четверг, 30 января 2020 г.

Schnelle! Schnelle! Как СССР выводил из Германии одну из мощнейших группировок советских войск в Восточной Европе


Я  служил в Группе советских войск в Германии с ноября 1969 по май 1971 годов. Наш батальон управления 40-й радиотехнической бригады ПВО сухопутных войск располагался в небольшом немецком городке Виттшток, в 170 километрах к северо-востоку от Берлина. Бригада состояла из нескольких батальонов, оснащенных радиолокационной техникой, которые несли боевое дежурство
по охране воздушных рубежей одной из стран Варшавского договора.
Наши батальоны, расположенные вдоль границы ГДР, на северной ее части, днем и ночью следили за воздушной обстановкой, передавая все данные на командный пункт бригады. А уже здесь их принимали по нескольким каналам связи, в том числе и с помощью нашего радиопередающего центра, который располагался на командном пункте.
Я начинал службу радиотелеграфистом, принимал «воздух» - так назывались радиолокационные данные о местонахождении всех воздушных целей в зоне ответственности нашей бригады (а это была вся северная часть ГДР), а в последние месяцы службы был начальником смены радиотелеграфистов. Наш КП размещался рядом с аэродромом, где базировались истребители-перехватчики из прославленного авиаполка Ивана Кожедуба.
Кстати, это был единственный аэродром в фашистской Германии с подогревом взлетных полос в зимнее время. Кроме нас, радистов, тут несла дежурство и смена планшетистов, которые непрестанно рисовали воздушную обстановку на больших прозрачных планшетах, расположенных перед столами оперативных дежурных, такая же обстановка обозначалась и на электронных круглых экранах.
Все было по-серьезному, смены проходили очень напряженно, если кому-то надо было выйти на перекур, его подменял старший смены. Смена длилась шесть часов, затем нас подменяла другая смена – и так через шесть по шесть в течение месяца. А затем нас сменяла другая рота, а мы целый месяц балдели, хотя какие-то занятия с нами все же проводились.
Я долго искал в Интернете хоть какие-то следы нашей части. Мне было интересно, что же там находится сегодня. Судя по количеству различных сооружений, в том числе и капитальных, оставшихся еще со времен войны, в нашем гарнизоне можно было бы вполне наладить какую-то жизнь: открыть магазины, построить стадион или еще чего-нибудь. Но каково было мое удивление, когда, найдя фотки, сделанные одним из бывших солдат или офицеров нашего батальона, я увидел полное запустение и хаос, царящие на нашей бывшей территории!
Вообще-то для аккуратных немцев такое отношение к добру, оставленному им, причем почти даром, не типично. Но факт есть факт – от нашего виттштокского гарнизона сегодня остались только… рожки да ножки! А на некогда обжитой и красивой территории сегодня растет трава да гуляет ветер. Пустеет и аэродром. Впрочем, территория аэродрома - единственное место, которое еще как-то используется "камрадами" (так мы тогда называли восточных немцев): тут они установили солнечные батареи, с помощью которых добывают электроэнергию для города.
Что касается, собственно, вывода наших войск из Германии, то на момент его начала (май 1991 года), на вооружении у группы было около 5 000 танков, до 10 000 бронемашин, около 1 500 самолетов и вертолетов. Для вывоза имущества группы в Россию в 1991—1994 годах потребовалось 131 703 вагона, перевезших 2,6 миллиона тонн материальных средств. Стоимость недвижимого имущества ЗГВ (жилые и складские помещения, заводы, торговые предприятия и т.п.), по оценкам СМИ, достигала около $28 миллиардов. В течение 1991—1992 годов руководство Министерства обороны России передало значительное число этих объектов, в том числе и наши, на баланс гражданским коммерческим организациям.
В результате из всей недвижимости, ранее находившейся в распоряжении группы, немецкой стороне было передано 21 111 зданий в 777 военных городках. Интересно, что российские эксперты оценили стоимость компенсации за это имущество около $7,35 миллиардов. Немецкие же власти настаивали на встречной компенсации — за экологический и имущественный ущерб. В результате переговоров российская сторона получила в качестве компенсации лишь $385 миллионов.
Большинство прославленных частей, соединений и объединений после возвращения из Германии в Россию было расформировано. Западная группа войск прекратила существование 31 августа 1994 года.
Давно уже нет ни ГДР, ни СССР, ни ГСВГ. Но есть в этой истории какая-то незавершенность. Наши войска выводили в такой спешке, что, казалось, немцам были, ну просто позарез нужны и наши казармы, и наши полигоны, и наши аэродромы. А оказалось, что даже спустя столько лет в наших гарнизонах гуляет ветер да растет бурьян. Политика, блин!
Владимир Музыченко
Источник: maxpark.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий