О том, как изменится российское здравоохранение в будущем, рассказывает ректор Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова, академик РАМН, профессор Николай Володин.
Российская газета: Николай Николаевич, выпускники вашего университета будут работать в новой системе здравоохранения. Какой она будет?
Николай Володин: Наше министерство сейчас разрабатывает законы, которые на первый взгляд не очень понятны практикующим врачам, но которые помогут систематизировать и модернизировать сложившуюся систему службы здоровья. Давно пора преобразовать систему отечественного здравоохранения из системы, живущей по понятиям, в систему, работающую по закону. Структурировать и упорядочить ее. Так, вызов "скорой помощи", врача на дом, принятие решения о госпитализации и направлении пациента в стационар соответствующего уровня должны проходить в зависимости от его состояния и объема необходимой помощи. Проект закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дает четкое определение вещей, которые до последнего времени просто не существовали в нормативном пространстве либо ими активно пользовались, но трактовали их каждый по-своему.
РГ: О чем идет речь?
Володин: Проект нового федерального закона определяет общие и значимые для всей сферы здравоохранения смыслы. Например, "здоровье", "диагностика", "профилактика", "лечение", "реабилитация", "пациент", "заболевание"...
РГ: И как проект нового закона трактует, например, понятие "здоровье"?
Володин: Это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и каких-то физических "дефектов".
РГ: В чем принципиальное различие нового и старого законов?
Володин: Основная разница, пожалуй, в том, что вышеназванный проект декларирует приоритет профилактических мероприятий и характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение болезней, к системе охраны здоровья, ставящей на первое место поддержание здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Оговариваются права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья: на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, на выбор медицинской организации и получение информации о состоянии своего здоровья.
В проект включены нормы, направленные на гармонизацию с международным законодательством, регламентирующие обращение медицинских изделий. Впервые дается определение понятию "медицинские изделия", закрепляется порядок их применения на территории РФ. Оговаривается, что сведения о государственной регистрации медицинских изделий, а также об их производителях будут вноситься в специальный государственный реестр.
РГ: Изменятся ли требования к медицинским и фармацевтическим работникам?
Володин: Согласно проекту закона право заниматься фармацевтической и медицинской деятельностью будут иметь люди с высшим или средним медицинским и фармацевтическим образованием, полученным на территории Российской Федерации. С 2015 г. планируется ввести свидетельства об аккредитации специалиста. Практическая подготовка должна будет осуществляться на базе структурных подразделений образовательных и научных организаций, клиник, организаций-производителей лекарственных препаратов и медицинских изделий, аптечных организаций и др.
На мой взгляд, решение минздравсоцразвития о передаче полномочий на подготовку интернов и ординаторов в подведомственные высшие медицинские учреждения абсолютно правильно, поскольку обеспечит унифицированный подход к обучению данных специалистов на этапе получения ими послевузовского образования. Позволит определить подходы к оценке качества этой подготовки. При этом практическая подготовка на базе государственных и муниципальных организаций здравоохранения должна будет организовываться для государственной или муниципальной образовательной и научной организации безвозмездно.
Чтобы повысить ответственность в сфере охраны здоровья, вводится норма о профессиональной ошибке медицинского работника, которой признается добросовестное заблуждение медицинского работника при отсутствии прямого или косвенного (халатности, небрежности) умысла, направленного на причинение вреда жизни и здоровью пациента. Решение о признании профессиональной ошибки будет приниматься коллегиально специальной комиссией по расследованию таких случаев. Ущерб, причиненный жизни и здоровью граждан, в таких случаях подлежит возмещению за счет средств страхования.
Убежден, что каждый медицинский работник должен четко знать не только собственные права и обязанности, но также права и обязанности пациента. Врач обязан иметь представление о той ответственности, которая наступит для него в случае халатности или невыполнения своих профессиональных обязанностей. Врачебное сословие должно осуждать халатность, беспечность и отсутствие милосердия у представителей своей профессии, а также связанные с этим ошибки.
Принятие нового закона позволит сократить количество упреков в адрес медработников, так как до настоящего времени никто не дифференцировал их профессиональные ошибки. Кстати, немалое их количество обусловлено в том числе и увеличением объема знаний о том или ином заболевании и улучшением методов диагностики, выявлением патологий, которые раньше были не совместимы с жизнью. Сократить число ошибок возможно за счет привлечения к процессу диагностики и лечения коллег, имеющих большой практический опыт, специалистов из профильных научных центров, проведения консилиумов.
РГ: В СМИ часто появляется информация об ангажированности врачей, действующих в интересах тех или иных фармкомпаний. Предусмотрены ли в новом проекте закона какие-то меры борьбы с этим явлением?
Володин: Да. На медицинских работников, сотрудников медицинских организаций накладывается ряд ограничений. В частности, они не вправе принимать подарки, денежные средства (исключение - договоры о клинических исследованиях лекарственных средств, медицинских изделий, педагогической, научной деятельности), оплату развлечений и отдыха, не могут участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств организаций, занимающихся разработкой, производством, реализацией лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Мы знаем немало примеров, когда специалисты, отвечающие за проведение многоцентровых исследований, проводили их в кратчайшие сроки и не сильно углублялись в анализ полученных результатов в угоду фармацевтическим компаниям-заказчикам. И все это делалось в обмен на туристические поездки или какие-то другие блага. Если раньше это было редкостью, то в последние годы стало принимать распространенный характер. Будем надеяться, что с принятием нового закона ситуация изменится.
РГ: Требования к врачам будут более строгими?
Володин: Думаю, надо начинать не с мер наказания, которые могут понести врачи, хотя и они обязательны. Прежде всего следует сказать о требованиях, позволяющих обеспечить контроль качества и профессиональную компетентность специалистов. Речь о системе аккредитации медицинских специалистов. Она будет учитывать посещение врачами симпозиумов, конгрессов, число их научных работ, докладов, выступлений. Усилится контроль за практическими навыками и умениями. В частности, каждые пять лет будет проходить сертификация медицинских специалистов. Она включает три этапа: оценку уровня знаний, практической компетенции и разбор конкретного клинического примера.
Требования к врачам будут строгими, но мягче, чем в древности, когда в случаях неблагоприятного исхода болезни у пациента врача жестоко наказывали. Вплоть до крайней меры! Современные исследования, посвященные проблемам качества медицинской помощи, свидетельствуют о росте осложнений в результате диагностики и лечения и увеличении заболеваний, обусловленных дефектами оказанной медицинской помощи, числа болезней, имеющих врачебное происхождение (ятрогении). По данным ВОЗ, ятрогении встречаются у двадцати процентов больных и составляют десять процентов в структуре госпитальной смертности. Люди гибнут, государство несет колоссальные убытки: тут и "расходы" на лечение, оплату инвалидности...
Комментариев нет:
Отправить комментарий