понедельник, 1 марта 2021 г.

УБИЙСТВА БЕЗ СЛЕДОВ. Часть 2. Днепропетровская банда киллеров “Медики” убивала ядом: врачи у погибших устанавливали лишь “острую сердечную недостаточность…”


В начале 2000-х после долгой разработки Служба безопасности Украины совместно с УБОП обезвредили организованную преступную группировку, которая более четырех лет занимались в Украине заказными убийствами бизнесменов, криминальных авторитетов и просто неугодных кому-то людей.

Прокатилась загадочная волна смертей, неожиданно один за другим умирали молодые и здоровые бизнесмены – одни от сердечного приступа, другие от кровоизлияния в мозг, а также от других вполне естественных для природной смерти причин. До этого такой изобретательности, такого “артистизма”, хладнокровности и хитрости, проявленных при совершении заказных убийств – украинская криминалистика еще не знала.

Лидеры и организаторы ОПГ:

Игорь Зимин

Юрий Иванский

Игорь Зимин и Юрий Иванский бывшие армейские друзья, проходили срочную службу в одном из спецподразделений Внутренних войск, после увольнения в запас связь между собой не потеряли.

После армии Юрий Иванский окончил школу милиции, и некоторое время работал в уголовном розыске, где получил навыки и знания оперативной работы. Серьезно увлекался изучением восточных единоборств (обладатель черного пояса и чемпион мира по каратэ). Благодаря своим спортивным успехам попал на стажировку в Таиланд, а после в США. В дальнейшем работал в Днепропетровске инструктором по рукопашному бою на базе общества “Динамо”. Тренировал сотрудников милиции, в частности бойцов спецподразделения “Беркут”. Иванский несмотря на внешнюю доброжелательность, был личностью безнравственной и коварной, обожал светские тусовки и слыл человеком весьма влиятельным, имел обширные связи в бизнес кругах и среди правоохранителей.

Игорю Зимину, приехавшему в Днепропетровск из Желтых Вод, на тот момент особо похвастаться было не чем. Зимин был личностью неординарной и расчетливой, страстно одержимой идеей стать сверхчеловеком, который возьмется за благородную миссию очищения мира от недостойных людей.

– В то время обывателю было достаточно сложно достать литературу, предназначенную для сотрудников спецслужб, – рассказывал журналистам Николай Хащевой, первый заместитель начальника главка борьбы с организованной преступностью МВД Украины, занимавший в 1997 году должность начальника Днепропетровского областного УБОП. – У Зимина же все это было. К примеру, учебники по взрывотехническим работам, “Выживание в зоне вооруженных конфликтов”, справочники по стрелковому оружию и т. д. Во всех этих книгах подробно описывались приборы для технической разведки, способы защиты объектов и информации, изготовления радиоуправляемых взрывных устройств, методы ведения слежки. В библиотеке Игоря нашлось место и для фармакологической литературы, откуда он также почерпнул немало информации, пригодившейся ему впоследствии при совершении убийств.

Идея создания группировки, специализирующейся на совершении заказных убийств, в большей степени принадлежала именно Зимину, который упорно преследовал цель воплощения своих идей в реальность. Со своей стороны Иванский, который охотно делился с Зиминым опытом и знаниями, приобретенными во время работы в милиции, поддержал товарища, его привлекала мысль материального обогащения таким способом (его привлекал именно материальный фактор – Иванский давно мечтал о больших деньгах).  

Уже в самом начале 1997 года бывшие сослуживцы возглавили организованное, мощное, вооруженное “до зубов” бандформирование, целью которого было совершение заказных убийств. Игорь Зимин был мозгом банды и ее идейным вдохновителем.

Со временем в преступную группу было завербовано около десяти человек, в том числе и два бывших сотрудника милиции. Один из них проработал в уголовном розыске восемь лет, дослужился до капитана, но был уволен из правоохранительных органов по дискредитирующей статье. Бывший милиционер, которого члены банды называли Дедушкой, втянул в дело даже своих родственников – сына Александра и племянника Леонида.

Работающий в больнице (анестезиологом) Леонид впоследствии поставлял им запрещенные в свободной продаже лекарственные препараты, а Александр, которому в то время было около 25 лет, мог сконструировать взрывное устройство любой степени сложности. В банду входили также боксер Евгений Самборский, приехавший в Днепропетровск из Чернигова, 21-летний Сергей Хмель и 23-х летний Андрей Онищенко.

Ни с кем из представителей местного криминалитета члены группировки Зимина отношений не поддерживали. Все это время Юрий Иванский активно расширял круг своих связей и знакомств, не без помощи знакомых в органах милиции добывал нужные ему сведения и информацию. Впоследствии многочисленные знакомые Юрия Иванского, рекомендовали его некоторым бизнесменам, как порядочного человека, способного решить любую проблему – ведь без крыши тогда не могла существовать ни одна фирма. Таким образом, появились первые “заказчики”.

На начальном этапе своей деятельности, преступники действовали традиционно – совершали покушения  с помощью огнестрельного/холодного оружия и самодельных взрывных устройств. На их счету были и неудавшиеся покушения, несколько раз они взрывали автомобили, но их жертвы остались живы. Вскоре Игорь Зимин придумал новый способ физического устранения, который был намного безопасней, а главное надежней и изощренней предыдущих методов.  

Из медицинской литературы Зимин узнал о курареподобном эффекте некоторых медпрепаратов, основательно ознакомившись и разобравшись в данной теме, киллер разработал способ убийства, согласно которому смерть жертвы должна была выглядеть естественно. Для этой цели Зимин с помощью племянника Дедушки, приобрел нужное количество миорелаксанта.

Человек, получивший инъекцию курареподобного вещества, гибнет от паралича дыхательной системы и остановки сердца, а само вещество в организме не выявляется. Подобные препараты под названием миорелаксанты и сегодня используются в анестезиологии, но с обязательным подключением пациента, который находится под наркозом, к аппарату искусственного дыхания. В противном случае человек умирает.

Теперь Зимин планировал убивать с помощью инъекций миорелаксанта (при этом добавлял в него кислоту, которая многократно усиливала эффект данного препарата).Устройство для инъекций, вдохновленный новой идеей киллер тоже разрабатывал сам, укорачивая иглу у инсулиновых шприцев настолько, чтобы ее можно было незаметно зажать между пальцами.

Прежде чем применять препарат на деле бандиты решили его испытать. В Днепропетровске они нашли бездомного и сделали ему укол. Через несколько минут бомж, смерть которого в последствии никого не заинтересовала, скончался в муках на глазах у банды преступников. Так препарат успешно прошел испытание.

По словам Зимина, он никогда не работал вслепую. Детальная информация о жертвах и заказчиках помогала ему, выстраивая план устранения первых, держать во власти вторых.

Убийство Марка Ильинеса группировка продумывала очень тщательно: изучались маршруты его передвижения, адреса, по которым он бывал чаще всего. Напасть на бизнесмена решили 4 июля 1997 года в его офисе. Причем из своей доли Иванский посулил Зимину за организацию покушения 100 тысяч долларов США, а тот, в свою очередь, пообещал поделиться деньгами с Самборским и Хмелем, если те «уберут» бизнесмена «без шума и пыли». Впрочем, склонный к шпионским эффектам Игорь Зимин, передавая исполнителям шприц с ядом, придумал целый спектакль убийства: Самборский якобы обознается и кинется к жертве с объятиями, а Хмель в это время, будто бы случайно проходя мимо, быстро кольнет мужчину шприцем в шею. Так они и сделали. Несчастный упал и пытался заползти по лестнице на второй этаж здания, но вскоре скончался. Впрочем, эта смерть правоохранителей опять не встревожила. Ведь, по заключению экспертизы, бизнесмен умер от кровоизлияния в мозг, а странную возню вокруг него на первом этаже никто даже не заметил. 

Дела группировки шли успешно, заказы на убийство стали поступать все чаще. Легкость, с которой удавалось избегать подозрений, толкала убийц на новые преступления, крошечную точку от укола на теле жертвы судмедэксперты или вообще не замечали или не обращали на нее внимания.

К этому времени благосостояние Юрия Иванского значительно улучшилось, услуги киллеров он оценивал дорого – от 50 – до 100 тысяч долларов США и больше.

Пока прагматичный Иванский подсчитывал барыши, видя в деятельности банды только коммерческую выгоду, Зимин к выполнению специфических заданий подходил творчески, всякий раз изобретая все новые способы убийств.

Игоря Зимина интересовал не сколько результат, сколько сам процесс охоты на жертву. Позже он признался правоохранителям, что каждое новое преступление своей группы он страстно желал сделать лучше чем предыдущие. 

Во время выполнения следующих заказных убийств, киллеры по руководством Зимина разыгрывали настоящие “спектакли” – с переодеваниями, перекрашиванием волос, накладными бородами и усами.

В мае 1998 года Иванский получил заказ на убийство бизнесмена Леонида Гриценко. Сообщники обсуждали схему преступления, пожалуй, с не меньшим энтузиазмом, чем, скажем, съемочная группа фильма — сценарий. Распределяли роли: кто следит за жертвой, выясняя распорядок его дня, кто готовит само убийство.

Выяснилось, что чаще всего днепропетровский бизнесмен бывал в доме по улице Симферопольской, где располагается проектный институт «Металлургавтоматика». Поскольку в холле института есть вахтер, а во дворе всегда многолюдно, киллеры решили разыграть спектакль. Евгения Самборского они вырядили бомжем, одев ему парик и наклеив усы. Незаметно проколоть зажатой в руках заточкой колесо автомобиля не составило для него большого труда. После чего «бомж» стал ожидать свою жертву, вытащив из кармана маленький инсулиновый шприц с обрезанной иглой. Владелец авто, выйдя из здания со своим приятелем, обнаружил, что спущен скат. Пока друг искал какой-нибудь камень, чтобы подложить под заднее колесо, хозяин, чертыхаясь, осматривал прокол. В это время «бомж», проходя мимо, сочувственно похлопал его по плечу: мол, не расстраивайся… Укола Леонид Гриценко, скорее всего, даже не почувствовал. Но, когда коллега привез его в больницу, врачам осталось только констатировать смерть от острой ишемической болезни сердца.

Охранник офиса спас своего работодателя, сделав ему искусственное дыхание и массаж сердца

Подобный сценарий киллеры решили осуществить и в Харькове. Хотя фантазии им хватало, но уже опробованный вариант казался самым надежным. Заказ на убийство директора ООО «Маркон» Бориса Малинина в декабре 1999 года получил все тот же Иванский, но бомжем на этот раз решили обрядить 25-летнего Андрея Онищенко. В Харьков Зимин и Онищенко приехали около полудня, почти семь часов ждали во дворе, когда Малинин выйдет из офиса. Все шло по плану: проколотое колесо, склонившийся над ним водитель, «случайно» проходивший мимо бомж… Но, очевидно, Андрею не хватило опыта. От болезненного укола в шею мужчина дернулся, обернулся и увидел лицо своего палача. Директор добежал до офиса и упал. Явные признаки удушья у шефа натолкнули охранника офиса на мысль о немедленном проведении сердечно-легочной реанимации. Пока приехала «скорая», сотрудники по очереди проводили начальнику эту несложную процедуру, что и спасло ему жизнь. А уже врач неотложки диагностировал, что пациент был, возможно, отравлен миорелаксантом. Этот диагноз в истории болезни подтвердили и доктора 2-й горбольницы. Однако харьковские правоохранители на след днепропетровской банды тогда так и не вышли.

За 1999 год киллеры убили в Днепропетровске владельца аптечной сети и заточкой закололи гражданина Израиля, а в Чернигове Самборский сделал смертельную инъекцию мужу своей любовницы.

Но в Кривом Роге их постигла неудача. Заказ на устранение предпринимателя, работавшего на центральном городском рынке, выполнить не удалось, хотя, по замыслу Зимина, это могла быть самая эффектная их операция. За жертвой долго следили. Напасть решили неподалеку от его рабочего места. Причем двое убийц, в том числе Зимин, якобы просто шли мимо с букетом роз. Когда предпринимателя толкнули в спину, и он почувствовал укол, мужчины с улыбкой извинились за свою неловкость: мол, роз без шипов не бывает. На самом деле под букетом Зимин держал между пальцами шприц. Инъекция быстро подействовала — предпринимателю стало плохо. Но ему повезло: как раз в этот момент мимо рынка проезжала «скорая», врачи которой оказали мужчине первую помощь и оперативно доставили его в медицинское учреждение.

За невыполненные заказы деньги киллеры своим клиентам не возвращали. По причине боязни попасть в руки правоохранителей, а в большей степени в связи со страхом перед бандой заказчики не требовали никакого возврата. 

В последствии, сгубила Игоря Зимина и Юрия Иванского элементарная жадность. Однажды деловая дама из Днепропетровска обратилась к Иванскому с просьбой “успокоить пыл” ее партнера по бизнесу. Убивать она его не хотела, а только напугать. Выполняя ее просьбу, Иванский переусердствовал и убил жертву. В дальнейшем он начал шантажировать “деловую даму”, угрожая рассказать, кто был заказчиком. Не выдержав такого прессинга, женщина обратилась в правоохранительные органы.

Впрочем, рано или поздно кто-то должен был связать воедино все случаи отравления миорелаксантами. Когда Днепропетровское областное управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) поступила информация о существовании группировки из бывших сотрудников милиции, которые в качестве орудия убийства используют яд кураре, оперативники поначалу даже не поверили в ее достоверность. Затем один из заместителей начальника УБОПа, анализировавший все случаи смерти бизнесменов за последние четыре года, стал получать «выгодные» предложения о вознаграждении за молчание. Потом ему начали угрожать. Стало ясно: банда на самом деле существует и у ее главаря обширные связи в милицейских кругах. Поэтому к расследованию подключилась Днепропетровская областная прокуратура и Управление СБУ в Днепропетровской области.

— Перелопатив горы медицинских заключений о смерти, сотрудники СБУ и УБОПа нашли одну ниточку: погибший якобы от инсульта Марк Ильинес и бизнесмен, чью машину взорвали неизвестные, были партнерами одной и той же фирмы, — информировал на брифингах тогдашний руководитель пресс-службы Управления СБУ в Днепропетровской области Игорь Воловик. — А уже от самой владелицы фирмы они узнали о том, что женщину шантажировал некий Иванский. Материалы о нем собирались в режиме строжайшей секретности и буквально по крупицам. Так оперативники вышли на след банды киллеров.

В апреле 2001 года бойцы ЦСО “А” СБУ задержали преступников в Киеве, в арендованной ими квартире. Судя по обнаруженному там складу оружия, группировка и в столице занималась своим «бизнесом». Кроме шприцев и медицинских препаратов, в квартире хранилось почти 10 килограммов взрывчатки, автомат Калашникова, четыре пистолета и десять насадок для бесшумной стрельбы, четыре обреза, один из которых был снабжен оптическим прицелом и глушителем, 180 электродетонаторов, 8 гранат и целый мешок патронов. 

Члены группировки:

Андрей Онищенко

Евгений Самборский

В мае 2001-го Игорь Зимин написал явку с повинной, а через два дня следователь по особо важным делам областной прокуратуры Валерий Миргородский возбудил в отношении бандитов уголовное дело. Два года собирали следователи доказательства вины киллеров. В материалах фигурировали девять эпизодов, в которых речь шла об убийствах, покушениях и вымогательствах. Но суд, состоявшийся в ноябре 2003 года, счел доказанными только два покушения и вымогательство. Прокуратура опротестовала слишком мягкий приговор, и Верховный суд направил дело на повторное рассмотрение.

В 2005 году решением Днепропетровского областного апелляционного суда, который счел доказанными два убийства и одно покушение на убийство, Игорь Зимин был приговорен к пожизненному заключению, Юрий Иванский — к 14 годам лишения свободы, Андрей Онищенко — к 8 годам, а Евгений Самборский и Сергей Хмель — к 15 годам. Врач, поставлявший убийцам миорелаксанты, был осужден за хищение медпрепаратов, но попал под амнистию. Сел в тюрьму за изготовление наркотиков и сын бывшего милиционера, помогавший убийцам делать взрывные устройства.

И хотя следствием на тот момент были собраны доказательства по девяти эпизодам, оперативные же данные говорят о гораздо большем их числе, рассказывали правоохранители. Но выяснить это уже вряд ли удастся. В большинстве случаев уголовные дела по факту убийств возбуждены не были, поскольку врачи, исследовавшие причину смерти погибших, устанавливали лишь острую сердечную недостаточность.

Во время следствия, на допросе Игорь Зимин признался, что его любимый детектив – “Обет молчания” А. Ильина, где рассказывается о деятельности секретных подразделений ГРУ и КГБ, так называемых антикиллерах, которые ради очищения общества убивали людей с криминальным прошлым. Он был глубоко убежден, что в России существуют такие подразделения, и даже намекал на свою готовность к ним присоединиться. Намереваясь таким образом привлечь к себе внимание российских спецслужб и перейти к ним на службу, Зимин заявил, что имеет непосредственное причастие к убийствам Влада Листьева и Галины Старовойтовой.

– Было просто поразительно, какие точные подробности тех преступлений он рассказывал! – вспоминали допрашивавшие его сотрудники СБУ. – В связи с этим к нам даже приезжали из ФСБ. И без их проверки эти “признания” вполне могли быть приняты за чистую монету.

В ходе разбирательства по данному факту, никакой связи Зимина с этими преступлениями следственные органы не обнаружили. Тогда киллер заявил, что изобрел новый способ убийства, который практически невозможно доказать, но это ему тоже не помогло.

Игорь Зимин был приговорен к пожизненному заключению.

Часть арсенала преступников:

Впрочем, это был еще не конец дела банды днепропетровских киллеров. Адвокаты убийц (кстати, главаря защищала в суде его жена) подали кассационную жалобу в Верховный суд Украины, мотивируя тем, что на процессе подсудимые свою вину не признали. Но доказательства были неопровержимыми. Во-первых, подозреваемого Андрея Онищенко опознал выживший предприниматель, которому тот сделал укол в шею. Во-вторых, после ареста Игоря Зимина его жена отдала своей знакомой пакет с вещами мужа. Обнаружив там среди прочего шприц с каким-то веществом и лекарственные препараты, женщина отнесла все это в милицию.

Экспертиза установила, что в ампулах находятся сильнодействующие отравляющие вещества и миорелаксанты, применение которых разрешено лишь в условиях стационара. Коллегия Верховного суда Украины под председательством В. Косарева постановила приговор Апелляционного суда Днепропетровской области относительно осужденных Зимина, Самборского, Хмеля и Онищенко оставить без изменений – Игорь Зимин был приговорен к пожизненному заключению, Юрий Иванский — к 14 годам лишения свободы, Андрей Онищенко — к 8 годам, а Евгений Самборский и Сергей Хмель — к 15 годам.

Открытые источники: Факты, Безопасность

https://operkor.wordpress.com

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий