Журналистка Александра Владимирова поговорила с политическим социологом и преподавателем Кембриджского университета Дианой Кудайбергеновой — о том, почему протесты оказались такими мощными и какие группы казахстанского общества особенно недовольны ситуацией в стране.
— Вы ожидали,
что такой массовый, а главное, решительный, протест возможен
в Казахстане в ближайшее время?
— Наверное,
никто не ожидал, что он будет таким массовым. Но, конечно, протестные
настроения, недовольство нынешней ситуацией в стране существовали долгое
время. Режим шел на какие-то уступки, но они не были
достаточными для того, чтобы успокоить [протестную] часть населения.
— Почему,
как вы считаете, протест произошел именно сейчас?
— Как
обычно бывает с протестами, неизвестно, что станет финальным триггером.
В стране тяжелая экономическая ситуация, рост цен, пандемия, проблемы
с социальным обеспечением. Люди теряют рабочие места и больше
не чувствуют ту стабильность, которую режим обещал на протяжении
многих лет [в обмен на электоральную лояльность].
Газовая
проблема наложилась
на другие трудности и явилась тем самым последним тригерром —
но только для определенного региона. Далеко не все в Казахстане
пользуются газом, так что [для них это не было такой проблемой].
Не все люди в Алматы будут стоять всю ночь на площади из-за цен
на газ. Но цепная реакция уже была запущена, и протест —
под другими лозунгами — пошел по другим городам.
— Мирный
протест в Казахстане очень быстро перерос в силовое противостояние.
Почему демонстранты действуют намного жестче, чем, например, действовали
протестующие в Беларуси?
— Да,
ситуация, к сожалению, очень быстро эскалируется в определенных
местах. Протест включает в себя огромное количество разных людей
и разных повесток. Это было с самого начала заметно по тому,
какие требования выдвигали люди. И частью этой разношерстной толпы оказались
силы, которые решили, что нужно пользоваться ситуацией. И они, конечно,
дискредитируют протестное движение как таковое.
Но не нужно,
я считаю, забывать о том, что это очень многосоставной протест.
И далеко не во всех городах, в которых люди вышли
на улицы, стали орудовать мародеры. В таких городах, как Актобе,
Жанаозен, этого удалось избежать. Местное сообщество смогло сдержать подобные
настроения, не дало переступить порог. Они донесли до всех мысль, что
нынешняя борьба, она за «намыс» — с казахского это переводится
как «достоинство», «гордость» — а не за что-то сиюминутное.
Но, к сожалению, в других местах толпа пользуется предоставленными
им возможностями.
— Какие
группы вышли на улицы и какая повестка у каждой из них?
— Это
очень разные слои населения, и в разных регионах это разные группы.
У нас очень индустриальный запад и очень индустриальный центр. Там
выходят на улицу те люди, у которых есть сформированные годами
требования к условиям труда — а они очень тяжелые, к оплате
труда — а она низка. Эти люди — особенно на Западе —
бастуют далеко не первый год. После 2011 года профсоюзы как
институциональные структуры были разбиты, но это не означает, что
исчезли неформальные связи между людьми, у которых есть поводы для
недовольства. Последний протест из-за условий труда, в индустриях, вредных
для здоровья, случился в 2021 году. Именно поэтому на Западе
[Казахстана] было очень много политической повестки: требований сменить режим,
сменить власть, провести реформы, вернуть [более демократическую] конституцию
1993 года. Лозунг про эту конституцию, кстати, очень давно не был слышен
в Казахстане.
Другая
группа протестующих — представители бедных слоев населения, тех, кто ниже
среднего класса. Они вышли, потому что им все тяжелее и тяжелее
сводить концы с концами. Им нужны какие-то перемены, при этом они
чувствуют, что государство их абсолютно не слышит.
Третья
группа — это те политические протестные сообщества, движения,
которые, [несмотря на репрессивные действия], продолжают существовать
в Казахстане. Да, наша оппозиция, которая работала более-менее
организованно, в виде партий, распалась еще до 2019 года. Но то,
что случилось после отставки Назарбаева,
породило большую волну протестов (их стали называть «Казахской весной»),
которые потом все-таки оформились в какие-то политические движения. Есть
движение «Оян, Казахстан» («Проснись, Казахстан»), есть движение [активиста]
Жанболата Мамая, который раньше был в объединенной оппозиции. Есть ряд
других самоорганизованных групп.
Призывы
выходить на протест распространялись по совершенно разным
сообществам, в первую очередь — в мессенджерах. Поэтому там
очень разношерстная группа, но их объединяет примерно одна
и та же политическая повестка — призыв к экономическим,
политическим изменениям. Плюс, конечно, еще одна группа — те самые
деструктивные элементы, у которых свои цели.
«То,
что произошло в 2011 году, осталось очень сильной травмой для казахского
общества»
— Вы вспомнили
о протесте 2011 года в Жанаозене. Протест и в этот раз
начался в этом регионе. Почему тогда, в 2011 году,
он не пошел дальше, а в этот же раз распространился
на всю страну?
— Недовольство
нарастало постепенно. То, что произошло в 2011 году, осталось очень сильной
травмой для казахского общества. Когда были распространены видео, показывающие,
как убивали протестующих, это вызвало шок. У людей появился страх,
они стали бояться репрессий. Насколько я могу судить по моим
исследованиям — а я интервьюирую очень много разных людей,
представителей разных слоев населения Казахстана — те события очень
глубоко засели в умах людей, про них не забыли, кадры остались
в памяти. Мы видели протесты 2014 года, после «Черного вторника»,
когда произошла очень мощная девальвация тенге — тогда говорили про
Жанаозен. Мы видели «земельные протесты» 2016 года — где тоже
говорилось про Жанаозен. Когда «Оян, Казахстан» вышел
на улицу 16 декабря 2019 года, они тоже начали
с напоминания о том, что на руках режима кровь — они начали
с воспоминаний о жертвах Жанаозена.
Именно
поэтому, когда говорят, что происходящее сейчас выросло из ниоткуда, это
неправда. Я бы говорила о нарастающей цепной реакции. В 2020
тоже был большой протест, но из-за пандемии он был сконцентрирован
в интернете, в социальных сетях — так как людей
не выпускали на улицу. Проблема нарастала, и так как режим
не смог ее решить, мы пришли к тому, к чему,
к сожалению, пришли.
— Я правильно
понимаю, что с 2011 года на общенациональном уровне травма, вызванная
трагическими событиями в Жанаозене, никак не была проработана?
Те события замалчивались?
— На официальном
уровне сказали, что было 14 жертв, но люди знали, что на самом деле
гораздо больше. Президент Назарбаев, конечно, выступал с определенными
речами. Были какие-то публикации. Но на более обширном
государственном уровне эта травма не была проработана. Произошедшее
пытались подавать как локальный протест, профсоюзный конфликт нефтяников
с их руководством — хотя было очевидно, что эти вопросы затрагивают
не только конкретный город, что это глубинные проблемы, которые касаются
и многих других жителей Казахстана.
— Вы сказали
про конституцию 1993 года. Почему вы подчеркнули, что это важный лозунг?
— Россия
и Казахстан в этом плане очень похожи. В России демократия
была до 1996
года,
в Казахстане — до 1995-го. Самые первые постсоветские годы были
очень демократичными, был свободный парламент, который тогда еще
назывался Верховный Совет, публичные обсуждения, зарождалась демократия.
Более старшее поколение, которому в те годы было 30-40-50 лет,
помнит это. Эта конституция соблюдала определенный баланс власти,
и в ней было много демократических механизмов управления [страной].
Парламент мог повлиять на законодательные решения. Была свободная судебная
власть. Присутствовал баланс сдержек [и противовесов], и ни одна
из ветвей власти не возвышалась над остальными. Но также
в тот момент Назарбаев был действительно популярным лидером,
и он смог инициировать референдум 1995 года, чтобы поменять
конституцию. Она дала гораздо больше прав президенту, мы стали
президентской республикой. Президент стал назначать конституционный совет, судей,
главу Сената [верхней палаты парламента], премьер-министра, всех акимов.
Также президент имеет право инициировать поправки и в конституцию,
и в конституционные законы. У него есть и право вето
на введение любого закона.
Поэтому
когда люди говорят о том, что хотят вернуться к 1993 году, это
свидетельствует о большом переосмыслении того, что случилось за годы
суперпрезидентской власти Назарбаева.
Интересно,
что эти лозунги как будто всплыли практически из небытия. Старая оппозиция
об этом вспоминала, когда выступала в 2006 году или в 2007-м,
но мое поколение все же обычно говорило о поправках именно
в действующую конституцию [1995 года].
«Культа
личности Назарбаева не было. Была имитация»
— Когда
Назарбаев начал терять популярность?
— У нас
были очень «режимные» (то есть инициированные людьми, имевшими или
имеющими отношение к режиму — прим. «Медузы»)
протесты в 1998 году. Тогда бывший премьер-министр [Акежан]
Кажегельдин — выходец из той же системы — выступил против
режима. Но те оппозиционные выступления не были масштабными.
В 2001
году с отставкой очень большого количества молодых технократов —
министров и советников, имевших определенную популярность
у населения — тоже был определенный всплеск, но он тоже
быстро сошел. Все это время Назарбаеву удавалось удерживать [лояльность]
большинства населения, он оставался достаточно популярным. Но дальше
на ситуацию начали влиять экономические кризисы 2008-го и 2011 годов,
та же проблема с Жанаозеном, о которой мы говорили.
Мне
кажется, ключевым был момент, когда Назарбаев ушел с поста президента.
Очень многие аполитичные молодые люди вдруг проснулись и задались
вопросом: «А почему я не имею права выбрать того кандидата,
которого хочу?» И существенная часть населения поняла, что протест
возможен. Особенно важно, что это был полностью «нережимный» протест.
И протест, который происходит сейчас, он тоже «нережимный».
Даже
бюрократический класс, который верил в Назарбаева, постепенно стал терять
веру в него. И в контексте нынешних протестов, мне кажется,
показательно, что разгромили офисы партии «Нур Отан», а не только
магазины. Это показывает, что люди устали и больше не верят
в эту систему.
— Но почему
тогда элиты не попрощались с Назарбаевым раньше, до начала
протестов?
— До определенного
момента у Назарбаева была большая и институциональная,
и символическая власть, он мог поддерживать собственный
персоналистский режим. И все, что делал режим, в том числе в той
серой зоне, которая была скрыта за ширмой, основывалось на тотальной лояльности
к фигуре Назарбаева. Но в последние месяцы ситуация стала
меняться. Все эти фасадные памятники, переименования — они уже были чем-то
остаточным, попыткой доказать лояльность Назарбаеву. Но это не было
культом личности.
— А что
это было?
— Это
была имитация. Чтобы быть частью элиты, следовало играть по правилам.
Главное из них — демонстрировать лояльность Назарбаеву. Именно
поэтому они создали этот «культ личности» — но только в своем
собственном элитарном поле. Эти памятники, парки, переименование улиц, все это
делали не люди, а элиты. У людей же это вызывало протест,
люди не хотели переименования Астаны в Нур-Султан, подписывали
петиции, организовывали марафоны «От Назарбаева
до правды», записывали песни, вроде «Я умираю
в Нур-Султане» Опиа и Кисы. Было очень [символично], что первый
памятник Назарбаеву снесли именно
в таком, глубоко лояльном Назарбаеву регионе, как Алматинская область.
И это произошло на улице Назарбаева. Алматы — протестный город,
но Алматинская область — не была до этого протестным регионом.
И нынешний протест показал, что для выживания режиму нужно отказаться
от всего того, что Назарбаев сделал. Отказаться от него
самого.
— Если
сравнить казахстанский и российский политический режимы, то какой
из них жестче?
— Мне
кажется, они очень похожи. У нас нет как таковых свободных СМИ.
Но все же есть определенные ресурсы, такие как «Vласть», «Медиазона.
Центральная Азия», «Orda», которые стараются независимо освещать происходящее.
Телевидение у нас, естественно, полностью под контролем государством,
печатные СМИ практически все под государством — кроме «Новой газеты», которая
у нас тоже издается. Так что окно закрыто, но в форточку
подышать дают. Давали.
— И как
вы думаете, много людей в Казахстане верят в заявления
пропагандистов о том, что все протестующие — мародеры
и деструктивные элементы?
— Нам
очень, очень нужен свой «Левада-Центр». К сожалению, у нас очень
мало независимых социологических исследовательских центров, чтобы измерять
настроения общества, которые быстро и часто меняются — и сильно
зависят от экономической подоплеки.
Назарбаев
прекрасно понимал, что во избежание протестов нужно давать народу
определенную экономическую стабильность. Стабильность была просто мантрой
назарбаевского режима. Сейчас стабильности больше нет, но и данных
о настроениях людей — тоже. Происходящие события могут как угодно восприниматься
абсолютно дезинформированными людьми, которые сидят без связи и слушают
выстрелы, раздающиеся с улицы. Конечно, может даже создаваться
впечатление, что началась гражданская война.
«Общество
в Казахстане поляризовано. Но не по национальному признаку»
— Но,
как я понимаю, реальных предпосылок для гражданской войны, как было
в Украине в 2014 году, все же нет? Во всяком случае явных?
— Из того,
что мы сейчас наблюдаем, не создается впечатления, что кто-то
из протестующих хочет развала страны. Какие бы ни были лозунги
и как бы они ни разнились — от популистских
до очень правых — здесь нет какой-то такой огромной поляризации,
которая могла бы привести к гражданскому конфликту. Пока.
И я надеюсь, никто не будет это педалировать. Среди тех
активистов, которых я интервьюировала с начала «Казахской весны» 2019
года, у всех был четкий месседж: даже если революция случится, она должна
быть очень поступательной. Никто не хочет острого конфликта.
Мне
кажется, среднестатистический казахстанец очень прагматичен. По крайней
мере до начала мародерств люди все-таки верили в эту стабильность,
возможность достичь всего спокойно — без войны. И нужно
подчеркнуть — во всех чатах, которые я исследовала, доминировало
двуязычие. И не было никакой националистической подоплеки: «Неважно,
кто ты по национальности, это наша страна».
Режим
всегда старался немного разделить население на казахоязычное
и на русскоязычное, но, как ни странно, в самом обществе
сохранилась солидарность. На улицы выходят разные группы людей. И вне
зависимости от языка, этничности, они хотят перемен, реформ. Но, конечно,
в такой нестабильной ситуации все может перевернуться. В такой
многонациональной стране, как Казахстан, естественно, очень легко все свести
к межэтнической подоплеке. Но, надеюсь, этого не случится.
— Один
из ваших исследовательских интересов — построение нации
в Казахстане. К какому выводу вы пришли: есть ли вообще
такая нация, как казахстанцы?
— Почти
30 лет наш режим искал пресловутую национальную идею. Это [создавало
у него] ощущение контроля над смыслами. Только вот на деле, среди
людей, это работает по-другому. Скорее, существует идея солидарности, которая
[исходит от] разных сообществ, а не спускается сверху как
определенная прерогатива режима, правительства или того, что многие люди называют
«властью».
— А насколько
казахское общество при этом поляризовано? И как эта поляризация повлияла
на протесты?
— Мне
кажется, что общество действительно поляризовано. Но проблема в том,
что у нас режим обращает внимание [только] на этно-языковую
поляризацию — между русскоязычными и казахоязычными людьми,
а это не отражает ситуацию, сложившуюся в обществе.
На самом деле люди переживают не столько за национальную
политику, сколько за [свое социально-экономическое положение].
Вот
у нас есть кредитная система «Каспи». И там, среди прочего, можно
взять продукты в кредит. И вот когда люди доходят до такой
точки, когда им нужно брать в долг, чтобы купить продукты, мало кто
из них интересуется тем, какая у государства национальная политика.
На самом деле в том-то и проблема, что режим рассматривает
поляризацию в разрезе, который далеко не так значим, как
экономические трудности.
Так что
я бы скорее говорила о поляризации как о классовом расслоении.
Есть группа очень-очень богатых людей, которые могут позволить практически все,
есть совсем небольшая прослойка среднего класса. Но значительная часть
населения относится к разным [уровням] бедного слоя.
— То есть,
вам кажется, что «мы» и «они» в казахстанском контексте — это
скорее «народ» против «системы», «элит»?
— Да,
скорее так. Этничность немножко стирается. «Мы» против «системы»,
а не друг против друга.
— А где,
как вам кажется, проходит грань между «народом» и «системой»? Вот,
например, госслужащий — это «народ» или «система»?
— Понятно,
что, если речь идет о каком-то клерке, охраннике, которые получают копейки
за свою работу, это, естественно, люди из народа. А если
о советнике министра, у которого существенные ресурсы, это человек
системы. Мы видели, как силовики и полицейские переходили на сторону
протестующих. В этом смысле они стали частью «народа», несмотря
на то, что до этого, затаскивая протестующих в автозаки, они
были частью системы.
Грань
действительно тонкая и проходит по коррупционной линии. Народ
чувствует себя обокраденным системой, и не так важно, где и кем
ты работаешь, важна именно вовлеченность в коррупционные схемы.
— То есть
это скорее антикоррупционные протесты?
— Коррупция —
это часть проблемы. И речь даже не столько о коррумпированности
тех, кто руководит страной, сколько о массовой низовой коррупции, из-за
которой растаскиваются бюджеты в очень многих сферах. Но я бы
не сказала, что [борьба с ней] — это основной призыв
протестующих. Протест идет против несправедливого устройства общества как
такового.
— Запрос
на справедливость кажется слишком обширным. Можно ли считать борьбу
с несправедливостью реалистичным лозунгом?
— Несправедливость —
это описание всего беззакония, коррупции, авторитаризма и так далее.
И для разных групп, опять-таки, борьба против несправедливости выглядит
по-разному. Кто-то считает, что нужны в первую очередь экономические
реформы. Кто-то выступает за политические реформы, за то, чтобы
сделать все для верховенства закона. Потому что если, допустим, тебя собьет
машина, и за рулем при этом будет сын какого-то чиновника, ему все
сойдет с рук. У нас есть даже такое понятие — «усеновщина»,
по имени сына одного когда-то высокопоставленного [чиновника]
из системы, [Кажымурата] Усенова. Его сын сбил группу людей в Алматы,
один человек погиб. Этого парня [просто] лишили прав, причем буквально через
три месяца уже видели за рулем другой машины.
Людей
раздражает эта безнаказанность, и это раздражение потом складывается
в большой дискурс несправедливости. Люди просто боятся за свою жизнь.
Хотя
есть, конечно, и определенная часть общества, которая воспринимает борьбу
с несправедливостью скорее в популистском ключе. Они видят цифры,
которые правительство ярко презентует на разных экономических форумах,
и верят, что проблемы можно решить, если [по-другому] поделить ресурсы
страны. Тот же самый Жанболат Мамай, которого я уже упоминала,
работает именно на поле популизма.
В 2019-2020 годах
он призывал к кредитной амнистии — чтобы все банки списали
бытовые кредиты казахстанцев на том основании, что эти банки
коррумпированы и связаны с режимом. После этих его заявлений
по WhatsApp стали распространяться слухи и дезинформация, и люди
действительно верили, что кредиты спишут. Так что здесь очень многогранное
понимание несправедливости и вариантов решения этой проблемы.
— А существуют ли
в Казахстане антироссийские настроения — направленные не против
своего русскоязычного населения, а против государства Российская
Федерация?
— У нас
слишком тесные экономические связи, у нас самая большая сухопутная граница
с Россией. Слишком много нас всего связывает, и конфликт
не выгоден ни России, ни нам. Казахстан — не Украина,
ни в контексте протеста, ни в [международном]
балансе сил. Может быть, в чем-то и можно обнаружить сходство,
но это абсолютно разные кейсы. И я надеюсь, что Россия
не будет педалировать вопрос русскоязычного населения, потому что
русскоязычное население в Казахстане — это кто? Я, например,
русскоязычное население, вся моя семья, половина моих друзей. Где проводить
линию? В Казахстане так много людей говорит на русском, какая-то
часть говорит еще и на казахском и на английском. Здесь все
не так просто.
«На данный
момент единственная возможность влиять на политику для граждан — это
протест»
— Вы верите,
что серьезные экономические, политические реформы возможны при сохранении
действующего режима?
— Да.
Для книги, над которой я сейчас работаю, я очень много разговаривала
с активистами «Казахской весны». И они, в основном, понимают,
что изменения не произойдут сиюминутно. Они осознают, что представление,
будто революция может решить все проблемы за пару дней, —
это миф. Но со временем что-то изменить можно.
Мне
кажется, что политические активисты исходят из того, что постепенно
мы сможем уйти от авторитаризма к полуавторитаризму,
от полуавторитаризма мы будет дальше демократизироваться
и придем, например, к парламентской республике в той или иной
форме. Естественно, это не будет гладким процессом, будут свои кочки,
проблемы.
В Казахстане
активно следят за событиями в Армении и в Грузии,
за тем, что происходит с Беларусью, Украиной, Россия тоже постоянно
на радаре. Активисты следят и анализируют и протесты, которые
происходят за пределами постсоветского пространства, пытаются понять, где
и что работает, мыслят стратегически. И мне кажется, что транзит
власти в Казахстане должен происходить постепенно. Через диалог, через
реформы.
— То есть
сейчас главное — выиграть борьбу за саму возможность развивать
гражданское общество и иметь хоть какие-то рычаги влияния на власть?
— Конечно.
Потому что на данный момент единственная возможность для граждан влиять
на политику — это протест. [Возьмем пример Жанаозена] писать
президенту — не сработало, писать своему депутату —
не сработало, писать в газету — не сработало, сходить
в акимат — аким в итоге на государственном телевидении
сказал, что они все — хулиганы. Единственный оставшийся способ был —
протест. Так все и началось.
— Правы ли
те комментаторы, которые говорят, что у протеста внутри страны нет
лидеров — и не очень понятно, кто может ими стать?
— Наверное,
эти комментаторы ищут какого-то единого лидера для всех протестных [очагов],
но Казахстан очень большая страна — у нас 14 регионов и 3
города республиканского значения. И в разных регионах свой контекст,
своя география, свои локальные настроения и факторы, на них влияющие.
Например, цветет и развивается юг Казахстана,
а в Центральном и Западном Казахстане ситуация намного хуже.
Я не хочу
говорить, что трайбализм играет [определяющую] роль.
Он действительно играет определенную роль, но речь скорее
о какой-то социально-культурной составляющей. На западе, например,
велика доля русскоязычного населения, но эти люди отличаются
от [русскоязычного] населения, которое живет в Алматы. Поэтому, мне
кажется, и протест не может быть однородным, и не может
быть одного какого-то единого лидера для всех. В каждом локальном
контексте должны быть свои лидеры, которые будут отвечать своим локальным
настроениям. И это тоже одна из потребностей людей, которые выходят
протестовать. Их лишили возможности выбрать своих акимов. Они же
хотят, чтобы человек, который находился бы у власти в этом регионе,
понимал локальный контекст. От этого во многом зависит благополучие
региона.
Многие
представители режима сейчас просто не способны решать проблемы
стратегически, они не мыслят долгосрочно. Вот сейчас цены [на газ]
понизили на 180 дней — а дальше что? Поэтому смена режима
кажется путем решения проблем. Люди хотят увидеть какую-то новую кровь,
то есть новых людей в правительстве, которые будут мыслить немного
по-другому, в том числе — учитывая настроения населения.
— А вы не боитесь,
что вместо новой крови может быть много просто крови, и ей все
и ограничится? Режим в 2011 году показал, что способен на самые
крайние меры.
— Сейчас
действительно переломный момент. Когда люди сидят по домам,
с отключенным интернетом и просто слышат взрывы, они могут подумать
все, что угодно. И в таких обстоятельствах намного проще управлять
медийной обстановкой. Но, конечно, крайне важна не только реакция людей,
но и расстановка сил внутри режима. И мы не знаем,
какая сила переиграет всех остальных. Возможно, это будет полиция,
а возможно, армия, спецслужбы. Какая из них переборет другую, таков
и будет исход.
— Пока
кажется, что эта сила — войска ОДКБ…
— Я бы
не торопилась с выводами. Пока мы видим только начало высадки
иностранных войск, а дальше нужно следить за динамикой событий.
ДОСЬЕ
Диана
Кудайбергенова. Политический социолог. В 2015 году защитила диссертацию
в Кембридже и сейчас работает научным сотрудником
на социологическом факультете. Изучает, как может складываться соотношение
сил в системе власти, используя для этого концепции государства, идеологии
и «национализирующих режимов» (то есть режимов, которые для
поддержания власти используют тему «строительства нации» как одну из своих
главных повесток). Автор двух книг — «Переписывая понимание нации
в современной казахской литературе» (2017) и «На пути
к национализирующим режимам. Концептуализация понятий власти
и идентичности в изучении пост-советского» (2020).
Комментариев нет:
Отправить комментарий