, в связи с чем в конце 2018 года выделил на ее территории землю для первой ВЭС площадью 7 гектаров. Впрочем, никаких других деталей об этой ветровой станции пока нет.
Под знаменем “зеленого тарифа”
Проект “Сиваш”, соглашение по которому было подписано в Давосе, безусловно, является позитивным шагом, считает директор спецпроектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев. “Проект, безусловно, хороший. Хорошо, что в нем участвуют достаточно известные компании”, — заявил он в комментарии “Апострофу”. По его словам, иностранные участники проекта наверняка предоставят для него свое оборудование и специалистов.
Вместе с тем, как отметил в разговоре с изданием эксперт программы “Энергетика” аналитического центра “Украинский институт будущего” Андриан Прокип, этот проект мало чем отличается от других подобных.
По словам экспертов, развитию возобновляемой энергии в Украине способствует так называемый зеленый тариф, начавший действовать в 2009 году, который на сегодня, несмотря на постепенное снижение, все равно остается наиболее высоким в сравнении аналогичными “экологическими” тарифами в странах, где стимулируется “зеленая” энергетика. Применение “зеленого тарифа” будет прекращено в 2030 году. При этом в Украине ожидается постепенное увеличение тарифов на электроэнергию, которые сейчас одни из самых низких в Европе.
Именно с действием “зеленого тарифа” связан определенный бум строительства мощностей альтернативной энергетики, в частности, ветровой. “Украина в таких проектах — только как место извлечения прибыли, потому что такого “зеленого тарифа”, как у нас, нет нигде”, — сказал Геннадий Рябцев, добавив, что объективной причиной значительного увеличения количества объектов альтернативной энергетики стала “не потребность в мощностях, а именно то, что здесь выгодно это делать”.
Кроме того, по словам эксперта, многое определяется базовыми показателями — “если они были незначительные, то любой прирост можно назвать бумом”. “Если смотреть на темпы развития ветровой энергетики в Украине и, например, в Германии или Дании, то у нас темпы, может быть, и выше, хотя установленная мощность отличается на порядки”, — пояснил он.
Успеть на уходящий поезд
Однако тем, кто решил вложиться в альтернативную энергетику в нашей стране, стоит поспешить. И дело не только в том, что упомянутый “зеленый тариф” будет и дальше снижаться. Андриан Прокип напомнил, что в конце прошлого года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект об условиях производства электроэнергии из альтернативных источников. Так, согласно документу, начиная с 2020 года, государство будет поддерживать только тех производителей электроэнергии из возобновляемых источников, которые участвуют в “зеленых” аукционах. Кроме того, в соответствии с законопроектом, существующая на сегодня система “зеленых тарифов” сохранится, но будет распространяться на тех, кто до 2020 года построит и введет в эксплуатацию любые объекты возобновляемой электроэнергетики.
“Все хотят до 2020 года получить более высокую ставку”, — пояснил эксперт “бум” на рынке “зеленой” энергетики в нашей стране.
Полный “дисбаланс”
Но у проектов, подобных тому, что был “освящен” в Давосе президентом Украины, есть и “обратная сторона” — возможности балансировки энергосети. “С одной стороны, все хорошо, с точки зрения того, что мировые имена, вроде как инвестиции хоть какие-то — на безрыбье — и рак рыба, вроде как и возобновляемые источники, но, как только начинаешь копать, то получается, что, как заявляет “Укрэнерго” (госкомпания, осуществляющая управление Объединенной энергосистемой (ОЭС) Украины, — “Апостроф”), если будут реализовываться все проекты возобновляемой энергетики так же бездумно, как они реализуются сейчас, то уже после 2020 года система может быть разбалансированной”, — заявил Геннадий Рябцев. По его словам, в европейских странах проекты альтернативной энергетики реализуются с учетом развития энергетических систем всей Европы, тогда как в Украине такие объекты “строятся совершенно без всякой зависимости от нужд ОЭС”.
Эксперты отмечают, что большинство ветровых и солнечных электростанций строятся в районах расположения атомных электростанций — Южно-Украинской АЭС в Николаевской области и Запорожской АЭС — в Запорожской. “Строят не там, где нужно, а там, где выгодно”, — говорит Геннадий Рябцев.
“Проблема в том, что резкое увеличение доли возобновляемой энергии, фактически, отбирает мощности, в первую очередь, атомной энергетики, которая выдает ровный график”, — соглашается Андриан Прокип. По его словам, для покрытия дефицита электроэнергии в пиковые периоды ее потребления необходимо увеличивать производство на тепловых электростанциях(ТЭС), которые в Украине работают на газе и угле, а также на объектах гидроэнергетики. Он отметил, что с такой же парадоксальной проблемой раньше сталкивалась Германия, когда увеличение мощностей возобновляемой энергии “вынуждало наращивать использование угля для балансирования”.
Поле для маневра
Но, очевидно, что вышеописанный способ балансирования не является выходом из ситуации. Как отметил Геннадий Рябцев, ключ к решению проблемы лежит в плоскости создания маневренных мощностей, а их в последнее время, к сожалению, в эксплуатацию в Украине не вводят.
Поэтому, по его словам, если рассматривать проект создания в Херсонской области ветропарка “Сиваш”, который будут осуществлять Total Eren и NBT, нужно самым подробным образом проанализировать соглашение “на предмет того, выдвинула ли украинская сторона условия балансировки этих мощностей”. “Будут ли строиться, помимо ветровых агрегатов, еще и маневренные мощности — аккумуляторные станции какого-либо типа, в общем, любые станции, которые позволят сглаживать колебания”, — резюмировал эксперт.
Виктор АВДЕЕНКО
Комментариев нет:
Отправить комментарий