-
Верховный суд провинции Онтарио постановил выплатить родственникам шести жертв
крушения самолета МАУ в около $78,7 млн плюс проценты. Как это может повлиять
на ситуацию в целом?
— Мне
сложно комментировать, что происходит в Канаде, насколько это решение
окончательное, получит ли оно реализацию... Тяжело судить. Юристы наверняка
смогут лучше оценить ситуацию. Мы живем в той ситуации, в которой живем. Все
пассажиры и все члены экипажа были застрахованы, семьи погибших получили все
первые выплаты по страхованию. Вторые выплаты являются частью оценочного
процесса между страховой и семьями касательно степени нанесенного ущерба,
потому что этот ущерб, как определено страховым законодательством, может
по-разному оцениваться в зависимости от состава семьи: был ли погибший
кормильцем, были ли у него иждивенцы и т.д.
Этот
процесс длинный, причем во всех странах длится долго, но он идет. Мы
контролируем то, как это происходит. Верим, что все вопросы будут урегулированы
по отношению к родственникам как погибших пассажиров, так и погибшего экипажа.
- А как именно идут переговоры с Ираном о компенсации стоимости самолета? Иран начал возвращать средства?
— Что
касается компенсации лизингодателю, собственнику этого самолета, она уже
урегулирована, там спора больше нет.
А что
касается ущерба, нанесенного непосредственно авиакомпании “МАУ”, то сейчас его
размер оценивают эксперты, и мы рассматриваем возможность арбитражного обращения,
чтобы как компания потребовать возмещения от Ирана. “МАУ” своими специалистами,
экспертами в области авиации участвовала практически во всех встречах, которые
были между правительствами Украины и Ирана. Последняя встреча прошла в июне,
больше их не было. Говорить о том, насколько велик прогресс в этом вопросе,
сложно.
-
Министерство иностранных дел Украины утверждает, что прогресс невелик…
— Увы,
невелик. Когда к нам обращаются за экспертной оценкой, мы заинтересованно
участвуем во всех переговорах. Также мы подготовили очень серьезный
документ — замечания к техническому отчету Ирана, который был опубликован
на сайтах ИАТА и Госавиаслужбы Ирана. Там замечания всех институций: СБУ,
прокуратуры, Национального бюро по расследованию авиационных происшествий и
инцидентов с гражданскими воздушными судами (орган, который проводит
расследования авиакатастроф от украинского правительства).
Мы
вынуждены констатировать факт, что само расследование в Тегеране проведено
недостаточно качественно, притом что по международному законодательству никто,
кроме Ирана, не имеет права проводить это расследование на месте катастрофы.
Прокуратура серьезно нацелена на продолжение уголовного дела против, как я
понимаю, иранских властей, военных властей и т.д. по этому вопросу и установление
преступных фактов в данной катастрофе.
Процесс,
к сожалению, не поддерживается доброй волей Ирана и, соответственно, будет идти
против их желания. Будем надеяться, что общей воли Канады, Швеции,
Украины — всей коалиции будет достаточно, чтобы политически оказать
необходимое давление.
-
Нужны ли еще поездки украинских специалистов в Иран для продолжения
расследования по этому вопросу? И можно ли это как-то организовать в текущей
обстановке?
— В
поездках в Иран нет никакого смысла. Мы не так давно организовывали поездку для
семей погибших членов экипажа на место катастрофы, где они побывали в первый
раз за два года, и с их слов я знаю, что там уже места катастрофы как такового
нет, все зачищено. Просто есть географическое место, где это произошло, иранское
правительство установило здесь какой-то мемориальный знак. Но расследовать на
самом месте происшествия уже нечего.
Как мы
как авиакомпания планируем чтить память об этом трагическом событии? Киев нам
выделил в Днепровском гае участок сквера, который мы частично уже
благоустроили. Там высажены деревья по количеству погибших пассажиров и членов
экипажа, весной планируется строительство символичного мемориала. Сейчас это
уже благоустроено место. А 8-го января мы планируем пригласить туда всех, кто
готов почтить память этого трагического события, в том числе представителей
правительства и родственников семей погибших. Наверняка придет много наших
работников, которые несут эту боль в своих сердцах. Мы будем и дальше ухаживать
за этим сквером и поддерживать его как место памяти.
-
Иран избегает переговоров с Международной координационной группой о возмещении
ущерба по самолету “МАУ”. В МИДе отметили, что координационной группе придется
серьезно рассмотреть другие пути решения этого вопроса в рамках международного
права. Как отнесется “МАУ”, если Украина подаст иск в Иран в Международный суд
ООН?
— Это
правительственное решение. Мне трудно судить, но думаю, что любое давление,
которое Украина может оказывать на Иран в этом вопросе, играет важную роль.
После того
как не последовало справедливого решения по отношению к этой катастрофе, мы не
можем сказать, что небо над Ираном является безопасным для гражданской авиации.
То есть Украина, с учетом этой катастрофы, твердо оценивает небо над Ираном как
небезопасное. Никто из украинских авиакомпаний туда не летает и в планах
полетов туда нет. Поэтому может хотя-бы путем усиления юридического давления
будет достигнуто справедливое решение, будут компенсации стране, родственникам
погибших и вопрос будет урегулирован. Это важно для гражданской авиации как
таковой. Поэтому любые попытки государства продвигаться в данном вопросе мы
приветствуем.
-
Фактически вскоре после иранской трагедии вы получили еще один удар — начало
пандемии и практически полную остановку авиасообщения между странами с 2020
года. Авиакомпаниям пришлось выплатить большие суммы компенсаций за отмененные
рейсы. Вы уже рассчитались с вашими клиентами по этой статье?
— Мы,
конечно, не имели возможности одномоментно выплатить нашим пассажирам все
невылетанные ими билеты. Но на протяжении почти полутора лет выплатили более
$55 млн деньгами за неиспользованные билеты. При этом мы еще огромное
количество полетов выдали пассажирам ваучерами с дополнительным бонусом в 25%,
и их уже в большинстве случаев использовали на перелетах.
-
Если брать процентную долю, то сколько ваших клиентов выбрало ваучер, а
сколько — выплату деньгами?
— Всего
за время пандемии в 2020-2021 годах “живыми” деньгами “МАУ” оформила пассажирам
возвраты на общую сумму порядка $57 млн. В то же время ваучеры (промокоды) были
выданы примерно на такую же сумму с учетом бонуса 25%. То есть в пропорции чуть
более 60% возвратов фактически были оформлены деньгами. При этом львиная часть
промокодов уже переведена в билеты, однако не все они использованы к перелету.
Сегодня я
могу честно сказать, что моя совесть перед нашими пассажирами чиста. Мы
действительно выполнили все обязательства. Если остались какие-то
недовыполненные, то это уже процессы более поздних отмен и т.д., но мы их точно
выполним. Ведь мы уже доказали нашим пассажирам, что выполняем все
обязательства: или в виде денег (пусть позже), или в виде ваучеров, которые
можно использовать на другие перелеты.
Именно за
счет того, что расчеты проводились длительное время, мы потихоньку смогли из оборотных
средств практически “вымыть” $55 млн и при этом не “убить” компанию. Но это все
равно очень непросто для нас, поэтому в данный момент “МАУ” нуждается в решении
финансовых вопросов для поддержания компании в зимний период.
-
А как сейчас обстоят дела с персоналом? Насколько сильно эти два года пандемии
изменили ваш подход к кадровой политике?
— В
авиационном мире самый ценный актив — это люди. Даже не знаю, в каких еще
бизнесах люди являются настолько ценным ресурсом. Ведь авиационной компетенции
учатся очень долго и дорого.
Мы
сожалеем о том, что были вынуждены в тяжелое время в 2020 и 2021 годах провести
такое емкое сокращение, уменьшив штат почти на 40%. До пандемии у нас было
порядка 2600 человек, но из-за спровоцированного COVID-19 кризиса на авиарынке
штат пришлось сократить до порядка 1600 человек.
Однако мы
поддерживаем контакты со всеми нашими сокращенными пилотами и бортпроводниками,
знаем где они, чем занимаются. Это люди, которые покинули компанию не по
собственной воле, но они наверняка сохранили определенную лояльность к
компании. И как только начнем увеличивать объемы перевозок, наращивать флот — в
первую очередь начнем возвращать и этих людей. Мы уверены в том, что большую
часть работников, которые выросли в компании и обучены процедурам работы в
“МАУ”, компания сможет вернуть, особенно молодых вторых пилотов.
Этот
вопрос для нас очень сенсетивный и важный. И мы хотим как можно скорее
вернуться к росту компании, чтобы начать возвращать наших людей к работе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий