вторник, 11 июня 2024 г.

Помощник Александра Лукашенко выстроил на контрабанде и серых схемах целую бизнес-империю


Виктор Шейман, помощник и давний соратник Александра Лукашенко, но напрямую он ничем не владеет, его имуществом управляют доверенные лица. 

Журналисты «Бюро» рассказали о Татьяне и Сергее Оношко, которые работают на Шеймана с 2010-х годов и обслуживают интересы связанных с ним компаний.

Эти фирмы неоднократно фигурировали в скандалах и уголовных делах. Их подозревали в недоплате налогов в беларусский бюджет, контрабанде, обходе санкций, параллельном импорте. Участвуя в их деятельности, чета Оношко сколотила целое состояние.

Сотрудники «Бюро» узнали, на что семья тратит деньги, которые должны были попасть в беларусский бюджет.

Сергей Оношко — не последний человек в окружении Шеймана. Вдвоем они летали в Африку (фотографию из Кот-д'Ивуара Оношко даже опубликовал на своей странице в «Одноклассниках»), Оношко владел фирмой родственницы Шеймана, а теперь, по данным Belpol, он проворачивает различные серые схемы.

Татьяна Оношко работает в группе компаний «Алексвит». По данным журналистов, как минимум пять действующих компаний, входящих в эту группу, занимаются таможенным оформлением, логистикой, помогают обходить санкции и участвуют в параллельном импорте.

В общей сложности журналисты насчитали у семьи Оношко одежды и аксессуаров более чем на 130 тысяч долларов. Кроме того, по меньшей мере 50 тысяч долларов было потрачено на гонорары знаменитостей на семейных торжествах, еще как минимум 145 тысяч долларов семья заплатила за два отпуска — в Дубае и на Мальдивах.

И это лишь по самым скромным оценкам: журналисты лишь идентифицировали и оценили предметы на фото, которые Татьяна Оношко опубликовала в соцсетях, без учета стоимости авиабилетов и повседневных отпускных трат. Реальный масштаб расходов может быть в разы больше.

Семейство Оношко — управленцы среднего звена, но зарабатывают и тратят они гораздо больше среднестатистического гражданина Беларуси.

О тайной добыче золота в Зимбабве бизнесменами, близкими к Лукашенко

Александр Зингман является почетным консулом Зимбабве в Беларуси

Сын бывшего управделами президента Беларуси Виктора Шеймана Сергей и бизнесмен Александр Зингман через офшорную компанию владеют долей в фирме Zim Goldfields, которая добывает золото в Зимбабве. Это выяснили расследователи литовского центра Siena, объединения журналистов-расследователей OCCRP и телеканала "Белсат", изучив "Архив Пандоры".

Белорусский журналист Александр Ярошевич, также работавший над расследованием, рассказал Настоящему Времени подробности того, что удалось узнать.

– Наше расследование касается отношений Беларуси с Зимбабве. Эти отношения очень активно развивались в последнее время с 2015 года. И самая активная фаза – 2018-2019 годы. Белорусские чиновники – в частности, тогдашний управляющий делами президента Виктор Шейман, старый давний соратник Лукашенко – ездили с визитом в Зимбабве договариваться о поставках техники в Зимбабве. Лукашенко поручил Шейману курировать африканское направление.

Поскольку Зимбабве считается не очень платежеспособной страной, то взамен белорусские власти попросили разрешения на добычу золота в Зимбабве. И они это разрешение получили. Но потенциальную выгоду от этой сделки имело совсем не белорусское государство, а офшорная компания, бенефициаром которой является его сын Сергей Шейман, а также влиятельный белорусский бизнесмен Александр Зингман.

– Как эти люди связаны с Лукашенко?



– Виктор Шейман шел рука об руку с Александром Лукашенко с 1994 года, когда он пришел к власти. Это человек, который постоянно помогал ему, он даже в какое-то время занимал должность помощника президента по специальным вопросам. Лукашенко поручал ему решение таких деликатных вопросов. Но оказалось, что сын Шеймана является потенциальным бенефициаром добычи золота в Африке.

То есть Шейман – доверенное лицо Лукашенко, а сын Шеймана – это доверенное лицо Шеймана.

Второй бизнесмен, о котором мы говорим в нашем материале, – это Александр Зингман. О нем стало известно довольно много в последнее время. Он как раз таки брал на себя именно поставки техники в Африку. Сначала они делали это через гонконгскую компанию Afex вместе с другим белорусским бизнесменом Александром Шакутиным.

Потом, как нам рассказал Шакутин, европейские банки отказывались проводить какие-то операции по сделкам, потому что его имя было токсичным, он тогда вышел из этого бизнеса, и они продали компанию зимбабвийскому адвокату Фараи Мутамангира – это человек, близкий к тогдашнему президенту Зимбабве Роберту Мугабе. И тогда Зингман стал торговать техникой через свою компанию, которая находится в Арабских Эмиратах, она называется Aftrade.

– О каких суммах может идти речь?

– Как выглядит ситуация: власти заявляли изначально, когда только отношения Зимбабве и Беларуси активизировались, то первое заявление было о поставках техники на сумму 150 млн долларов, это было в 2015 году.

В 2019 году Шейман уже как минимум в третий раз летал в Зимбабве в сентябре, и тогда было заявлено о подписании контракта на сумму 350 млн долларов. Но в то же время статистика по экспорту из Беларуси в Зимбабве немножко отличается от тех цифр, которые озвучивались. За последние пять лет – с 2016-го по 2020 год – туда было поставлено белорусской продукции на 45 млн долларов.

Что касается золота, мы пытались узнать эту информацию об объемах его добычи, о суммах заработанных, мы обращались и в зимбабвийскую компанию ZMDC, которая является совладельцем совместного предприятия по добыче золота, мы обращались с этим вопросом и к Александру Зингману, мы обращались с этим вопросом и к Сергею Шейману, но нам никто не ответил.

– О чем говорит эта разница между тем, что обещали экспортировать в Беларусь, и тем, что реально экспортировали?

– Тут могут быть две версии. Первая версия – это то, что не все, что заявлялось, осуществилось в реальности. То есть это, может быть, были их планы, а в реальности получилось гораздо меньше, чем они планировали.

Второе, как мы знаем, торговля техникой шла через компании в Гонконге и компании в Арабских Эмиратах. Возможно, часть прибыли оседала там, и поэтому она не отражена в статистике по экспорту из Беларуси в Зимбабве, но это только такая версия.

– Вы еще не сказали, как Зингман связан с Лукашенко.

– Зингман, скорее, больше связан с Виктором Шейманом, он его сопровождал во время этих визитов в Зимбабве. И когда зимбабвийская пресса писала об этих встречах, то она обозначала Зингмана как советника Шеймана. Зингман также является почетным консулом Зимбабве в Беларуси, и само консульство находится в "Президент-отеле" в центре Минска. Этот отель находится в подчинении управделами президента, который возглавлял Виктор Шейман. Это довольно близкий круг. На встречах, которые были в Беларуси с участием Лукашенко, Зингман тоже присутствовал.

– Вы ждете, что после публикации расследования и видео будет какая-то реакция со стороны белорусских властей?

– Тяжело очень спрогнозировать, отреагируют ли как-то белорусские власти. Когда мы готовили этот материал, единственный комментарий, который мы получили, – это от Александра Шакутина, он комментирует поставки техники через гонконгскую компанию, а также от Александра Зингмана, который сказал, что не имеет никакого отношения ни к совместному предприятию по добыче золота Zim Goldfields, ни к британской фирме Midlands Goldfields, якобы у него нет сейчас никаких действующих отношений с Сергеем Шейманом. Будет ли реакция на уровне повыше – мне тяжело сказать.

А в расследования вы верите? В то, что будут расследовать, почему выгоду от золотодобычи получает не Беларусь?

– В Беларуси сейчас в нынешних условиях, мне кажется, это маловероятно. Вспомните, например, как это было с Panama Papers, главным героем которого был Сергей Ролдугин. И что случилось после публикации этого расследования – Путин подал в отставку? Нет! Люди вышли на улицы и требовали отставки? Нет!

В Беларуси, мне кажется, ситуация еще хуже, и поэтому здесь тяжело ждать каких-то изменений. Единственное, что я могу ждать, – это какой-то реакции в виде репрессий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий