Как же быть с правдой истории? Думаю, о Великой Отечественной войне есть всего две полных и безусловных правды. Первая: войну против СССР начала фашистская Германия. Вторая: наш народ победил фашистские орды. Все прочие правды содержат в себе субъективные мотивы, разной силы и направленности.
В последние годы каждый раз накануне Дня Победы начинается поиск «новой правды» о войне. На экраны выплёскиваются фильмы, переполненные всевозможными домыслами, а то и примитивной ложью. В печатных изданиях публикуется масса «откровений» о том, как наша армия забрасывала противника трупами. На телевидении целый поток «подправленных историй» Великой Отечественной. И море небылиц о павших и живых советских воинах. Полководцы, которые в военном искусстве превзошли немецких маршалов и генералов, выставляются безжалостными солдафонами, гнавшими подчинённых на бессмысленную гибель ради «победы любой ценой». Рядовые нашей армии представляются бестолковым стадом, противостоявшим «культурным арийцам».
Некоторые средства массовой информации, открывая «новую правду» о войне, работают грубо. Но есть среди «правдоискателей» хитроумные «объективисты». Эти публикуют различные версии военных событий и различные варианты персональных образов участников войны. Тут умело замаскированное коварство: мол, мы публикуем всё, что нам стало известно, а чему и в кого верить – выбор читателя, зрителя, слушателя.
На мой взгляд, больших успехов в «исправлении событий» и в принижении героев Великой Отечественной достигла Википедия. Чтобы убедиться в искусстве искажений и дегероизации нашего прошлого, которым овладела Википедия, достаточно набрать имя кого-то из героев роковых лет, которых наш народ принял и оберегает как святых.
Святость, святые – это особые фактуры. Смею утверждать – неприкосновенные. Стоит бросить комок грязи, и святость меркнет, перестаёт служить добру, утрачивает очарование, не способна вдохновить новые поколения, идущие вслед героям, на подвиги, на самоотверженные поступки, на подвижническое служение высоким идеалам. Знают это манипуляторы из Википедии? Несомненно, знают, потому и понижают то, что нам дорого, что для нас безупречно.
На всякий случай «новые историки» страхуются: мы только против мифов, которые укоренены в народном сознании, мы за торжество правды о событиях и людях. Неужели историки так и не поняли, что человеческое сознание по природе своей мифологично? Разумеется, в лосевском понимании мифологии. В разных областях духовной деятельности соотношение логики и мифа разные. В обществоведении, в науках о человеке и человеческих деяниях роль мифологии очень значительна. Поэтому преодолеть мифы о войне невозможно, можно только одни мифы заменить другими, прежние мифологемы и образы потеснить, вытеснить новыми мифологемами и образами.
Но тут неизбежно возникает вопрос о правде истории. Очень сложный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Потому что у каждого человека – своя история и своя правда истории. Как своя история складывается? Во всяком случае, не только из знаний о событиях и людях. У каждого из нас есть свои метафизические и мистические предрасположенности. Эти предрасположенности и выполняют работу внутреннего историка. Личная духовная программа человека отбирает и истолковывает факты, создаёт концепты и образы, хранит собственные версии событий и образы близких сердцу героев. Мы готовы вступить в схватку с теми, кто покушается на красоту подвигов и святость наших кумиров.
Уверен, что у искателей «новой правды» о событиях и героях прошлого существует собственная модель, заготовка истории и исторических персоналий. У Википедии тоже своя модель. На первый взгляд, «объективистская», а реально – заданная, субъективистская. Субъективистская. Другой модели у людей (субъектов) в принципе сложиться не может. Так мы устроены.
Как же быть с правдой истории? Думаю, о Великой Отечественной войне есть всего две полных и безусловных правды. Первая: войну против СССР начала фашистская Германия. Вторая: наш народ победил фашистские орды. Все прочие правды содержат в себе субъективные мотивы, разной силы и направленности. Выскажу крамольную мысль. У правды есть парадоксальные свойства. Мы желаем полной правды, хотя знаем, что полная правда недостижима. Мы требуем правды о замыслах и деяниях других, но не торопимся открыть правду о собственных установках и проектах.
Человечество создаёт множество самых разных артефактов, но на века сохраняет только то, без чего мы не вырвались бы из варварства. Без чего людские души не наполнились бы добротой, не ожили бы. Мифы из этого ряда добродетелей. Во времена испытаний народов и стран рождение мифов неизбежно. В мифах – пример, вдохновение. Вера, надежда, любовь. Но проходят годы, сокращается строй тех, кто невероятные опасности и трудности вынес на своих плечах. Вот тогда на духовную сцену и выходят «объективисты», чтобы внести свой негативный вклад в судьбы поколений.
Все эти рассуждения о мифах и мифотворцах, по большому счёту, всего лишь умственные упражнения. А вот оскорбление чувств ветеранов «правдоискателями» – это, мягко говоря, не достойно. Нравственный вывих жаждущих виртуально поучаствовать в великих событиях. Или что-то вполне заданное, расчётливое, прагматическое.
Простой вопрос: герои древних мифов существовали или нет? Скорее всего, не существовали. Но из древних мифов родилась философия, поэзия, космология, духовность. Все государства создавались не без привлечения мифов, все страны базируются на мифах. Разрушение исторических мифов – это акт скрытой духовной войны против народа, который создал свои мифы, чтобы выжить и жить. Ещё более простые вопросы. Сократ – реальный человек или мифологический персонаж? И жил ли когда-нибудь Шекспир? Однозначного ответа нет, но вклад этих загадочных персоналий в культуру всего человечества огромен.
Мне кажется, что единственно верное отношение к героям очень точно определил Гомер: «Им для того ниспослали Боги и смерть, и погибельный жребий, чтоб славною песнью стали они для народа». Хорошо бы искателям «новых правд» проникнуться этическим императивом древнегреческого сказителя и поэта.
Антон Бруй, главный редактор энциклопедии «Лучшие люди России»
Специально для газеты ВЗГЛЯД
Комментариев нет:
Отправить комментарий