"Во многих городах Римской
империи сохранились роскошные уборные. Они были доступны не для всех и служили
символом социального неравенства и местом общения на политические темы", -
пишет немецкое издание Die Welt.
"О том, что уборные не в
последнюю очередь символизировали социальное неравенство, свидетельствует их
зачастую изысканное убранство, а также то, что они примыкали к домам и
строениям такого же высокого уровня, - повествует журналист Бертольд Зеевальд.
- Так, на вилле императора Адриана насчитывалось 134 туалета, следовавших четкой иерархии:
отдельные кабинки для императорской семьи, мраморные общие туалеты для
высокопоставленных гостей, целых 15 туалетов для слуг и рабов в хозяйственных
постройках".
"Для тех, кто стоял выше на
социальной лестнице, лицезрение более низких по статусу людей во время
посещения ими туалета было унизительным, - пишет историк Мартин Циммерман в
своей книге "Самые необычные места античности". - Для высоких господ,
наоборот, не было проблемой, если их видели в уборной их подчиненные".
Время, проведенное в уборной,
можно было использовать для философских дебатов или пустой болтовни. "Но,
в основном, мужчины из лучших кругов использовали место, предназначенное для
справления нужды, для того, чтобы обсуждать свои финансовые дела и политические
планы. Продолжить разговор можно было в термах, которые часто располагались
поблизости", - говорится в статье.
"Так, вероятно, происходило
в роскошных уборных, сохранившихся в зажиточном портовом городе Саламин на
Кипре, которые Циммерманн приводит в качестве примера. Моча и кал смывались с
помощью водопровода, а остатки убирали работники или рабы, принадлежавшие
koprologoi (от kopros - кал), предпринимателям, которые даже должны были
платить налоги со своих услуг, по крайней мере, если моча использовалась для
производства чистящих средств или дубления кожи. Когда из-за этого сын
императора Веспасиана Тит упрекнул своего отца, (...) тот возразил ему, сказав,
что деньги не пахнут".
"Общественные уборные были
доступны не каждому, - продолжает Зеевальд. - Большинство жителей империи
должны были обходиться ночными горшками и амфорами или же могли посещать лишь
общественные туалеты без канализации".
"Впрочем, как показывают
многочисленные указы, власти следили за последствиями. Так, людям, справлявшим
нужду между общественными зданиями или кладбищами, грозили побои и денежные
штрафы. Говорят, император Клавдий даже планировал принять закон, запрещавший
выпускать газы в его присутствии".
"То, что общественные
туалеты стали местом социального общения и проявления неравенства, нашло свое
отражение и в обширном медицинском дискурсе о дефекации. "В роскошном
туалете приветствовалось напряженное и слышное опорожнение", - пишет
Циммерманн. Врачи давали советы о том, как бороться с поносом или запором.
Надпись в одной из уборных в Эфесе напоминала: "Испражняйся как следует и
порадуй свой дух, пусть твой живот никогда тебя не печалит, когда ты будешь
входить в мои покои", - пишет Die Welt.
Источник: Die Welt
Комментариев нет:
Отправить комментарий