В начале 1970-х американская полиция испытывала те же проблемы, что и украинская – недоверие населения, коррупция, излишняя жестокость, непрофессионализм. В США в середине ХХ века уровень доверия к полиции составлял 15-20%. Эти цифры подвигли власти и общество Америки всерьёз взяться за реформу ведомства. Как происходил этот процесс, описывается в журнале Harvard Business Review.
В 1972 году была создана комиссия Кнаппа, которая проанализировала ситуацию в полиции Нью-Йорка и представила результаты в специальном отчёте. Вскрылись многочисленные факты коррупции и сращивания полиции с организованной преступностью, случаи купли-продажи должностей и т.п.
Комиссия направила в Минюст и генеральную прокуратуру США 6 рекомендаций – они стали основой общенациональной реформы полиции. Из них можно выделить четыре главных направления.
2
Ужесточение
внутреннего контроля
Комиссия рекомендовала внести
личную ответственность руководства за подчинённых и создать в каждом округе
отделы внутренней безопасности. Оба пункта были реализованы. Отделы внутреннего
контроля появились в каждом полицейском департаменте, они напрямую подчиняются
местному начальнику полиции. Сотрудников в них не набирают, а приглашают
персонально.
После нескольких лет работы в
отделе, в котором они расследуют преступления коллег по ведомству, их переводят
в обычные участки – это делается для того, чтобы они не успели обрасти в
спецотделе нежелательными связями. Этот же отдел внедряет в другие подразделения
«сотрудников под прикрытием». Оставить сообщение отделу может любой гражданин.
Спецотделы мегаполисов насчитывают несколько сот человек, у них хорошие бюджеты. Она борется не только с рядовыми, но и высокопоставленными нечистоплотными сотрудниками. Например, в 2007 году бывший шеф полиции Нью-Йорка Бернард Керик был приговорён к 4 годам заключения – по обвинению в коррупции и даче ложных показаний.
3
Рядовым полицейским, пойманным
за руку, есть что терять. Сейчас зарплата рядового полицейского в зависимости
от региона и звания составляет 60-90 тыс. долларов в год. Но за счёт
премиальных, сверхурочных и спецвыплат иногда набегает 200 тыс. долларов в год.
Также полицейскому полагается медицинская страховка и льготы по ипотечным
кредитам. Через 20-25 лет службы он может уйти на пенсию и рассчитывать на 50%
от заработка. Если он выходит на пенсию после 30 лет службы, она составляет 75%
от заработка.
Взаимодействие с обществом
Одна из рекомендаций комиссии
Кнаппа – изменить стиль работы полиции. Под этим подразумевалось налаживание
сотрудничества с обществом – эта связь к 1970-м была утеряна. Властями был
разработан и профинансирован ряд программ, направленных на то, чтобы вовлечь
население в работу полиции. Отлично зарекомендовали себя подразделения добровольной
полиции, составленные из местных жителей.
Многие программы стали
обязательными к применению. Например, каждый полицейский участок по закону
должен был привлечь к работе определённое количество волонтёров из числа
обычных граждан. Они и составляют костяк этой «дружины»: патрулируют улицы и
помогают обеспечивать порядок на массовых мероприятиях. Это общественная
работа, она никак не оплачивается, но считается почётной. Перед началом работы
«дружинники» проходят краткий учебный курс. Им полагается униформа и патрульный
автомобиль.
Так устраняется психологический
барьер между обществом и полицией, а сама система становится более открытой,
поскольку в неё попадают люди извне. Масштабы этих изменений существенные: в
Нью-Йорке на 40 тысяч полицейских приходится более 4 тыс. добровольцев.
Кроме того, в каждом округе была введена практика гражданских «секретных осведомителей» – это тоже была законодательно закреплённая обязанность руководителей подразделений полиции. Эти люди фиксируют нарушения полицейских и сообщают о них руководству (за это предусмотрено вознаграждение).
Высокие
стандарты полиции
Чтобы попасть в полицию,
гражданин должен закончить полицейскую академию (обучение длится чуть меньше
года). Рядовой сотрудник отделён от шефа полиции 5-6 ступенями, и, чтобы
получить повышение, он должен хорошо проявить себя на каждой. Начинает любой
новобранец с самой сложной и неблагодарной работы: несколько лет он обязан
патрулировать улицы (благодаря этому со спецификой основной работы знаком
каждый полицейский).
Только после этого,
зарекомендовав себя, он вправе претендовать на следующую должность – детектива.
Ещё через 5 лет детектив может выйти на следующий уровень, пройдя трудный
профессиональный экзамен. И так при каждом повышении: отличные результаты, не
менее 3-х лет в нынешнем статусе и всё более сложное квалификационное
испытание.
Но даже самые выдающиеся
показатели не позволят занять место главы полиции большого города или штата. На
эту должность человека назначают органы исполнительной власти, и он должен быть
штатским. Такая система снижает опасность формирования коррупционной пирамиды.
4
Общественный
контроль
Полиция в США складывалась как
закрытая кастовая система. Изменить такое положение дел только государственным
контролем не удалось. Общество добилось права надзирать за деятельностью
полиции, а именно – создавать гражданские контролирующие органы. Штаты сами
принимали соответствующие законы, благо самоуправление в США очень развито, а
если власть противилась, то вопрос выносили на референдум. Деятельность таких
структур часто финансируется из бюджета штата.
К примеру, именно после
местного референдума в Сан-Франциско появился «Комитет по рассмотрению жалоб».
Его создание поддержали Коллегия адвокатов Сан-Франциско и Ассоциация
сотрудников полиции города. Но тогдашний начальник полиции и мэр восприняли
инициативу в штыки: новый орган, считали они, станет мешать работе полиции и
слишком дорого обойдётся казне.
Тем не менее, население
проголосовало «за», и комитет появился. Он рассматривает жалобы и заявления о
нарушении должностных полномочий полицейскими и может сам проводить
расследования. Их результаты считаются предварительными и отправляются
начальнику полиции, который и принимает решение о наказании провинившегося.
Если он сочтёт, что нарушение
заслуживает большего наказания, то дело передаётся Полицейской комиссии,
которая назначает общественные административные слушания. На них присутствует
обвиняемый сотрудник полиции, предоставляются аргументы и доказательства обеих
сторон. Полицейская комиссия принимает окончательное решение по результатам
слушаний. Такого рода советы есть во многих больших и малых городах США.
В соответствии с последней, шестой рекомендацией Кнаппа полицейское руководство теперь регулярно делает доклады по «коррупционноёмким областям». Американцы ещё больше децентрализовали саму систему по территориальному признаку (на федеральную, штатскую и муниципальную полицию).
Самое главное – они ушли от
приоритета «палочной системы» и оценивают работу полиции, основываясь на мнении
граждан (один из действенных механизмом – регулярные опросы населения об
эффективности деятельности полиции, которые проводит Институт Гэллапа).
Стратегия себя оправдала: в 2008 году полицейским доверяло 73% жителей США, а в
некоторых городах, в том же Сан-Франциско – 85%.
5
Какой урок можно из опыта
реформы полиции в США? Как можно больше её полномочий, а также контроль над
полицией надо отдавать обществу. Но для этого необходимо децентрализация
власти, а также политическая реформа – существенное упрощение процедуры
назначения референдума, повышение статуса общественных организаций. Без этого
реформа МВД так и останется показухой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий