Любая форма организованной
преступности вызывает повышенный интерес. Причём странная любовь к острым
впечатлениям от ознакомления с деятельностью преступников является полноценной
частью современной массовой культуры. Не зря созданные благодаря литературе и
кинематографу
представления об итальянской мафии уже стали культурным
стереотипом. Нечто похожее представляет собой и японская мафия якудза – о ней
многие слышали, ей посвящены многие фильмы, мультфильмы, комиксы, видеоигры и
тому подобное.
История якудзы – от бродяг до «хозяев жизни»
Само слово «якудза» является
названием худшей комбинации в одной из распространённых японских настольных игр
и первоначально использовалось заядлыми игроками для обозначения самих себя – в
смысле «пропащие, безнадёжные и бесполезные люди». История якудза как основной
формы организованной преступности в Японии берёт своё начало в XVII веке, когда
после установления в стране сёгуната под управлением рода Токугава дороги и
города наводнило множество бродяг. Их основу составляли разорённые и оставшиеся
без имущества и средств к существованию крестьяне и ремесленники, а также
многочисленные ронины (самураи, оставшиеся без сюзеренов – множество
влиятельных князей, противников Токугава, были убиты).
Постепенно этот сброд сформировал
две основных разновидности бродяг. Один из них это бакуто, те самые игроки в
азартные игры, которые постепенно взяли контроль над организацией и проведением
этих игрищ в постоялых дворах, в тавернах, публичных домах и так далее. Другой
вид – так называемые тэкия, уличные торговцы-мошенники, разного рода аферисты
(сейчас в отношении их можно было бы использовать слово «лохотронщики»), мелкие
вымогатели, грабители и воры. Для эффективной организации группы бакуто и тэкия
объединялись в группы, ставшие основой якудза. Эти группы были спаяны железной
дисциплиной и требованиями безусловного подчинения главе банды (оябуну),
который считался своего рода главой новой семьи. Каждый новый участник банд,
членов которых постепенно и стали именовать якудза, считался сыном по отношении
к отцу-главе, а остальные якудза были друг для друга старшими и младшими
братьями.
Как американцы «возродили» якудза
Во главе банд якудза обычно
становились люди с самурайским прошлым, ронины или разорившиеся самураи. Они
привнесли в кодекс якудза многие элементы из самурайской военной психологии и
кодекса дисциплины, а также придали ему военизированный характер. Каждая
группировка якудза имела собственную территорию, на которой вела свои дела. Эту
территорию нужно было защищать – поэтому якудза должны были быть крепкими, не
боящимися насилия и смерти и обученными боевым единоборствам. Настоящий расцвет
якудза начался в 1930-х годах, когда в условиях глубокой экономической
депрессии власти ослабили контроль за преступностью и нелегальные сферы
азартных игр, проституции и тому подобного стали активно развиваться. К тому же
власти нередко договаривались с лидерами якудза о подавлении социальных
выступлений, забастовок рабочих и так далее.
После Второй Мировой войны якудза
пребывали в кризисе – самая боеспособная часть группировок была призвана на
фронт и погибла, основные источники доходов иссякли, преступников насчитывалось
около 180 тысяч, но они были раздроблены на более чем пять тысяч мелких банд.
Но с началом в 1950 году Корейской войны всё изменилось. Япония стала по сути
тыловой базой американской армии, то есть в возрождаемую страну хлынули
американские деньги. Снова понадобились увеселительные заведения, публичные
дома и тому подобное. К тому же снова обострились социальные противоречия и
семьи якудза опять понадобились ещё не набравшему силу правительству. За время
войны в Японию были ввезены сотни тысяч китайских и корейских рабочих, по сути
рабов, которые теперь стали устраивать беспорядки. Полиция с ними не
справлялась – зато якудза, получившие негласную санкцию государства, быстро
разобрались с возмутителями спокойствия.
После этого на некоторое время
государство оставило их в покое – и якудза этого хватило, чтобы не только
восстановить прежнии империи, но и достичь принципиально иного уровня. К тому
же наряду с традиционными группировками бакуто и тэкия среди якудза появилась
новая сила – банды гурэнтай, главной сферой деятельности которых стало
сутенёрство. Постепенно гурэнтай переключились на нелегальный бизнес, связанный
с распространением порнографии, торговлей наркотиками и вымогательством. Именно
«новые якудза» отошли от старомодных традиций: прежнее оружие якудза мечи были
заменены на огнестрельное оружие.
Так что уже в 1960-х годах якудза
стали мощным фактором японского общества благодаря своей внутренней дисциплине,
значительной численности и постепенно устанавливаемым связям в политической
сфере. С преступниками охотно, хоть и тайно, сотрудничали политические силы
крайне правого и националистического толка. К началу XXI века общая численность
якудза составляет, по разным подсчётам, от 90 до 100 тысяч человек,
объединённых в 2-3 тысячи группировок.
Член якудза – это навсегда
Структура кланов якудза
построена, с одной стороны, по типу патриархальной японской семьи, с другой,
весьма напоминает иерархию итальянской мафии. Кроме того, можно усмотреть
некоторые родственные черты между китайской мафией триада и якудза. Клан,
возглавляемый лидером (оябуном), с которым каждый член банды связан отношениями
личной кровной преданности, условно разделён на два «подразделения». Самая
многочисленная это своего рода «боевая группа», в которой состоят
якудза-боевики, готовые по первому приказу вышестоящих членов клана исполнять
любую самую грязную работу. Непосредственно оябуну подчиняется так называемый
«старший лейтенант» (вака-гасира), командир нескольких боевых подразделений. Во
главе каждого подразделения якудза стоит «младший лейтенант» (сятэй-гасира), а
состав рядовых членов якудза разделён на старших и младших братьев.
Но это что касается полноправных
якудза, членов клана, прошедших проверки, доказавших свою преданность и
полезность и прошедших обряд посвящения. Помимо них, существуют также новички,
которые готовятся к посвящению, и стажёры, которые проходят проверку. Вторая
часть клана является юридически-экономической и, по сути, представляет собой
аналог менеджмента крупной корпорации. Непосредственно всеми финансовыми,
юридическими и прочими хозяйственными делами ведает сайко-комон («главный
советник») и совет старших советников (санро-кай). В их непосредственном
подчинении находятся советники, специализирующиеся на ведении бухгалтерии
(кайкэй) и всей юридической деятельности (сингиин), начиная от уклонения от
налогов и заканчивая правовой поддержкой арестованных членов клана.
Вопреки многим голливудским
фильмам, члены банд в обычной жизни не имеют ярко выраженных черт внешности,
некая особенная одежда якудза - это миф. Со стороны это обычно молодые люди
спортивного телосложения в костюмах европейского покроя. Другое тело татуировки
якудза: традиционно покрытие своего тела особыми орнаментами и рисунками
считается одной из отличительных черт якудза. При этом каждый клан якудза имеет
собственные символы, также и положение в иерархии семьи отражается с помощью
нанесения особых рисунков. Исторически это связано с обычаем японцев мыться в
общественных банях (личных купален в домах японцев не было). Следовательно,
встречавшиеся в них преступники из разных кланов могли по тату якудза без слов
узнать, представитель какой семьи перед ним и какое место он в ней занимает.
В настоящее время более половины
членов банд следуют традиции наносить наколки якудза, однако всё чаще ради
конспирации от этого обычая отступают. Другой хорошо известный ритуал якудза –
юбитсуме, или отрезание пальца. Первоначально отрезать часть фаланги левого
мизинца являлось частью обряда посвящения в члены клана. Затем якудза должен
был отрезать палец в случае провинности перед семьёй. Кроме того, в тех
редчайших случаях, когда члену якудза дозволялось выйти из клана и начать
«гражданскую жизнь», он также должен был пожертвовать как минимум одним
пальцем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий